Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи урока:

  1. Овладеть словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова.
  2. Уточнить знания о роли суффикса в нашем языке.
  3. Отработать умения образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.
  4. Воспитывать внимательность и самостоятельность.

Оборудование: Для учителя: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды по теме урока, конверты с суффиксами, карточки для игры «Найди свой кармашек».

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки и надеюсь, что сегодняшний день нам всем принесёт радость общения друг с другом.

II. Сообщение темы урока.

Мы продолжаем путешествие по стране Морфемике. Вспомните, из каких частей могут состоять слова? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

В корне – смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
После корня суффикс есть,
Смысл слов он нам дополнит.

– И мы будем учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов.

III. Минутка чистописания.

(СЛАЙД 1).

Б.льшой к.сяк журавлей л.тел выс.ко в небе.

а) вставляем орфограммы;
б) списываем предложение в тетради;
в) подчёркиваем вставленные орфограммы; (ПРОВЕРЯЕМ.)
г) находим грамматическую основу предложения, выделяем.

(Что? КОСЯК. Это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. (ПРОВЕРЯЕМ.)

Косяк что делал? ЛЕТЕЛ. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.) (ПРОВЕРЯЕМ.)

IV. Повторение.

Отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(ДЕРЕВО)

СЛАЙД 2.

– С помощью суффиксов образуйте новые слова, запишите в тетради.

– Какие слова получились? (Деревушка, деревня, деревце, деревенька.)

– Какая часть слова помогла вам образовать новые слова? (Суффикс.)

– Назовите их. (-ушк-, -н-, -ц-, -еньк-.)

– Какую функцию выполняет суффикс в морфемике? (Служит для образования новых слов.)

– После какой части слова стоит суффикс? (После корня.)

– Выделите корень и суффикс в получившихся словах. (ПРОВЕРЯЕМ.)

СЛАЙД 3. (самостоятельно)

– Образуйте новые слова с корнем КОТ, разберите по составу. (Котик, котята, котище, котёнок.)

(ПРОВЕРЯЕМ.)

– Как называются получившиеся слова? (Однокоренные или родственные.) Докажите.

СЛАЙД 4. (комментирование)

– Образовать новые слова с помощью суффиксов от слова сова. (Совята, совушка, совёнок, совиный (взгляд).)

– Какие суффиксы понадобились нам для образования новых слов? (-ят-, -ушк-, -ёнок, -ин-)

– Докажите своё утверждение.

(ПРОВЕРЯЕМ.)

– Какими частями речи являются данные однокоренные слова?

– Составить предложение с данными словами так, чтобы в нём было не менее двух однокоренных слов. (УСТНО)

(≈ В лесу растут маленькие деревца и большие деревья. У Вари жили котёнок Пушок и котище Пират. и т.д.)

– Записать предложение в тетради, разобрать по составу однокоренные слова.

– Назовите родственные слова в ваших предложениях. Какие части слова помогли образовать новые слова?

– Какими частями речи являются родственные слова? Почему?

СЛАЙД 5.

– По определению записать однокоренные слова. Выделить суффикс, с помощью которого образованы данные слова. (Лесник, лесовичок, лесок.)

(ПРОВЕРЯЕМ.)

СЛАЙД 6.

– По определению записать родственные слова, разобрать по составу. (Березняк, подберёзовик, берёзка.)

(ПРОВЕРЯЕМ.)

– C помощью какой части слова образовали новые слова? Значит, какую функцию выполняет суффикс?

СЛАЙД 7.

– Запишите слова по определению. Разберите получившиеся слова по составу. Назовите части слова, которые помогли гам образовать данные слова.

(ПРОВЕРЯЕМ.)

V. Физкультминутка.

СЛАЙДЫ 8-12.

VI. Работа по теме урока.

а) Аналитический контроль над смысловым значением слов с суффиксами.

Упр. 155 на стр. 70. (комментирование)

Написать слова с суффиксами -ущ-, -ющ-, -оват-. Выделить части слова.

б) Упражнение в образовании слов и разборе по составу.

Упр. 159 на стр. 72 (самостоятельно)

Прочитайте слова в данном упражнении. Какая это часть речи?

– Образуйте с помощью суффиксов –н-, -ск- однокоренные слова. Выделите части слова.

– Какой частью речи являются полученные слова? (Именами прилагательными) Почему?

– Составьте предложения с любыми из данных слов, запишите в тетради.

(САМОПРОВЕРКА.)

VII. Игра «Найди свой кармашек».

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)

– Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?

– Какой частью речи являются данные слова?

– Что объединяет все получившиеся слова? (Они называют профессии людей.)

VIII. Работа по учебнику.

Упр. 157 на стр. 71. (диктант с предварительной подготовкой)

(ВЗАИМОПРОВЕРКА.)

– Назовите орфограммы третьего предложения.

СЛАЙД 13 (к упр. 157)

Впереди шёл старый большой ёж.

Выполним кодирование данного предложения.

а) найти подлежащее; (5)
б) сказуемое; (2)
в) слово с приставкой; (1)
г) имя прилагательное, обозначающее возраст; (3)
д) слово с мягким знаком – показателем мягкости. (4)

(В тетрадях: 5, 2, 1, 3, 4.)

IX. Закрепление изученного.

СЛАЙД 14. (по вариантам)

– Разбить слова по корневому значению:

I вариант: вид художественного творчества.

II вариант: продукт питания.

(ПРОВЕРЯЕМ.)

X. Итог урока.

СЛАЙД 15. Рефлексия.

XI. Домашнее задание.

Упр. 161 на стр. 73.