Цели и задачи урока:
- Овладеть словообразовательным анализом, исходя из смысла вторичного (производного) слова.
- Уточнить знания о роли суффикса в нашем языке.
- Отработать умения образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.
- Воспитывать внимательность и самостоятельность.
Оборудование: Для учителя: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды по теме урока, конверты с суффиксами, карточки для игры «Найди свой кармашек».
Ход урока
I. Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть вас, ваши улыбки и надеюсь, что сегодняшний день нам всем принесёт радость общения друг с другом.
II. Сообщение темы урока.
– Мы продолжаем путешествие по стране Морфемике. Вспомните, из каких частей могут состоять слова? (Корень, приставка, суффикс, окончание.)
В корне – смысл, но не весь.
Главный, но не полный.
После корня суффикс есть,
Смысл слов он нам дополнит.
– И мы будем учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов.
III. Минутка чистописания.
(СЛАЙД 1).
Б.льшой к.сяк журавлей л.тел выс.ко в небе.
а) вставляем орфограммы;
б) списываем предложение в тетради;
в) подчёркиваем вставленные орфограммы; (ПРОВЕРЯЕМ.)
г) находим грамматическую основу предложения, выделяем.
(Что? КОСЯК. Это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. (ПРОВЕРЯЕМ.)
Косяк что делал? ЛЕТЕЛ. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.) (ПРОВЕРЯЕМ.)
IV. Повторение.
– Отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(ДЕРЕВО)
СЛАЙД 2.
– С помощью суффиксов образуйте новые слова, запишите в тетради.
– Какие слова получились? (Деревушка, деревня, деревце, деревенька.)
– Какая часть слова помогла вам образовать новые слова? (Суффикс.)
– Назовите их. (-ушк-, -н-, -ц-, -еньк-.)
– Какую функцию выполняет суффикс в морфемике? (Служит для образования новых слов.)
– После какой части слова стоит суффикс? (После корня.)
– Выделите корень и суффикс в получившихся словах. (ПРОВЕРЯЕМ.)
СЛАЙД 3. (самостоятельно)
– Образуйте новые слова с корнем КОТ, разберите по составу. (Котик, котята, котище, котёнок.)
(ПРОВЕРЯЕМ.)
– Как называются получившиеся слова? (Однокоренные или родственные.) Докажите.
СЛАЙД 4. (комментирование)
– Образовать новые слова с помощью суффиксов от слова сова. (Совята, совушка, совёнок, совиный (взгляд).)
– Какие суффиксы понадобились нам для образования новых слов? (-ят-, -ушк-, -ёнок, -ин-)
– Докажите своё утверждение.
(ПРОВЕРЯЕМ.)
– Какими частями речи являются данные однокоренные слова?
– Составить предложение с данными словами так, чтобы в нём было не менее двух однокоренных слов. (УСТНО)
(≈ В лесу растут маленькие деревца и большие деревья. У Вари жили котёнок Пушок и котище Пират. и т.д.)
– Записать предложение в тетради, разобрать по составу однокоренные слова.
– Назовите родственные слова в ваших предложениях. Какие части слова помогли образовать новые слова?
– Какими частями речи являются родственные слова? Почему?
СЛАЙД 5.
– По определению записать однокоренные слова. Выделить суффикс, с помощью которого образованы данные слова. (Лесник, лесовичок, лесок.)
(ПРОВЕРЯЕМ.)
СЛАЙД 6.
– По определению записать родственные слова, разобрать по составу. (Березняк, подберёзовик, берёзка.)
(ПРОВЕРЯЕМ.)
– C помощью какой части слова образовали новые слова? Значит, какую функцию выполняет суффикс?
СЛАЙД 7.
– Запишите слова по определению. Разберите получившиеся слова по составу. Назовите части слова, которые помогли гам образовать данные слова.
(ПРОВЕРЯЕМ.)
V. Физкультминутка.
СЛАЙДЫ 8-12.
VI. Работа по теме урока.
а) Аналитический контроль над смысловым значением слов с суффиксами.
Упр. 155 на стр. 70. (комментирование)
– Написать слова с суффиксами -ущ-, -ющ-, -оват-. Выделить части слова.
б) Упражнение в образовании слов и разборе по составу.
Упр. 159 на стр. 72 (самостоятельно)
– Прочитайте слова в данном упражнении. Какая это часть речи?
– Образуйте с помощью суффиксов –н-, -ск- однокоренные слова. Выделите части слова.
– Какой частью речи являются полученные слова? (Именами прилагательными) Почему?
– Составьте предложения с любыми из данных слов, запишите в тетради.
(САМОПРОВЕРКА.)
VII. Игра «Найди свой кармашек».
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)
– Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?
– Какой частью речи являются данные слова?
– Что объединяет все получившиеся слова? (Они называют профессии людей.)
VIII. Работа по учебнику.
Упр. 157 на стр. 71. (диктант с предварительной подготовкой)
(ВЗАИМОПРОВЕРКА.)
– Назовите орфограммы третьего предложения.
СЛАЙД 13 (к упр. 157)
Впереди шёл старый большой ёж.
– Выполним кодирование данного предложения.
а) найти подлежащее; (5)
б) сказуемое; (2)
в) слово с приставкой; (1)
г) имя прилагательное, обозначающее возраст; (3)
д) слово с мягким знаком – показателем мягкости. (4)
(В тетрадях: 5, 2, 1, 3, 4.)
IX. Закрепление изученного.
СЛАЙД 14. (по вариантам)
– Разбить слова по корневому значению:
I вариант: вид художественного творчества.
II вариант: продукт питания.
(ПРОВЕРЯЕМ.)
X. Итог урока.
СЛАЙД 15. Рефлексия.
XI. Домашнее задание.
Упр. 161 на стр. 73.