Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока: учащиеся умеют выполнять аппликацию домика из геометрических фигур.
Задачи:
Обучающая | Коррекционно-развиваюшая | Воспитательная |
– формировать понятие об аппликации; – закреплять понятия о геометрических формах “треугольник” “прямоугольник”, “квадрат”; – закреплять пространственные термины, обозначающие местоположение и направление; – повторять и закреплять приемы разметки бумаги сгибанием, резания по следу сгиба; – обучать умению работать с предметно-операционным планом работы; – обучать приемам размещения на листе бумаги элементов аппликации, смазывания деталей аппликации клеем и наклеивание их; – формировать умение составлять по образцу аппликацию из геометрических фигур; – закреплять правила безопасной работы с ножницами; |
– развивать умение ориентироваться на
листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева); – коррекция зрительно-двигательной координации; – развитие мелкой моторики пальцев рук и произвольного внимания посредством пальчиковых упражнений; – коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; |
– воспитывать мотивацию к учению; – воспитывать культуру труда при работе с инструментами и материалами; – воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца; – воспитывать умение оценивать свою деятельность. |
Оборудование:
Для учителя — образец поделки, клей, ножницы, цветная и белая бумага, предметно-операционный план работы, рисунок с правилами обращения с ножницами, картинка дома, игрушки Курочка Ряба, цыпленок, подарки-сюрпризы для учащихся.
Для учащихся — лист альбомной бумаги, заготовка квадрата из синей и желтой бумаги (у одного на парте синий, у второго — желтый), ножницы, клей ПВА с кисточкой, салфетка.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность
ученика |
1. Организационный момент (настрой учащихся на работу) | Здравствуйте ребята! Сядем смирно, без движенья, Начинаем упражнение, Руки поднимем, Потом разведём И очень глубоко Всей грудью вздохнём. Дышим раз и дышим два, За работу нам пора. Начинается урок труда. – Проверим рабочие места: лист альбомной бумаги, заготовка квадрата из синей и желтой бумаги, ножницы, клей с кисточкой, салфетка, коробочка для мусора. – Обратите внимание, что инструменты кладутся справа, а материалы – слева: клей, кисточка, цветная бумага; коробочка для мусора – посередине верхней части стола. |
Дети выпрямляют спину. Руки поднимают вверх, в стороны, за голову. Глубоко вздохнуть и выдохнуть. Проверяют рабочие места. |
2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности; повышение мотивации учебной деятельности, повторение). |
Сегодня к нам пришёл
сказочный герой: Курочка Ряба.
Снесла она яичко не золотое, а простое. Появились на свет цыплятки. Но наступила весна, солнышко снег растопило, домик курочки затопило. Негде жить курочке. Вопросы задаются учителем в соответствии с типогруппой учащихся (Приложение 1). – Дети, вы хотите помочь курочке? Как вы думаете, чем м ы можем помочь? А какой домик мы узнаем позже. – Посмотрите на свои рабочие места и скажите, с каким материалом будем сегодня работать? (2 группа) – Покажите белый лист бумаги. – Какой он формы? (1 группа) – Покажите лист квадратной формы. Какого цвета лист бумаги? (3группа) – Какие инструменты лежат на парте?(2 группа) |
Учащиеся слушают и отвечают
на вопросы. Построить домик. С бумагой. Прямоугольной формы Бумага синего и желтого цвета Ножницы. |
3.Сообщение темы и цели урока. | Курочка Ряба предлагает нам
поиграть в игру “Что изменилось” Я выставляю на доску геометрические фигуры. (Приложение 2) Назовите геометрические фигуры и их цвет.(1-3 группа) Внимательно посмотрите и запомните, какие фигуры, и в каком порядке размещены на доске? А сейчас закройте глаза, что изменилось?(1-2 группа) ( В то время когда дети закрывают глаза, учитель в первый раз меняет две фигуры местами, во второй раз добавляет фигуру). Какая фигура лишняя? Почему? (1-2 группа) Молодцы! Все были внимательны. -Тема нашего урока “Аппликация “Домик” из геометрических фигур” – Сегодня мы будем учиться выполнять аппликацию “Домик” из геометрических фигур. Кто знает, что такое аппликация? (1 группа) -Верно. Аппликация — это изображение предмета путем приклеивания кусочков цветной бумаги. -Кто повторит, что такое аппликация? (2 группа) |
Учащиеся выполняют задание. Круг. У него нет углов. Аппликация – это наклеивание кусочков цветной бумаги, получится картинка. |
4. Ориентировка в задании. 4.1.Анализ образца. |
– Посмотрите на эту
аппликацию. Что она изображает? (3 группа) – Что есть у дома? – Покажите. (1, 3 группы) – Какой формы стена? (2 группа) – Какого цвета стена? (3 группа) – Из каких геометрических фигур выполнена крыша? (1-3 группа) – Покажите квадрат? Где он находится? (2 группа) – Покажите треугольники и скажите, с какой стороны они находятся.(1 группа) – Чем похожа аппликация и картинка дома. (Предлагается для сравнения аппликация и иллюстрация дома.) – В чем разница? (Приложение 3) |
Дом. Крыша, стена. Прямоугольной формы Желтого цвета. Из треугольников и квадрата. Квадрат находится в центре. Слева и справа от квадрата. |
4.2.Подготовка рабочего места. | -Положите заготовки бумаги с
левой стороны. – С правой стороны положите ножницы кольцами к себе. – Проверьте, у всех ли имеются кисточки, салфетки. Помните, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место. |
Дети выполняют инструкцию учителя. |
5. Повторение правил техники безопасности с ножницами. | -Посмотрите на таблицу. (Приложение 4) – Расскажите правила безопасной работы с ножницами?(1-2 группа) – Покажите, как надо брать ножницы в правую руку? Учитель проверяет и комментирует правила держания ножниц: большой палец находиться в верхнем кольце, средний палец – в нижнем кольце, указательный палец поддерживает ножницы, безымянный и мизинец прижимается к ладони. – Покажите, какие действия мы выполняем, когда режем бумагу: смыкаем лезвие ножниц до конца, до середины. |
Хранить в чехле, передавать
кольцами вперед, не ронять. Дети сравнивают свою хватку ножниц с рисунком. Выполняют имитирующие движения ножниц на весу без бумаги. |
Пальчиковая гимнастика | Что бы руки точно выполняли
действия, давайте их подготовим, разомнём: 1. Я здороваюсь везде, дома и на улице. Даже, здравствуй, говорю я знакомой курице. 2.Наша курочка гуляла Травку свежую щипала И пила водицу, прямо из корытца. |
Пальцами правой руки по
очереди “здороваются” с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками пальцев. Ритмично наклоняют кисть руки вниз, поднимают вверх, имитируя водопой курочки. |
6.Практическая работа учащихся | Практическая работа
выполняется следом за показом приемов работы
учителя с опорой на наглядность каждого пункта
плана. (Приложение 5) После выполнения первой операции учитель выставляет предметную наглядность следующей и называет ее, показывает приемы выполнения, обращая особое внимание на работу обеих рук, затем эту операцию выполняют дети. Учитель следит за правильностью выполнения двигательных приемов и за соблюдением порядка на рабочем месте, оказывает помощь. – Сейчас, ребята, мы приступим к выполнению практической работы. Будьте внимательны, не торопитесь: сначала я объясню, только затем вы выполняете. 1. Выполним сгибание квадрата пополам. – Возьмите квадрат. Положите его перед собой. Посмотрите, как мы будем сгибать квадрат пополам. Возьмите за нижние углы квадрата и совместите их с верхними углами. Большими пальцами находим середину линии сгиба и проглаживаем ими от середины к краям. Выполняйте. – Что мы сейчас сделали? (3 группа) 2.Разрезание ножницами по сгибу. Сейчас разрежем квадрат ножницами по линии сгиба. Вот так (показ). Я прохожу и смотрю, как вы умеете правильно разрезать бумагу: (дети должны широко раскрывать лезвия ножниц, затем свести, при этом не допускать смыкания лезвий). Выполняйте. – Что мы сейчас сделали? (3 группа) – Что у нас получилось? (1-2 группа) – Обменяйтесь: оставьте себе 1– жёлтый, 1– синий прямоугольник. 3.Разрезание прямоугольника на квадраты. Положите перед собой синий прямоугольник. Согнём прямоугольник пополам. (Показ) Разрежем прямоугольник на квадраты. Выполняйте. – Какие фигуры получились? (1-2 группа) – Какие действия мы выполняли? (3 группа) 4.Разрезание квадрата на треугольники. Взяли 1 квадрат, другой отложили в сторону. Согнём квадрат “с угла на угол” (показ). Разрежем квадрат по линии сгиба. Выполняйте. – Какие фигуры получились? (1-2 группа) – Что мы выполняли? (3 группа) 5.Расположение деталей аппликации на листе. Расположим детали аппликации на листе. – Какая фигура понадобиться, чтобы выложить стену? (1-2 группа) Выкладываем. – Какие фигуры нужны, чтобы выложить крышу? (1-2 группа) Обратите внимание, квадрат кладём посередине, по краям – треугольники. Выкладываем. 6. Наклеивание. Теперь надо довести работу до конца. – Что нужно сделать, чтобы домики не рассыпались? 3 группа – Правильно, наклеить. – Обратите внимание: я намазываю деталь с изнаночной стороны, затем прикладываю деталь на своё место и осторожно прижму салфеткой. – Что первым будем приклеивать? Затем? (1-2 группа) – Выполняйте. |
Учащиеся выполняют
практическую работу, отвечают на вопросы. Учащимся 3 группы плохо вырезанные фигуры заменить готовыми. |
Физминутка | Выполняется после 4 операции
работы. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки желтые цыплятки Ко-ко-ко, да ко-ко-ко Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка. Выпили водицы Полное корытце. |
Дети встают в хоровод: идут по кругу, взявшись за руки, имитируют действия. |
7. Отчет о проделанной работе | – Что вы делали на уроке? (1-2
группа) – Какую аппликацию делали на уроке? (3группа) – Из какого материала? (3 группа) – Что такое аппликация? (1группа) – С чего начинали работу? Какую операцию выполняли потом? (1-3 группа) |
Ученики отвечают на вопросы. Ученики с опорой на предметно-операционный план называют действия и порядок работы. |
8. Оценка качества выполненной работы | После выполнения всей работы
аппликации детей выставляются на доску. – Оцените свои работы. (Рефлексия). – Кому понравилась своя работа? – Сравните свою работу с образцом. – Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень? – Что не получилось? – Чья аппликация понравились больше всех? Почему? (Обобщение деятельности учащихся, просмотр и анализ работ, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах аппликаций, словесная оценка учеником и учителем). |
|
9. Подведение итогов | – Очень хорошо трудились,
старались, соблюдали порядок на рабочем месте.
(Каждому ученику выставляется оценка за
выполнение работы с учетом выполнения
правильных трудовых действий). – Курочке Рябе очень понравились ваши домики. В ваших домиках будут жить цыплята (учитель раздает учащимся рисунки с изображением цыплят). |
Список использованной литературы:
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208с.
- Кузнецова, Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб: “Просвещение”, 2008. – 88с.
- Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1992. – 190 с.
- Программа 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Трудовое обучение. Автор Н.П. Павлова, под ред. В.В. Воронковой. М. “Просвещение”, 1999.
- Савина, Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Пособие для родителей и педагогов под ред. Л.П. Савиной – М.: ООО “АСТ”, 2005, 44 с.