Урок труда в 1-м классе на тему "Аппликация"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Цели урока: учащиеся умеют выполнять аппликацию домика из геометрических фигур.

Задачи:

Обучающая Коррекционно-развиваюшая Воспитательная
– формировать понятие об аппликации;

– закреплять понятия о геометрических формах “треугольник” “прямоугольник”, “квадрат”;

– закреплять пространственные термины, обозначающие местоположение и направление;

– повторять и закреплять приемы разметки бумаги сгибанием, резания по следу сгиба;

– обучать умению работать с предметно-операционным планом работы;

– обучать приемам размещения на листе бумаги элементов аппликации, смазывания деталей аппликации клеем и наклеивание их;

– формировать умение составлять по образцу аппликацию из геометрических фигур;

– закреплять правила безопасной работы с ножницами;

– развивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева);

– коррекция зрительно-двигательной координации;

– развитие мелкой моторики пальцев рук и произвольного внимания посредством пальчиковых упражнений;

– коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

– воспитывать мотивацию к учению;

– воспитывать культуру труда при работе с инструментами и материалами;

– воспитание положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца;

– воспитывать умение оценивать свою деятельность.

Оборудование:

Для учителя — образец поделки, клей, ножницы, цветная и белая бумага, предметно-операционный план работы, рисунок с правилами обращения с ножницами, картинка дома, игрушки Курочка Ряба, цыпленок, подарки-сюрпризы для учащихся.

Для учащихся — лист альбомной бумаги, заготовка квадрата из синей и желтой бумаги (у одного на парте синий, у второго — желтый), ножницы, клей ПВА с кисточкой, салфетка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Индивидуальная работа

1. Организационный момент (настрой учащихся на работу) Здравствуйте ребята!
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражнение,
Руки поднимем,
Потом разведём
И очень глубоко
Всей грудью вздохнём.
Дышим раз и дышим два,
За работу нам пора.
Начинается урок труда.

– Проверим рабочие места: лист альбомной бумаги, заготовка квадрата из синей и желтой бумаги, ножницы, клей с кисточкой, салфетка, коробочка для мусора.

– Обратите внимание, что инструменты кладутся справа, а материалы – слева: клей, кисточка, цветная бумага; коробочка для мусора – посередине верхней части стола.

Дети выпрямляют спину.

Руки поднимают вверх, в стороны, за голову. Глубоко вздохнуть и выдохнуть.

Проверяют рабочие места.

2. Вводная беседа

(мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности; повышение мотивации учебной деятельности, повторение).

Сегодня к нам пришёл сказочный герой: Курочка Ряба.

Снесла она яичко не золотое, а простое. Появились на свет цыплятки. Но наступила весна, солнышко снег растопило, домик курочки затопило. Негде жить курочке.

Вопросы задаются учителем в соответствии с типогруппой учащихся (Приложение 1).

– Дети, вы хотите помочь курочке? Как вы думаете, чем м ы можем помочь? А какой домик мы узнаем позже.

– Посмотрите на свои рабочие места и скажите, с каким материалом будем сегодня работать? (2 группа)

– Покажите белый лист бумаги.

– Какой он формы? (1 группа)

– Покажите лист квадратной формы.

Какого цвета лист бумаги? (3группа)

– Какие инструменты лежат на парте?(2 группа)

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы.

Построить домик.

С бумагой.

Прямоугольной формы

Бумага синего и желтого цвета

Ножницы.

3.Сообщение темы и цели урока. Курочка Ряба предлагает нам поиграть в игру

“Что изменилось”

Я выставляю на доску геометрические фигуры. (Приложение 2)

Назовите геометрические фигуры и их цвет.(1-3 группа)

Внимательно посмотрите и запомните, какие фигуры, и в каком порядке размещены на доске?

А сейчас закройте глаза, что изменилось?(1-2 группа)

( В то время когда дети закрывают глаза, учитель в первый раз меняет две фигуры местами, во второй раз добавляет фигуру).

Какая фигура лишняя? Почему? (1-2 группа)

Молодцы! Все были внимательны.

-Тема нашего урока “Аппликация “Домик” из геометрических фигур”

– Сегодня мы будем учиться выполнять аппликацию “Домик” из геометрических фигур.

Кто знает, что такое аппликация? (1 группа)

-Верно. Аппликация — это изображение предмета путем приклеивания кусочков цветной бумаги.

-Кто повторит, что такое аппликация? (2 группа)

Учащиеся выполняют задание.

Круг. У него нет углов.

Аппликация – это наклеивание кусочков цветной бумаги, получится картинка.

4. Ориентировка в задании.

4.1.Анализ образца.

– Посмотрите на эту аппликацию. Что она изображает? (3 группа)

– Что есть у дома?

– Покажите. (1, 3 группы)

– Какой формы стена? (2 группа)

– Какого цвета стена? (3 группа)

– Из каких геометрических фигур выполнена крыша? (1-3 группа)

– Покажите квадрат? Где он находится? (2 группа)

– Покажите треугольники и скажите, с какой стороны они находятся.(1 группа)

– Чем похожа аппликация и картинка дома. (Предлагается для сравнения аппликация и иллюстрация дома.)

– В чем разница? (Приложение 3)

Дом.

Крыша, стена.

Прямоугольной формы

Желтого цвета.

Из треугольников и квадрата.

Квадрат находится в центре.

Слева и справа от квадрата.

4.2.Подготовка рабочего места. -Положите заготовки бумаги с левой стороны.

– С правой стороны положите ножницы кольцами к себе.

– Проверьте, у всех ли имеются кисточки, салфетки.

Помните, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.

Дети выполняют инструкцию учителя.
5. Повторение правил техники безопасности с ножницами. -Посмотрите на таблицу. (Приложение 4)

– Расскажите правила безопасной работы с ножницами?(1-2 группа)

– Покажите, как надо брать ножницы в правую руку?

Учитель проверяет и комментирует правила держания ножниц: большой палец находиться в верхнем кольце, средний палец – в нижнем кольце, указательный палец поддерживает ножницы, безымянный и мизинец прижимается к ладони.

– Покажите, какие действия мы выполняем, когда режем бумагу: смыкаем лезвие ножниц до конца, до середины.

Хранить в чехле, передавать кольцами вперед, не ронять.

Дети сравнивают свою хватку ножниц с рисунком.

Выполняют имитирующие движения ножниц на весу без бумаги.

Пальчиковая гимнастика Что бы руки точно выполняли действия, давайте их подготовим, разомнём:

1. Я здороваюсь везде, дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю я знакомой курице.

2.Наша курочка гуляла

Травку свежую щипала

И пила водицу, прямо из корытца.

Пальцами правой руки по очереди “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

Ритмично наклоняют кисть руки вниз, поднимают вверх, имитируя водопой курочки.

6.Практическая работа учащихся Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы учителя с опорой на наглядность каждого пункта плана. (Приложение 5)

После выполнения первой операции учитель выставляет предметную наглядность следующей и называет ее, показывает приемы выполнения, обращая особое внимание на работу обеих рук, затем эту операцию выполняют дети. Учитель следит за правильностью выполнения двигательных приемов и за соблюдением порядка на рабочем месте, оказывает помощь.

– Сейчас, ребята, мы приступим к выполнению практической работы. Будьте внимательны, не торопитесь: сначала я объясню, только затем вы выполняете.

1. Выполним сгибание квадрата пополам.

– Возьмите квадрат. Положите его перед собой. Посмотрите, как мы будем сгибать квадрат пополам. Возьмите за нижние углы квадрата и совместите их с верхними углами. Большими пальцами находим середину линии сгиба и проглаживаем ими от середины к краям. Выполняйте.

– Что мы сейчас сделали? (3 группа)

2.Разрезание ножницами по сгибу.

Сейчас разрежем квадрат ножницами по линии сгиба. Вот так (показ). Я прохожу и смотрю, как вы умеете правильно разрезать бумагу: (дети должны широко раскрывать лезвия ножниц, затем свести, при этом не допускать смыкания лезвий). Выполняйте.

– Что мы сейчас сделали? (3 группа)

– Что у нас получилось? (1-2 группа)

– Обменяйтесь: оставьте себе 1– жёлтый, 1– синий прямоугольник.

3.Разрезание прямоугольника на квадраты.

Положите перед собой синий прямоугольник. Согнём прямоугольник пополам. (Показ) Разрежем прямоугольник на квадраты. Выполняйте.

– Какие фигуры получились? (1-2 группа)

– Какие действия мы выполняли? (3 группа)

4.Разрезание квадрата на треугольники.

Взяли 1 квадрат, другой отложили в сторону. Согнём квадрат “с угла на угол” (показ). Разрежем квадрат по линии сгиба. Выполняйте.

– Какие фигуры получились? (1-2 группа)

– Что мы выполняли? (3 группа)

5.Расположение деталей аппликации на листе.

Расположим детали аппликации на листе.

– Какая фигура понадобиться, чтобы выложить стену? (1-2 группа)

Выкладываем.

– Какие фигуры нужны, чтобы выложить крышу? (1-2 группа)

Обратите внимание, квадрат кладём посередине, по краям – треугольники. Выкладываем.

6. Наклеивание.

Теперь надо довести работу до конца.

– Что нужно сделать, чтобы домики не рассыпались? 3 группа

– Правильно, наклеить.

– Обратите внимание: я намазываю деталь с изнаночной стороны, затем прикладываю деталь на своё место и осторожно прижму салфеткой.

– Что первым будем приклеивать? Затем? (1-2 группа)

– Выполняйте.

Учащиеся выполняют практическую работу, отвечают на вопросы.

Учащимся 3 группы плохо вырезанные фигуры заменить готовыми.

Физминутка Выполняется после 4 операции работы.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки желтые цыплятки
Ко-ко-ко, да ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети встают в хоровод: идут по кругу, взявшись за руки, имитируют действия.
7. Отчет о проделанной работе – Что вы делали на уроке? (1-2 группа)

– Какую аппликацию делали на уроке? (3группа)

– Из какого материала? (3 группа)

– Что такое аппликация? (1группа)

– С чего начинали работу? Какую операцию выполняли потом? (1-3 группа)

Ученики отвечают на вопросы.

Ученики с опорой на предметно-операционный план

называют действия и порядок работы.

8. Оценка качества выполненной работы После выполнения всей работы аппликации детей выставляются на доску.

– Оцените свои работы. (Рефлексия).

– Кому понравилась своя работа?

– Сравните свою работу с образцом.

– Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень?

– Что не получилось?

– Чья аппликация понравились больше всех? Почему?

(Обобщение деятельности учащихся, просмотр и анализ работ, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах аппликаций, словесная оценка учеником и учителем).

 
9. Подведение итогов – Очень хорошо трудились, старались, соблюдали порядок на рабочем месте. (Каждому ученику выставляется оценка за выполнение работы с учетом выполнения правильных трудовых действий).

– Курочке Рябе очень понравились ваши домики. В ваших домиках будут жить цыплята (учитель раздает учащимся рисунки с изображением цыплят).

 

Список использованной литературы:

  1. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208с.
  2. Кузнецова, Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб: “Просвещение”, 2008. – 88с.
  3. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1992. – 190 с.
  4. Программа 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Трудовое обучение. Автор Н.П. Павлова, под ред. В.В. Воронковой. М. “Просвещение”, 1999.
  5. Савина, Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Пособие для родителей и педагогов под ред. Л.П. Савиной – М.: ООО “АСТ”, 2005, 44 с.