Согласная буква Н, н, звуки [н], [н']

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  • образовательная – познакомить с согласным звуком и буквой Н, учить читать слоги и слова с Н.
  • развивающая – развивать логическое мышление, речь и память.
  • воспитательная – воспитывать любознательность, повышать мотивацию к занятиям с использованием различных игр, игровых ситуаций, сказочных героев.

Оборудование:картинка Незнайки и Буратино, ножницы, наушники, нож, карточки со слогами и словами, “На что похожа буква Н?”, магнитная азбука, иллюстрация “Незнайка – художник”.

План-конспект

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Повторение пройденного.

- Ребята, догадайтесь, о чём я говорю:

Их мы не видим, а только слышим и говорим. ( звуки)

А их мы видим и пишем. ( буквы)

На доске:

а о у ы

с х ш

р м л

- Какие буквы написаны на верхней строчке? Как их можно назвать, одним словом?

- Какие буквы написаны на второй и третьей строчках? Как их можно назвать, одним словом?

- Согласные буквы я разделила на две группы. Какие согласные записаны на второй строчке? А какие на третьей? Как узнали?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А помогать нам узнавать новые звуки и букву будет один сказочный герой. Отгадайте кто это?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … Незнайка

(вывешивается картинка Незнайки)

4. Знакомство с новым звуком.

- Ребята, посмотрите какие картинки принёс нам Незнайка. Назовите, что вы на них видите. (нож, наушники, ножницы)

- На какой звук начинаются эти слова?

- Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами.

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы.

- Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)

- Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.( звонкий: выставляется звоночек)

- Звук [н] может быть твёрдым и мягким. ( выставляются синий и зелёный квадратик)

- Расскажите, Незнайке с какого звука начинается его имя?

- А ещё какие имена на звук [н] вы знаете? ( Наташа, Нина, Наиль, Никита, Настя, Николай, Надя)

5. Знакомство с буквой Нн.

- Незнайке очень понравился звук, но он не знает какой буквой его нужно обозначать. А вы знаете?

- Звук [н] живёт в букве Н. Посмотрите, как выглядит буква Н.

- На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост)

На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

(выставляется картинка)

- Как же получить печатную букву Н?

Вот буква Н- её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.

- Возьмите карандаши и составьте из них букву Н.

6. Распознавание звука [н] и [н,] в словах.

- Ребята, рассмотрите картинку и назовите какие слова начинаются на букву Н.

- Скажите какой звук [н] или[н,] в словах в этих словах.

7. Физминутка.

- Но звуки [н] и [н,] могут быть не только в начале слова, но и в середине и даже в конце слов.

- Незнайка предлагает вам такую игру. Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук [н] или [н,] будете прыгать.

Слова: ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.

8. Работа в прописях.

- Теперь пришло время поработать на листочках и вместе с Незнайкой выполнить задания.

1) – В какой цвет мы раскрасим букву Н?

- Что обведём в кружок: ушко или звоночек?

- Как раскрасим квадратики? ( синий и зелёный) Почему?

2) – Какое животное нам встречается в следующем задании? (носорог)

- Послушайте о нём рассказ.

- Что запомнили о носороге?

- Найдите и зачеркните все буквы Н в тексте.

9.Артикуляционная гимнастика.

Но-но-но-но
Посмотрели мы в окно

На-на-на-на
В небе полная луна

Он-он-он-он
Под луною ходит слон

Ну-ну-ну-ну
Нужно погулять слону.

10. Чтение слогов.

а н а
о о
у у
ы ы

11. Чтение слогов и слов по карточкам. Составление слов из букв магнитной азбуки.

На доске: сноынслуан

- Незнайка предлагает вам переставить буквы, чтобы получились слова. ( сон, нос, сын, луна)

12. Физминутка.

- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

14. Работа по букварю.

15. Составление рассказа по картинке.

- Ребята, посмотрите на картину.

- Скажите, что делает Незнайка?

- Что он для это взял?

- Как вы думаете, Незнайка хороший художник?

16. Итог занятия.

- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Чему же вы вместе с Незнайкой научились?

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.