Цели:
- Создать справочник-таблицу для индивидуального пользования.
- Формировать вычислительные навыки.
- Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте и поздоровайтесь с нашими гостями.
1) Психологический настрой.
Скажем "Здравствуйте!" руками
Скажем "Здравствуйте!" глазами
Скажем "Здравствуйте!" мы ртом
Станет радостно кругом.(слайд 1)
- А если отгадаете загадку, то узнаете кто ещё у нас в гостях. (слайд 2)
Днем молчит
Ночью кричит. (сова) (слайд 3)
- Молодцы! Да, наша гостья тётушка Сова и она нам предлагает путешествовать по стране математики на этом паровозе. (слайд 4)
- И первая станция называется "Устный счёт".
II. Устный счет (слайд 5)
1) Рассмотрите ряд чисел: 3,9,14,7,0.(Слайд 6)
- Найдите лишнее число и докажите. (I вариант:0 - это не натуральное число, II вариант: 14 - это двузначное число).
- Назовите к каждому из данных чисел последующее число. (4, 10, 15, 8, 1.)
2) - Тётушка Сова приготовила ещё одно интересное задание (слайд 7).
Внимательно послушайте. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что из-под дощатой перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей стоит за перегородкой? (4)
- Молодцы! Докажите, почему думаете, что именно 4 друзей стояли за перегородкой? (Потому, что у каждого по 2 ноги.)
- А тётушка Сова говорит, что вы, наверно, устали и предлагает нам немножко отдохнуть. И следующая станция "Физминутка".
- Молодцы! Тётушка Сова шепнула мне в ушко, что очень приятно с вами путешествовать. И предлагает дальше продолжить наш путь.
- И нас ждёт следующая станция "Новая тема".(слайд 8)
- Тётушка Сова желает, чтоб мы поработали по учебнику.
III. Работа по теме урока.
- Откройте учебники на странице 48 и найдите задание 108.
Задание 108.
- Откройте тетради и запишите условно сегодняшнее число. Скажите, какое сегодня число? Какой день недели? Запишите суммы в тетрадях и найдите значение сумм.
4+1=5 6+1=7
5+1=6 7+1=8 (Дети самостоятельно работают в тетрадях.)
- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение суммы. Что вы заметили? (Слагаемое увеличивается на 1 и значение суммы увеличивается на 1.)
- Нужно ли заучивать эти равенства? Почему? (Если к любому числу прибавить 1, то получится следующее число) Зачеркните эти равенства на своих листочках, которые лежат у вас на партах. - Можно ли что-то изменить в таблице, чтобы она стала удобной и меньше? (У каждого ученика листочки с таблицей сложения и они зачеркивают эти равенства.) (Слайд 9.)
2+1=3 1+2=3 |
3+1=4 2+2=4 1+3=4 |
4+1=5 3+2=5 2+3=5 1+4=5 |
5+1=6 4+2=6 3+3=6 2+4=6 1+5=6 |
6+1=7 5+2=7 4+3=7 3+4=7 2+5=7 1+6=7 |
7+1=8 6+2=8 5+3=8 4+4=8 3+5=8 2+6=8 1+7=8 |
8+1=9 7+2=9 6+3=9 5+4=9 4+5=9 3+6=9 2+7=9 1+8=9 |
- Внимательно рассмотрите таблицу. Как её можно ещё сократить для удобств?(Используя переместительное свойство сложения.)
- Молодцы! Давайте мы с вами используя переместительное свойство сложения сократим таблицу.
- Молодцы! У нас остались эти равенства. (слайд 10)
2+2=4 |
3+3=6 |
4+4=8 |
- У вас получилась карточка -справочник. И эту таблицу вам нужно будет запомнить.
- А тётушка Сова говорит, что вы, наверно, устали и предлагает нам немножко отдохнуть. И следующая станция "Физминутка". (Слайд 11)
- Отдохнули и мы можем продолжить наш путь по страницам нашего учебника.
IV. Работа по учебнику
Задание 112.
- А теперь используя нашу таблицу найдите значение сумм 5+2, 4+2, 3+2.
- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? (Потому, что первое слагаемое каждой следующей суммы меньше предыдущего на 1.)
- Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным? Найдите и запишите их в тетрадях. (7+2=9, 6+2=8, 2+2=4).
Зарядка для ума.
- Вы молодцы, ребята! Вы проявили свою смекалку и облегчили себе работу, мы сократили таблицу.
- Мы с вами сделали зарядку для рук и для ног, а теперь сделаем зарядку для ума. Внимательно посмотрите на доску и прочтите задание.(слайд 12)
Росло 2 вербы, на каждой вербе 2 ветки. На каждой ветке - по 2 груши. Сколько всего груш? (Нисколько, т.к. на вербе груши не растут.)
- А теперь возвращаемся обратно к страницам нашего учебника.
- Давайте, отдохнём. Потому, что подъезжаем к станции "Физминутка".(слайд 13)
Физминутка
- А теперь возвращаемся обратно к страницам нашего учебника.
- Тётушка Сова тоже отдохнула и приготовила ещё одно интересное задание. Это наша любимая игра "Тетрамино".
Задание 113.
- А теперь мы с вами разделимся на три группы для того, чтобы быстрее выполнить это задание. В 1- ой группе будут работать Саша, Илюша и Аня. Ваше задание: У вас на партах лежат готовые детали тетрамино и вы должны из этих деталей собрать фигуру, которая дана в учебнике.
Во 2-ой группе будут работать Эльвина, Вова и Оля. Вам я начертила данную фигуру на отдельных листочках, а вы должны выделить и раскрасить детали тетрамино на этой фигуре.
В 3-ей группе будут работать Жасмина, Настя и Паша. Вам нужно начертить другую фигуру, состоящую из этих же деталей и раскрасить детали указанным цветом.
- Давайте ещё раз покажем тётушке Сове какие мы с вами умные и выполним последнее её задание.
Зарядка для ума.
- Молодцы! У вас на партах лежат 7 палочек. Ваша задача: составить из этих одинаковых палочек 2 одинаковых квадрата. (слайд 14.)
- А теперь проверьте. У кого так получилось? Молодцы! И на этом заканчивается наше путешествие по стране математики. Тётушка Сова очень довольна вами и благодарит вас за урок.
V. Итог урока.
Рефлексия.
- Молодцы! Что вам понравилось на уроке? (То, что мы сократили таблицу сложения и она стала удобной.)
- Какие суммы вы записали в таблицу сложения? Если вам понравился урок нарисуйте в своих тетрадях смайлик с улыбкой, а если не понравился, то нарисуйте грустный смайлик.
- До свидания! Спасибо за урок. (слайд 15)