Программа по профилактике профессионального выгорания педагогов "Шаг навстречу"

Разделы: Общепедагогические технологии


Педагоги, работающие с трудными подростками наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее - СЭВ).

Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Принадлежа к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.

Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Цель данной программы – профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, и всех сотрудников школы.

Задачи:

  • Представить форму обучения через технологию проживания
  • Научить педагогов модели сопереживания
  • Обеспечить благоприятный психологический климат в группе
  • Создать благоприятные условия для реализации способностей человека
  • Вывести педагогов на позицию рефлексии

Основные процессы занятий

  • Презентация себя другим – я себя демонстрирую.
  • Презентация себе себя – непроизвольно я узнаю в себе вещи, которых еще не знал, чаще всего мы прогнозируем отрицательные оценки.
  • Обратная связь – информирует о преимуществе тех или иных форм общения, помогает соотнести “реальное Я” с “идеальным Я”.
  • Прогноз эксперимента – мы предполагаем, что какая-то поведенческая реакция будет наиболее эффектная.

Занятия проводятся регулярно два раза в четверть . включают беседы, упражнения по аутогенной тренировке, игровые упражнения, телесноориентированные техники, Т-тренинги.

Профилактика и психологическая помощь

Задача профилактики эмоционального / профессионального выгорания является актуальной многие годы. За это время появилось большое количество литературы, предлагающей различные советы и техники, направленные на восстановление здоровья. Здесь мы выделяем три основных подхода к работе с профессиональным выгоранием и конкретные рекомендации, отвечающие на частый вопрос «Что делать?»:

  1. Забота о себе и снижение уровня стресса.
    • Быть внимательным к себе, и тогда вовремя можно заметить симптомы начинающегося выгорания.
    • Делиться своими эмоциями с окружающими людьми.
    • Вести здоровый образ жизни, стремиться к внутреннему равновесию, выстраивать экологичное общение.
    • Позволить себе получать удовольствие и радость. Освободиться от словесных клише негативного содержания.
    • Научиться отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
    • Освоить техники саморегуляции.
  2. Трансформация негативных убеждений.
    • Проводить «вечерний пересмотр событий»
    • Находить смысл во всех своих действиях, освобождаться от стереотипов
    • Опираться на себя благодаря знанию своих сильных и слабых сторон, определению личностного ресурса
    • Признавать свои достоинства, хвалить себя.
  3. Повышение уровня профессионального мастерства.
    • Участвовать в мероприятиях, направленных на обмен профессиональным опытом, повышение квалификации (семинары, тренинги, фокус-группы и пр.)
    • Читать литературные «новинки» по темам, которые действительно интересны, даже в том случае, если они лишь косвенно касаются профессиональной деятельности. Тренируем логику, развиваем креативность!
    • Получать супервизию (индивидуальную, групповую; очную, заочную)

Пример упражнения с элементами аутотренинга.

“Мысленное путешествие”. После предварительного расслабления участников и погружения ведущий говорит: “Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветерок что-то шепчет вам. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица. Но вы не убегаете от нее – это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место)... Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает”.

Упражнения на изменение психологической дистанции

“Внутреннее движение”. Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

Упражнения группы “психодрама”

“Два круга”. Делается два круга. Ведущим ставится проблема. Внутренний круг – участники обсуждения, а внешний – за их спинами – “внутренний голос”. По ходу дискуссии, в паузах этот “внутренний голос” проявляет эмоциональное состояние “своего” участника. Можно к нему обратиться по поводу состояния “его” участника.

Упражнения для медитации

Перед проведением медитации необходимо попросить участников сесть удобно (руки свободно лежат на коленях; снять очки, если они есть; как можно лучше расслабиться) и закрыть глаза.

Упражнение на ощущение внутреннего раскрытия. Представьте куст розы: корни, стебли, листья, а на самом верху – бутон. Бутон закрыт и окружен зелеными чашелистиками. Некоторое время рассматривайте все детали.

А теперь представьте, что чашелистики стали раскрываться, разворачиваться наружу, открывая взору скрытые ранее лепестки – нежные, тонкие, все еще закрытые.

Теперь начинают медленно раскрываться сами лепестки. По мере того, как это происходит, вы сознаете, что в глубинах вашего существа также происходит некий расцвет. Вы чувствуете, как в вас что-то раскрывается и постепенно выходит на свет осознания.

Смотря на розу, вы чувствуете, что она открывается в том же темпе, что и вы. Ее раскрытие – это ваше раскрытие. Вы продолжаете наблюдать, как роза открывается свету и воздуху, являя себя миру во всей красе. Вы вдыхаете аромат и впитываете его своим существом.

Теперь всмотритесь в самый центр, в источник движущих его жизненных сил. Пусть оттуда появится образ. Этот образ будет выражать то прекрасное, значимое, созидательное, что хочет выйти сейчас на свет сознания из глубин вашего существа. Это может быть образ чего угодно. Пусть он возникнет сам собой без вашего участия. Созерцайте какое-то время этот образ, проникаясь его содержанием. Образ может что-то сообщить вам с помощью слов и без них. Будьте готовы принять это сообщение.

Упражнения на развитие несловесных “языков” общения

Дополнительный резерв успешного контакта заключается в более полном использовании всех средств общения. Наряду со словесными, выделяют невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций, понимание психологических закономерностей в использовании того или иного канала взаимодействия, навыки возможных способов переключения на другой уровень контакта. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.

“Встречи”. При ходьбе участники встречаются и касаются друг друга, бессловесно знакомятся или приветствуют друг друга.

“Рукопожатие”. Участники становятся в круг. В центре – водящий с закрытыми (завязанными) глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним – мужчина или женщина. В зависимости от этого произнести: “Здравствуй, Оля!”, “Здравствуй, Миша!” Если он угадал, то водит тот, кого он узнал.

Упражнения по типу “Ранжирование”

“Красивые женщины”. Вызывается участник. Ведущий: “Пройдя по помещению, выведите всех женщин, которых считаете для себя красивыми, сядьте напротив них и посмотрите, полюбуйтесь на них... Я должен задать девушкам один очень важный вопрос: “Вы знали, что вы красивые?” – “Нет.” – “Так знайте это!” Поблагодарите того, кто вас выбрал, можете садиться на свои места”.

Анализ: “Из выбранных 1-2 человека соответствуют эталонам красоты, к которым мы привыкли за счет телевидения, кино и обложек журналов. Но бывают всегда и такие, которые удивлены, что их выбрали. Это упражнение показывает всю нестандартность человеческих предпочтений. Это этюд оптимизма. Среди нас находится человек (девушка), который, может быть, считает себя непривлекательным. Так прошу вас поверить, в чьих-то глазах он может оказаться очень красивым”.

Для убедительности можно попросить еще одного-двух человек (лучше мужчин) сделать свои выборы.