Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания учащихся.
- Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
- Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы:
- карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
- плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
- карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
- карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.
Ход урока
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:
Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.
Игра лото “Азбука музыки” [1].
Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:
Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.
Припев:
Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.
Припев.
Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре [2].
Повторяем названия длительностей.
- Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” [4].
- Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” [4].
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:
- Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” [1].
- Ритмическая игра “Подарок другу” [4].
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:
- Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук [5].
- Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы [7]:
Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.
- Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
- Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” [3].
Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса [8].
Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.
Учебно-методические пособия.
- С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
- Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
- Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
- Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
- О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
- Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
- Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
- В. Середа Каноны. – М., 1997