Цели занятия:
- образовательная – познакомить с согласным звуком и буквой Н, учить читать слоги и слова с Н.
- развивающая – развивать логическое мышление, речь и память.
- воспитательная – воспитывать любознательность, повышать мотивацию к занятиям с использованием различных игр, игровых ситуаций, сказочных героев.
Оборудование:картинка Незнайки и Буратино, ножницы, наушники, нож, карточки со слогами и словами, “На что похожа буква Н?”, магнитная азбука, иллюстрация “Незнайка – художник”.
План-конспект
1.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Повторение пройденного.
- Ребята, догадайтесь, о чём я говорю:
Их мы не видим, а только слышим и говорим. ( звуки)
А их мы видим и пишем. ( буквы)
На доске:
а о у ы
с х ш
р м л
- Какие буквы написаны на верхней строчке? Как их можно назвать, одним словом?
- Какие буквы написаны на второй и третьей строчках? Как их можно назвать, одним словом?
- Согласные буквы я разделила на две группы. Какие согласные записаны на второй строчке? А какие на третьей? Как узнали?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. А помогать нам узнавать новые звуки и букву будет один сказочный герой. Отгадайте кто это?
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … Незнайка
(вывешивается картинка Незнайки)
4. Знакомство с новым звуком.
- Ребята, посмотрите какие картинки принёс нам Незнайка. Назовите, что вы на них видите. (нож, наушники, ножницы)
- На какой звук начинаются эти слова?
- Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами.
– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы.
- Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)
- Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.( звонкий: выставляется звоночек)
- Звук [н] может быть твёрдым и мягким. ( выставляются синий и зелёный квадратик)
- Расскажите, Незнайке с какого звука начинается его имя?
- А ещё какие имена на звук [н] вы знаете? ( Наташа, Нина, Наиль, Никита, Настя, Николай, Надя)
5. Знакомство с буквой Нн.
- Незнайке очень понравился звук, но он не знает какой буквой его нужно обозначать. А вы знаете?
- Звук [н] живёт в букве Н. Посмотрите, как выглядит буква Н.
- На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост)
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
(выставляется картинка)
- Как же получить печатную букву Н?
Вот буква Н- её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.
- Возьмите карандаши и составьте из них букву Н.
6. Распознавание звука [н] и [н,] в словах.
- Ребята, рассмотрите картинку и назовите какие слова начинаются на букву Н.
- Скажите какой звук [н] или[н,] в словах в этих словах.
7. Физминутка.
- Но звуки [н] и [н,] могут быть не только в начале слова, но и в середине и даже в конце слов.
- Незнайка предлагает вам такую игру. Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук [н] или [н,] будете прыгать.
Слова: ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.
8. Работа в прописях.
- Теперь пришло время поработать на листочках и вместе с Незнайкой выполнить задания.
1) – В какой цвет мы раскрасим букву Н?
- Что обведём в кружок: ушко или звоночек?
- Как раскрасим квадратики? ( синий и зелёный) Почему?
2) – Какое животное нам встречается в следующем задании? (носорог)
- Послушайте о нём рассказ.
- Что запомнили о носороге?
- Найдите и зачеркните все буквы Н в тексте.
9.Артикуляционная гимнастика.
Но-но-но-но
Посмотрели мы в окноНа-на-на-на
В небе полная лунаОн-он-он-он
Под луною ходит слонНу-ну-ну-ну
Нужно погулять слону.
10. Чтение слогов.
а н а о о у у ы ы
11. Чтение слогов и слов по карточкам. Составление слов из букв магнитной азбуки.
На доске: сноынслуан
- Незнайка предлагает вам переставить буквы, чтобы получились слова. ( сон, нос, сын, луна)
12. Физминутка.
- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.
Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
14. Работа по букварю.
15. Составление рассказа по картинке.
- Ребята, посмотрите на картину.
- Скажите, что делает Незнайка?
- Что он для это взял?
- Как вы думаете, Незнайка хороший художник?
16. Итог занятия.
- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Чему же вы вместе с Незнайкой научились?
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
- Дайте им характеристику.