Цели и задачи урока:
- Закрепить приёмы сгибания и складывания бумаги
- Выполнить модель птицы в технике оригами.
- Развивать умение ориентироваться в задании и контролировать свою работу.
- Соблюдать технику безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.
- Обобщить знания детей о птицах Приморья.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Побуждать желание помогать птицам.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды по теме урока, конверты с суффиксами, технологическая карта, кроссворд, ф/мма «Голоса птиц», макет кормушки.
- Для учащихся: бумага красного и чёрного цвета, клей ножницы, фломастеры или цветные карандаши.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Постановка цели урока.
(СЛАЙД 1)
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в зимнюю сказку и вспомним, каких птиц можно встретить зимой в Приморском крае и сделаем модель одной из них.
(ЗВУЧИТ Ф/ММА «ГОЛОСА ПТИЦ»)
3. Вступительная беседа.
- Когда мы можем услышать пение птиц?
- Почему мы слышим пение птиц летом и весной?
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной и улетают осенью? (Перелётные.)
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Почему они покидают родные места?
- А можем мы услышать пение птиц в зимнюю пору? (Да, но мало.)
- Как называют птиц, которые зимуют в Приморье? (Зимующие птицы.)
- Назовите их (Воробей, ворона, сорока, дятел, тетерев, клёст, голубь, поползень.)
- Кто знает особенности клестов? (Необычный клюв, птенцов выводят зимой.)
- Есть ещё очень красивая птица с хохолком – это свиристель.
(СЛАЙД 2)
Эти птицы прилетают к нам зимой с севера, если нет корма, они улетают искать корм южнее.
- Вспомните, как называются такие птицы? (Кочующие птицы.)
4. Рассказ учителя.
(СЛАЙДЫ 3 - 7)
- Я хочу рассказать вам легенду ещё об одной кочующей птице. Послушайте её.
В одном ледяном царстве безмолвном государстве жил снежный тролль по имени Вьюж. Из года в год он обходил свои владения, пересчитывал, сколько льдинок, снежинок и сугробов он имеет. Только как-то наскучило Вьюжу слушать завывания северных ветров и метелей, сидя в своей избушке. Захотелось ему услышать другие звуки.
И вот однажды, путешествуя по своему царству, он случайно встретил северного оленя и рассказал о своей беде – печали. И тогда северный олень поведал о том, что много южнее, куда зима приходит только на некоторое время, живут птицы.
Взял тогда тролль в руку горсть снега, прошептал заклинанье и раскрыл ладонь. Оттуда выпорхнула стайка чёрных птичек с коричневыми клювиками и блестящими как угольки глазами.
Испугался Вьюж, что погибнут птички от холода и без пищи в царстве ледяного безмолвия, решил отправиться с ними в царство лесов, пока зима не покинула те края. Но взял с пичужек клятву возвращаться всякий раз, когда будет приближаться весна.
Каких только птиц здесь не встретили: и с расписными хохолками, и с яркими грудками, и с пышными хвостами. Только птички Вьюжа были чёрные, невзрачные. «Как сделать так, чтобы мои птички отличались от других?» - подумал снежный тролль.
И тут птички сами подсказали выход. Они стайкой разместились на кусте рябины. И так красиво смотрелись на фоне красных ягод, что решил Вьюж раскрасить им грудки алым цветом.
С тех пор к нам на зиму прилетают с северных краёв птички с алыми грудками.
- Догадались, как называются эти птицы?
- А теперь давайте проверим, правы ли вы.
5. Разгадывание кроссворда.
(СЛАЙД 8)
1. Жители добрых еловых лесов
Даже в морозы выводят птенцов. (Клёст.)
2. Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. (Коршун.)
3. В лесу под щебет, звон и свист,
Письмо строчит специалист:
«Здорово, клёст – приятель!»
И ставит подпись… (дятел).
4. У вокзалов он живёт,
Крошки хлебные клюёт.
Ворковать летит с рассветом,
Не пугайтесь, … (голубь) это.
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
6. Особа всем известная:
Она крикунья местная.
Завидит тучу чёрную,
Взлетит на ель зелёную,
И смотрит, словно с трона,
Серая… (ворона.)
7. По стволу – вниз головой
Бежит в одёжке голубой. (Поползень.)
6. Рассказ учителя о снегирях.
Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.
Снегирь-самец – красногрудая птичка голубовато-серой спинкой, чёрной головкой. У самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7-10 птичек в каждой). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольших орешков. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки они падают на землю. Весной они прорастут.
С наступлением темноты вся стайка улетает куда-нибудь на кусты или на деревья. Где и ночует, сидя на ветках. И так в течение всей зимы.
Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.
7. Закрепление материала.
-Как отличить снегиря от других птиц?
- Чем питается снегирь?
- Какую пользу приносят эти маленькие птички?
- Вспомните, как называется древнее японское искусство складывания фигурок растений и животных из бумаги? (Оригами.)
- В этой технике мы и сделаем фигурки птиц, вспомнив правила сгибания и складывания бумаги.
8. Физкультминутка.
- А пока мы с вами, ребята, тоже попробуем стать волшебниками.
(И.П. стоя у своих парт.
Слегка наклониться, имитировать шёпот в сжатые «ковшиком» ладони, раскрыть ладони, растопырить пальцы, встать на носочки. Повторить 4-5раз.)
9. Техника безопасности и охрана труда.
- Какие правила безопасности будем соблюдать при работе с ножницами?
(Работать хорошо отрегулированными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
Ножницы надо класть кольцами к себе, передавать кольцами вперёд.
Следить за движением лезвий во время резания.
Не оставлять ножницы раскрытыми.
Нельзя играть ножницами и подносить к лицу.)
10. Выполнение работы самостоятельно с опорой на технологическую карту
(СЛАЙДЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА»)
- Какие цвета бумаги нам понадобятся, чтобы выполнить работу?
(Индивидуальная помощь во время выполнения работы.)
11. Выставка работ.
(На доске – макет кормушки; на кормушку «слетаются» птицы по мере выполнения их детьми.)
- Чем же питаются птицы зимой?
- Корма этого недостаточно, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Как им можно помочь?
- Кто уже помогает птахам? Каким образом?
12. Итог урока.
- Работа закончена. Пусть наша кормушка напоминает нам о птицах, нуждающихся в помощи.
(стихотворение К.Мухамади)
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всех слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»