Программное содержание:
- закреплять умение вырезать симметричное изображение по трафарету (бабочка) из бумаги, сложенной вдвое, самостоятельно вырезать элементы узора и симметрично располагать узор на крыльях бабочки;
- развивать воображение и творческие способности: чувство цвета, умение подбирать цвета при составлении узора;
- воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что всё в природе взаимосвязано, расширять знания об окружающем мире;
- создавать условия для возникновения положительных эмоций, снятия напряжения, радости от результатов коллективной работы.
Материал:
- иллюстрации с изображением бабочек, панно «Поляна», цветы на полу, фланелеграф «Бабочка»;
- ТСО: магнитофон, аудиозапись спокойной, лёгкой музыки;
- Наборы цветной бумаги разного цвета и размера, половинки трафаретов бабочек по одному на каждого ребенка, простой карандаш, ножницы, клей, кисти, клеёнки, салфетки.
Ход работы
Дети под музыку входят в класс и встают перед столами на свободном пространстве.
Педагог: «Наша Земля красива во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла и солнца. Как называется это время года? (весна) Давайте встанем в круг и прочитаем стихотворение о весне».
Ты весна, весна – красна! (дети идут по кругу и руками отбивают ритм
Что с собою принесла? на каждый шаг)
Принесла я для лугов (останавливаются лицом в круг, плавными
Покрывало из цветов. движениями водят руками)
Принесла для елки (руки над головой пирамидкой)
Новые иголки.
Для осин и для берез (хлопки руками)
Свежих листьев целый воз! (поднять руки вверх и развести в стороны)
Дети садятся за столы.
Педагог: « Расскажите, а как вы догадались, что пришла весна, по каким признакам мы её узнаём?» (тает снег и лёд, день становится длиннее, прилетели птицы)
- Скажите, а почему птицы от нас улетали? (с наступлением холодов попрятались насекомые: жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы; а раз они вернулись, значит - …?)
- Каких насекомых мы встречаем весной и летом? Какие насекомые вам больше всего нравятся? (ответы детей)
Педагог: «Ребята, посмотрите, как много здесь картинок с изображениями различных бабочек. Это самые красивые насекомые. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга».
- Почему бабочек сравнивают с летающими цветами? Зачем бабочки садятся на цветы? (ответы детей)
Затем педагог обращает внимание детей на цветочную поляну: над ней не летают бабочки. Предлагает «оживить» поляну, вырезать из бумаги разноцветных красивых бабочек.
Педагог: «Вы знаете, что строение бабочек симметрично, т.е. левая и правая части их тела одинаковы. Этим мы и воспользуемся. У вас на столах лежат картонные трафареты половинок бабочек. Выберите цветной прямоугольник для своей бабочки, сложите его пополам, приложите трафарет к линии сгиба и, придерживая его левой рукой, правой обведите по контору. Вырежете, не разворачивая. Как правило, верхние крылья бабочки больше, чем нижние. А теперь разверните. Осталось придумать и наклеить узор на крылья бабочек, он может быть самым разнообразным, но одинаковый на симметричных крыльях».
Дети принимаются за работу под негромкую музыку, а педагог помогает советом, предлагает наклеить бабочкам не только узоры, но и тело, и усики.
Физ. минутка:
Как только дети заканчивают работу, педагог приглашает их взять своих бабочек и полетать над поляной (на полу наклеены цветы).
Педагог проговаривает и показывает и дети повторяют за ним: «Вот бабочка полетала и опустилась на цветок и пошла по нему, перебирая цепкими, тонкими лапками, и лепестки раскрываются ей навстречу. Бабочка начинает раскрывать свой длинный и тонкий хоботок, закрученный в спираль, опускает его внутрь цветка и пьёт нектар – самый сладкий, самый вкусный сок. Напьётся, скрутит хоботок в спираль и полетит дальше».
Дети возвращаются на места, намазывают клеем одну половинку бабочки и приклеиваю ее на панно.
Педагог: «Полюбуемся нашей поляной, какая она стала красивая, на ней растут красивые цветы и порхают легкие, разноцветные бабочки»
Дети берутся за руки и читают стихотворение:
Бабочка! Давай дружить! (движения рук вперед – назад)
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы, (смыкают согнутые в локтях руки, кистями показывают раскрывающийся цветок)
Полетай над ними ты! (плавный взмах руками)
Ну, а дождь пойдет над садом, (присесть и постучать пальцами о пол)
Огорчаться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся, (встать и руки сомкнуть над головой)
Под моей панамой скройся.
Занятие закончено и дети убирают своё рабочее место.
Предварительная работа:
- Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек.
- Разучить стихотворения.
- Прочитать рассказы Сладкова «Бабочки», А.Онегова «Откуда прилетела бабочка».
- Подготовить панно «Цветочная поляна» вместе с детьми.