Цели урока:
- Создать условия для осознанного понимания студентами ценности и значимости дружбы и межличностных взаимоотношений между людьми.
- Содействовать формированию толерантности, развитию нравственных ценностей и культуры поведения людей.
- Способствовать воспитанию гуманного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.
- Совершенствовать коммуникативные способности и логику мышления студентов.
Форма проведения: Устный журнал.
- Страница первая – “Дружба “вчера” и “сегодня”.
- Страница вторая – “Законы дружбы. Какими им быть”.
- Страница третья – “Если друг оказался вдруг…”.
- Страница четвёртая – “Дружба. Какой мы её видим?”.
Подготовительная работа:
- Проведение анкетирования “Какая я подруга?” и анализ результатов.
- Подбор пословиц и стихов о друзьях и дружбе.
- Создание презентации.
- Подбор музыкального сопровождения.
Оснащение: Мультимедийная установка, презентация “Что мы знаем о дружбе?”, презентация “Возьмемся за руки друзья”, телевизор, DVD – проигрыватель, DVD – носитель с записью фильма “Два капитана”, магнитофон, кассета с записями песен В. Высоцкого “Если друг оказался вдруг…”, В. Шаинского “Если с другом вышел в путь…”.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на страницах устного журнала: “Что такое дружба? Умеем ли мы дружить?”
Вступительное слово преподавателя: Тема сегодняшнего разговора нами выбрана не случайно. Мы все с Вами живём в мире людей. И независимо от нас между нами складываются определённые взаимоотношения, которые называются человеческими. Одним из элементов этих отношений является дружба.
Прежде, чем открыть первую страницу нашего устного журнала я попрошу Вас дописать незаконченное предложение: “Друг – это тот, кто…”. А в конце нашего мероприятия мы сравним, насколько изменилось ваше мнение на этот счёт, может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях что-то новое.
Ведущий 2. А начнём мы наш разговор с просмотра фрагмента фильма “Два капитана” / после просмотра ставятся проблемные вопросы, которые пока остаются без ответа/
Друг, дружба… Что это такое? Почему без дружбы трудно жить?
Для чего нужна она человеку? Что требует от человека? Чем она отличается от деловых отношений, приятельства, родства и отличается ли?
Как мы должны вести себя с другом, что бы не потерять его?
Ведущий 1. Страница первая “Дружба “вчера” и “сегодня”
… (Слайды № 2-8)
Не одно тысячелетие эти вопросы волнуют умы человечества.
Ещё в античности определился основной круг требований к дружбе – бескорыстие, верность, взаимная требовательность, взаимопомощь. Истинной дружбой Аристотель считал дружбу ради дружбы, дружбу хороших, одинаково доброжелательных людей. Определены и основные требования к поведению друзей – на первом месте благо друга, а не выгоды. Основные черты дружбы – доверительность, долговечность.
“Близкая дружба – это дружба с немногими; а относится к другу надо, как к самому себе”
Аристотель
“Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага”.
Аристотель
“Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их ещё сильнее нас!”
Цицерон
“Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим”
Демокрит (460-370 гг. до н.э.),
“Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”
Марк Твен (1835-1910), американский писатель
В “Толковом словаре” В.И. Даля дано такое определение дружбы: “бескорыстная стойкая приязнь”. На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Известно много ярких примеров дружбы, которая продолжалась всю жизнь. Вспомним дружбу А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, А.С. Пушкина,
В.К. Кюхельбекера, И. Пущина и В. Дельвига.
Чувство дружбы, вынесенное Пушкиным из Лицея, одухотворяло всю его жизнь. В 1825 году в Михайловском он написал стихотворение “19 октября”.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
А это стихотворение А.С. Пушкин посвятил И.И. Пущину
Мой первый друг
Мой друг бесценный
И я судьбу благословил
Когда мой двор уединенный
Печальный снегом занесенный
Твой колокольчик огласил.
Ведущий 1. Многие поэты, писатели, музыканты, режиссёры посвятили свои произведения дружбе, друзьям / студенты читают стихи и отрывки из произведений/
А теперь познакомимся с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина (отрывок из произведения).
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себя половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Ведущий 2. Как видим, несмотря на время и межкультурные различия, во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них /студенты называют их/
- Старый друг лучше новых двух.
- Был бы друг, будет и досуг.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Хороший друг всегда приходит вовремя
- У друга вода лучше, чем мёд у врага.
- Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
- У друзей секретов нет
- Друг научит, недруг проучит
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Не хвались другом три дня, а хвались три года.
- Друга ищи, а найдёшь береги.
- С другом веселей при удаче, легче в беде.
- Друзья познаются в беде.
Ведущий 1. Страница вторая “Законы дружбы. Какими им быть” (Слайды 9– 11)
“Исполнять обязанности дружбы
несколько потруднее, чем
восхищаться ими”.
Г. Лессинг
Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
Каждый человек ответственен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…
- Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека! Восприми его радости и горести как свои.
- Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее;
- Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем выше ты обязан, должен;
Быть требовательным к дружбе – значить иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность горести прими как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.
Известный русский педагог В.А. Сухомлинский писал: “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям, умей поддерживать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. А чувствование и понимание горя своего ближнего или своего друга развивает нравственную зоркость, благородство, человечность”.
Ученики Павлышской школы на Украине, где В.А. Сухомлинский работал директором, выработали общие правила, составляющие неписанный кодекс дружбы, так называемые “Законы дружбы”:
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству; опустошает дружбу.
- Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
Эти законы В.А. Сухомлинский считал большим нравственным достоянием любого коллектива.
Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем Вам посмотреть небольшую сценку по стихотворению Агнии Барто “Требуется друг”
Все живут, не тужат, а со мной не дружат!
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной… Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти:
Ты во всём должна идти другу на уступки.
Предлагаю Ильиной: – Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер
И девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита!
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: – Ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
Ведущий 1. Как Вы думаете, почему девочка не нашла себе друзей? /дискуссия студентов/
В жизни мы часто видим, что многие из нас любят командовать, требовать, чтобы прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
Ведущий 2. Страница третья “Если друг оказался вдруг…”
(Слайды № 12-14) /звучит песня В. Высоцкого “Если друг оказался вдруг…”/
Ведущий 1. Как это не печально, но к сожалению, в жизни мы видим много постыдных примеров, когда из страха бросают друзей, предают их.
Как различны люди, так различны и их реальные и конкретные требования к дружбе: одни нуждаются в удовольствиях и деньгах, другие – во влиянии; эти желают разговаривать, те – доверять свои заботы; в результате бывают друзья ради удовольствий, ради денег, ради интриг, ради дела и друзья в несчастье.
Великий Сенека с горечью отмечал: “Друзья бегут оттуда, где испытывается дружба”.
И к тому, что похвалят, и к тому, что ругают,
Ко всему постепенно человек привыкает.
К ежедневной заботе, к еженощному бденью,
К напряженью при взлёте, к пустоте при паденье.
Привыкает к сраженьям, к тишине и порядку,
Привыкает к лишеньям, привыкает к достатку.
К знойной ярости юга, к черноте бездорожной.
Лишь к предательству друга он привыкнуть не может.
Е. Николаевская
Мысль о том, что друзья познаются в беде,
Про сердечный огонь и про тленье
Повторял я, случалось, всегда и везде
Без особого назначенья.
Лишь однажды, упав, я увидел людей
Как со снятою кожурою:
И друзей настоящих, и мнимых друзей,
Кто словами любил, кто душою.
Э. Асадов
Когда со мной случилось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспешное подспорье
Всегда в друзьях я находил,
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея
Что помогли когда-то мне.
А. Дементьев
Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова Иоанна Златоуста: “Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими. Сострадание служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоём укоренилась любовь”.
Ведущий 2. Пришло время заглянуть на последнюю станицу нашего устного журнала, которая расскажет нам о нашей группе и поможет увидеть, а какой же мы видим дружбу? На этой странице участниками является вся группа.Страница четвёртая “Дружба. Какой мы её видим?” (Слайд № )
/Звучит песня В. Шаинского “Если с другом вышел в путь…”/
Ведущий 1. На этой странице мы расскажем о себе /стихи, песни, фотосюжеты, презентация о дружбе в группе/
Объявляются результаты предварительного анкетирования “Какая я друг?”
Ведущий 2. Мы проанализировали ответы студентов группы на предложенные вопросы теста и сделали соответствующий вывод:
- 35% считают себя хорошими подругами и имеют друзей, которые, по их мнению, могут прийти к ним на помощь в любую минуту
- 52% имеют друзей, но иногда чувствуют недопонимание
с их стороны, А может они сами являются причиной этого?
- 13% ответили, что не испытывают особо выраженной потребности иметь друзей. Но будем надеяться, что они
пересмотрят свои взгляды, поменяют мнение и найдут себе настоящих друзей
Заключительное слово преподавателя: Мы закрываем последнюю страницу нашего устного журнала. Думаю, Вы согласитесь с тем, что затронутая нами тема неисчерпаема как сама жизнь.
А закончим мы словами итальянского историка Ф. Гвиччардини:
“Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете”.
Рефлексия:
Предлагается дописать незаконченное предложение “Друг – это …….…”
Друг – это тот, к кому можно прийти даже поздно ночью.
Друг – это тот, с кем можно поплакаться и помолчать.
Друг – это тот, кто может выслушать тебя в трудную минуту.
Друг – это тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда от тебя отвернуться все.
Друг – это тот, кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
Друг – это тот, кто принимает тебя таким, какой ты есть со всеми твоими недостатками, даже если они причиняют ему боль.
Друг – это тот, кто говорит тебе всегда правду, даже если она тебе не нравится.
Друг – это тот, кто всегда искренен с тобой.
Друг – это тот, кто может простить тебе твои ошибки.
Друг – это тот, кто никогда не дружит ради себя, из-за выгоды.
Друг – это тот, кто не пожалеет для тебя ни сил, ни времени, ни здоровья.