Занятие 1
Тема: “Знакомство”
Цели:
- знакомство родителей друг с другом и с правилами групповой работы,
- создание благоприятных условий для работы в группе,
- сплочение родительского коллектива,
- анонс занятий.
Оборудование: цветные и простые карандаши, цветная и белая бумага, ножницы, клей, мяч, плакат “Правила”, ксерокопии приложения 1 (по количеству участников), пустая (красочно оформленная) бутылка.
План.
- Приветствие.
- Основное содержание занятия (Вступительное слово психолога. Упражнение “Имя”. Упражнение “Снежный ком”. Игра “Алфавит”. Упражнение “Герб семьи”. Тест “Какой я родитель?”. Притча Носсарата Пезешкиана “Не боги горки обжигают”).
- Упражнение – завершение “Записки”.
- Прощание.
Содержание занятия
1. Приветствие.
Здравствуйте! Сегодня мы впервые собрались на занятии родительского клуба “Помоги себе и своему ребёнку”. Наш клуб существует уже много лет. А название клуба выбрано не случайно: ведь только решив свои проблемы, мы можем помочь решить проблемы своим детям.
2. Основное содержание занятия.
Наши занятия будут тесно связаны с наукой психологией. Я люблю психологию – науку о душе, потому что мне бесконечно интересна моя собственная душа и души других людей. При этом устройство души мне бесконечно интереснее устройства космоса, компьютера, цветка.… Поэтому я выбрала психологию своей профессией.
Душа есть у каждого из присутствующих, и каждому из вас ваша собственная душа весьма интересна… Психологами являются все, кто интересуется душой. Поэтому я могу назвать вас коллегами и поделиться правилами профессии.
Правило первое. “Не лезь в душу, если тебя не приглашают”.
Это значит, что я не буду высказываться о душевной жизни кого-нибудь из присутствующих или их детей без их специальной просьбы. Поэтому, если у вас во время нашего сотрудничества появятся вопросы, спрашивайте устно или письменно.
Правило второе.
На некоторые вопросы я буду отвечать только с глазу на глаз. Я гарантирую, что сообщённая информация останется в тайне.
Мне интересны все разделы психологии. А на наших занятиях нам предстоит окунуться в интересный мир психологии детства. Мир сложный, разнообразный и порой такой непонятный нам – взрослым. Мне хотелось бы задать вопрос: “Уважаемые родители! Знаете ли вы своего ребёнка?”.
/Заслушать ответы родителей/
Среди ваших ответов я часто слышала ответы: “Конечно, ведь мы занимаемся своими детьми с первых дней из жизни”. И это правильно. Кто как не родители лучше всего знают своих детей. Но иногда в жизни бывают ситуации, когда многие родители приходят к выводу, что они не очень-то хорошо понимают своих детей, что их поведение бывает для них неожиданным и они не могут объяснить некоторые действия сына или дочери.
И тогда родители начинают задумываться: “А почему так происходит?”. Но не всегда находят ответ на этот вопрос. На наших занятиях мы будем изучать своих детей. Изучить другого человека нелегко. Трудно это даже тогда, когда другой человек – самое близкое на свете существо, развивающееся на ваших глазах со дня своего рождения, собственный ребёнок. Чтобы узнать об особенностях физического и психологического развития своих сыновей и дочерей, вам необходимо иметь терпение, а главное желание серьёзно трудиться. При этом следует учитывать, что систематическое изучение своего ребёнка основательно помогает воспитательному процессу. Для изучения своих детей нужны силы, время и труд.
- Уважаемые родители! Вы готовы потратить время и силы для нашей совместной работы? /Да/
Тогда в добрый путь, к новым открытиям!
А для того, чтобы наш путь был интересным, нам необходимо познакомиться и лучше узнать друг друга, ведь вместе мы будем пять лет.
Упражнение “Имя” (цель: представиться, пробудить интерес к себе).
Инструкция: “Назовите своё имя и расскажите, что оно означает”. Например, меня зовут Ирина, и моё имя означает – мирная.
/Значение имени пробуждает интерес и уже создаёт представление о человеке./
Мы с вами услышали, как зовут каждого из нас и что означают наши имена. А для того, чтобы лучше запомнить всех присутствующих, мы выполним следующее упражнение.
Упражнение “Снежный ком” (цель: запомнить участников по именам).
Инструкция: “Вам необходимо назвать по очереди имена всех, кто сидит перед вами, а потом – своё имя”.
/При выполнении упражнения можно использовать мяч./
Мы с вами познакомились, и пришло время немного подвигаться. Я предлагаю вам поучаствовать в игре “Алфавит”.
Игра “Алфавит” (цель: снятие эмоционального напряжения, активизация внутригруппового взаимодействия).
Инструкция: “Сейчас встаньте, пожалуйста, и мо моей команде выстройтесь в алфавитном порядке (по имени, по дню рождения, по цвету волос, по цвету глаз и т. д.). Запомните очень важное правило: “Обращаемся друг к другу по имени”.
/При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на пассивных участников./
Замечательно! Вы подвигались и готовы к работе. Для того чтобы приступить к работе нам следует договориться о правилах. Правила сопровождают нас детства. Правила помогают нам жить и трудиться. Некоторые правила для обсуждения предложу вам я, а некоторые вы добавите сами, если сочтёте это необходимо.
Правила работы:
- Активность.
- Право на ошибку.
- Правило времени.
- Конфиденциальность.
/Далее предложить родителям добавить правила и обсудить их./
Мы договорились о правилах, которые будут действовать на занятиях.
Наши занятия будут иметь следующим структуру:
- Приветствие.
- Разминка. Упражнение (Для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, для снятия внутренних зажимов, для подготовки к дальнейшей совместной работе).
- Основная часть (В основной части вам будут предложены различные тесты, упражнения и игры по предлагаемой теме, а также теоретический и практический материал).
- Упражнение – завершение (Данные упражнения помогут нам подвести итоги работы, сделать выводы, высказать собственное мнение).
- Прощание.
На первом занятии мне хотелось бы познакомиться не только с вами, но и вашими семьями. А поможет нам в этом упражнение “Герб семьи”.
Упражнение “Герб семьи”.
Инструкция: “Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы с вами не будем придумывать девиз, а попытаемся нарисовать (или вырезать из бумаги) герб. Каждый из вас должен изобразить герб своей семьи, который будет отражать ваше жизненное кредо, ваши семейные традиции, ваши семейные увлечения, ваше отношение к миру. На создание герба вам отводиться 10 – 15 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте и вас обязательно получиться. После завершения рисунков вы расскажите нам, что вы хотели отразить в фамильном гербе”.
/После того как родители обменяются мнениями можно устроить выставку фамильных гербов/
Я надеюсь, что данное упражнение помогло нам лучше узнать друг друга и ваши семьи. В начале нашей встречи я отмечала, что мы с вами попытаемся разобраться в психологии детской души. И начнём мы это делать с ответов на вопрос: “А какой он - мой ребёнок?”.
/Передавая мяч по кругу, родители отвечают на поставленный вопрос/
Итак, все дети разные и неповторимые. И воспитывать их необходимо по-разному. Если одни приёмы воспитания оказываются действенными в одной семье, то совсем не обязательно, что они будут оказывать воспитательное воздействие в другой семье. Поэтому я хочу предложить вам ответить на вопросы небольшого теста “Я и мой ребёнок”. (см. приложение 1)
Этот тест дополнит ваши представления о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно воспитания детей.
Закончить нашу встречу я хочу притчей Носсарата Пезешкиана “Не боги горки обжигают”.
Притча “Не боги горки обжигают”.
“Один фокусник показывал своё искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения: “Боже мой, какое чудо, какой гений!” Его же визирь сказал: “Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – это результат его прилежания и неустанных упражнений”. Султан нахмурился. Слова визиря травили ему удовольствие от восхищения искусством фокусника. “Ах ты неблагодарный, как ты смеешь утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнением? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, - значит, так оно и есть”. С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: “У тебя его, по крайней мере, нет, ступай в темницу! Там ты сможешь подумать и моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким и чтобы рядом с тобой был тебе подобный, то компанию с тобой разделит телёнок”. С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал телёнка и носил его каждый день по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, телёнок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастали с каждым днём благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своём узнике. Он велел привести визиря к себе. При виде его султан изумился: “Боже мой! Что за чудо, что за гений!” Визирь, нёсший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, как и раньше: “Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – это результат моего прилежания и упражнений”.
Да, и в жизни происходит точно так же. И порой мы приходим к мысли, что можно достичь очень многого, если только есть достаточно времени и желания для достижения поставленной цели. Пример визиря убеждает нас в этом.
1. Упражнение – завершения “Записки”.
Инструкция: “Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам написать записки, которые будут прочитаны на последнем нашем занятии. Записки должны быть анонимными. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые вас посетили, до анонимных писем конкретному человеку”.
/Записки собираются и складываются в заранее подготовленную бутылку/
Прощание.
Уважаемые родители! Сегодня вы сделали первые шаги по изучению себя и своих детей. Я надеюсь, что наш союз будет плодотворным и творческим.
До свидания! Увидимся с вами на следующем заседании клуба “Помоги себе и своему ребёнку”.
Занятие 2
Тема:
“Периодизация развития ребёнка от рождения и до взрослого, предложенная Д.Б. Элькониным”Цели:
- ознакомление родителей с периодизацией развития детей по Эльконину,
- создание благоприятной обстановки.
Оборудование: цветные карандаши, бумага, ксерокопии приложения 2 (по количеству участников).
План.
- Приветствие.
- Разминка. Упражнение “Прогноз погоды”.
- Основное содержание занятия (периодизация развития по Эльконину).
- Упражнение – завершение “Подарок”.
- Прощание.
Содержание занятия
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас на втором занятии. Хотелось бы сказать, что на наших занятиях мы будем говорить о трудностях и особенностях воспитания. Работа нам предстоит не легкая, т. к. кому-то потребуется пересмотреть свои взаимоотношения не только с детьми, но и с окружающими людьми. Но как - бы не было трудно, мы просим Вас не останавливаться на достигнутом. Может быть какие – то темы наших занятий покажутся Вам знакомыми или не очень интересными. И даже если Вы что – то когда – то читали, то “повторение – как говорят – мать учения”. С сегодняшнего дня нам предстоит стать единым коллективом и отсутствие кого – то на занятиях будет очень остро ощущаться.
2. Разминка. Упражнение “Прогноз погоды”.
Инструкция: “Наше настроение зависит от многих факторов:
- от взаимоотношений с окружающими;
- от наших успехов и неудач;
- от наличия проблем;
- от погоды и т. д.
Сейчас я предлагаю Вам нарисовать своё настроение, используя различные явления природы: дождь, солнце, бурю и т.д.”
/При анализе упражнения необходимо обратить внимание на то, что изобразили родители./
3. Основное содержание занятия.
Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с периодизацией развития, которую предложил выдающийся психолог Даниил Борисович Эльконин (см. приложение 2). Говорить мы будем только о важных моментах развития ребёнка в определённые периоды жизни.
Итак, ребёнок появляется на свет. Период появления на свет психологи называют “кризисным”. Этот период не связан с общением с взрослыми людьми. Кризис в том, что новорождённому необходимо приспособиться к новым условиям жизни. Ребёнок попал в более холодную и светлую среду, а ещё ему необходимо перейти на новую форму питания и дыхания. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребёнком в весе, впервые дни после рождения.
Период развития от 0 до 1 года.
Сила развития - прикосновения. Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.
Ребёнок появился на свет. Что могут сделать родители для его развития?
- с первого месяца необходимо работать с рукой, с большим пальчиком (игры: сорока-воровка и др.). Благодаря этим занятиям развивается интеллект.
- на четвёртом месяце у ребёнка должны появиться различные игрушки: зубные щётки, пластмассовые флакончики и другие бытовые предметы. Можно сделать различные мешочки и наполнить их горохом, ватой и т. д. Таким образом, ребёнок будет познавать окружающий мир.
В шесть месяцев у ребёнка появляются признаки комплекса оживления, т. е. появляется любознательность. С этого момента начинает интенсивно развиваться речь. Если до 6-ти месяцев для ребёнка в общении важна интонация, то после очень важно, что говорят взрослые и окружающие малыша. А с 9-ти месяцев ребёнок начинает подражать речи взрослых. Для этого очень важно соблюдать определённые правила: необходим эмоциональный контакт (глаза в глаза), жестикуляция, речь должна быть чёткой и ясной. Необходимо помнить, что до года ребёнок говорит только в момент удивления. К концу первого года он произносит до 10 слов. До 1,5 лет из своей речи взрослым уместно и необходимо употреблять облегчённые слова: би-би, га-га, ням-ням и др.
Период развития – 1 год.
Период развития с 9-ти месяцев до 1 года психологи называют “кризисом социальной ситуации”. Что это значит?
Во-первых, развивается автономная речь, которую понимают только близкие родственники.
Во-вторых, слова понимаются только при создании определённых ситуаций.
В-третьих, распадается понятие “мы”.
Примечание:
- если ребёнок в 8-9 месяцев ощупывает себя, то можно говорить о педагогической запущенности,
- в 9 месяцев легче всего отучит ребёнка от соски.
Период развития от 1 до 3 лет.
Сила развития - уважение. Ключевые слова: уверенность, поощрение, исследователь.
Особенности предметной деятельности:
- ребёнок взаимодействует с предметом и познаёт мир через эти предметы, а также ребёнок взаимодействует через предметы с взрослыми. (Ребёнок – взрослый – предмет) Взрослый и ребёнок ещё единое целое. Предлагая взрослым предметы, ребёнок как - бы призывает к тому, чтобы взрослые показали, как действовать с теми или иными предметами.
- На данном этапе развития необходима совместная деятельность (ребёнок начинает взрослый продолжает действие).
- Происходит перенос ситуации (ребёнок учится с одним и тем же предметом действовать одинаково).
- Отрыв предмета от ситуации (ребёнок может спокойно слушать).
- Появляется ситуация “Я сам”.
В данный период очень интенсивно развивается речь. Практически всем русским языком ребёнок овладевает до 3-х лет.
Итогом развития ребёнка от 0 до 3 лет является развитие восприятия, интеллекта и речи.
Период развития – 3 года.
Сила развития - свобода. Ключевое слово – самостоятельность.
В три года наступает кризис отношений ребёнка с взрослыми. Основные черты кризиса:
- негативизм (ребёнок отказывается подчиняться определённым требованиям);
- упрямство (ребёнок настаивает на выполнении своих определённых требований);
- строптивость (протест против порядка в доме);
- своеволие (стремление отсоединиться от взрослых);
- обесценивание некоторых родственников (ребёнок обзывается, плюётся и больше всего достаётся тому, кто его любит, т. е. проявляет свою агрессию, которая накопилась у него от 1 до 3 лет);
- протест, бунт, доходящий до деспотизма (ребёнок начинает ссориться с родителями, если родители его не понимают).
В данный период ребёнка начинают притягивать различные предметы и игрушки.
В данный период развития родители начинают задумываться о наказаниях наказание – это показ порога допустимости. В физическом наказании запоминаются глаза взрослого. Поэтому нельзя наказывать ребёнка в гневе. Обязательно необходимо владеть собой. Лучше не наказывать ребёнка физически, а показывать и говорить о своих эмоциях. (“Мне очень грустно…”, “Мне больно, что ты это сделал….”.) Но если так случилось, что вы наказали ребёнка, то не корите себя в случившимся.
Итогом развития ребёнка в этот год можно считать:
- развитие самостоятельности;
- происходит распад понятия “мы” и появляется понятие “я”:
- формируются новые отношения;
- дети начинают играть в ролевые игры.
С 3-х лет начинается интенсивное саморазвитие. А девизом развития ребёнка от 0 до 3 лет могут служить слова “Жизнь ребёнка вместе с взрослыми”.
Период развития от 4 до 6 лет.
Сила развития – общение. Ключевые слова: принятие других детей, такими, какими они есть, уникальность каждого, искренность, правдивость, доброта.
Большое значение для развития ребёнка в данный момент имеет игра. Игра – это праздник, игра – это свобода выбора, игра – это радость общения. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир и строит свои взаимоотношения. В 4 года ребёнок играет в сюжетные игры, в 5 лет – многосюжетные, а в 6 лет начинают играть в игры, в которых существуют правила.
В возрасте от 4 до 6 лет взрослые обучают ребёнка жить по определённым правилам.
Период развития – 7 лет.
Период развития ребёнка в семилетнем возрасте опять называют кризисным, т. к. происходит обновление клеток организма.
Итоги кризиса:
- потеря непосредственности ребёнка (ребёнок начинает дифференцировать себя, развивается внутреннее торможение);
- дифференцированное поведение (что можно делать, а что нельзя);
- манерничанье (привлечение внимания);
- готовность к школе (как ребёнок может подчиняться правилам);
- обобщение чувственного опыта;
- начало периода самолюбия (главное в этот момент не читать “нотаций”).
Главные правила для взрослых при общении с детьми:
- Никогда не сравнивать своих детей ни в плохом, ни в хорошем с кем-либо.
- Дать почувствовать свою внутреннюю завершённость. Ребёнок совершенен, только что-то у него кока не получается.
- Надо объяснять детям, и то, что все мы обладаем неким даром. Этот дар мы сможем изменить и создать в жизни то, чего хотим сами. Но этого нужно очень захотеть. А для этого нужны знания, которые необходимо приобретать, т. е. учиться.
- Надо объяснять детям, что - то о чём мы сегодня думаем, тем мы и становимся в будущем. Какие мы сегодня – это результат того, что мы думали прежде. (Когда мы думаем о плохом, видим плохое, говорим о плохом, мы становимся плохими. Если мы думаем о хорошем, видим хорошее, говорим о хорошем, то мы такими и становимся)
Период развития – 8-10 лет.
Сила развития – дарение. Ключевые слова: экспериментатор, осознанность, отзывчивость.
Период 10 лет – период “отлипания” от взрослых.
Период развития – 11-12 лет.
Сила развития – доверие. Это кризисный период самоутверждения.
Сравнительная характеристика кризисов 3-х и 11-12 лет.
3 года | 11-12 лет |
Протест против родительских требований. | Протест против родительских требований. |
Тянутся к сверстникам. | Образуют сообщества |
Нуждаются в постоянной родительской опеке. | Нуждаются в постоянной родительской опеке. |
Требуется контроль за:
|
Требуется контроль за:
|
Оберегать от опасных игрушек. | Оберегать от вредных привычек и плохих людей. |
Борются за власть в игре. | Борются за статус среди сверстников. |
Игрушки притягивают. | Притягивает алкоголь, курение и наркотики. |
Основные черты подросткового возраста (11-12 лет).
- бунт против контроля со стороны взрослых (дети становятся предпринимателями);
- желание близости (страх интимных отношений);
- испытание и проверка на прочность всех границ (семьи, школы и т. д.);
- мысли о будущем;
- сексуальное созревание (психологически не готовы);
- ранний половой контакт;
- формирование в определённые группы (по интересам);
- развивается самооценка.
Возраст 11-12 лет – психологи называют “кризисом духовности”. Девиз периода развития ребёнка с 4-х до 12 лет: “Жизнь ребёнка в жизни взрослого”.
Период развития – 13-15 лет.
Сила развития – дружба. Ключевые слова: ответственность, самосознание.
Основные черты данного возраста:
- 13-15 лет возраст формирования группировок;
- начинают использовать жаргон;
- появляются элементы подражания взрослой жизни (девочки хотят быть похожими на фотомодели, певиц, актрис и т. д., мальчики – на героев боевиков, Шварцнегера и т. д.);
- подростки акцентируют внимание на тех качествах, которых у них нет (Если плохо учатся, то говорят, что им это не нужно, т. к. они занимаются спортом);
- много фантазируют;
- в этом возрасте появляется один друг.
Период развития – 15 лет.
Период развития в 15 лет – кризис между внутренней и внешней жизнью подростка. Если в данный период подросток не находит понимания со стороны взрослых, то у него развиваются черты негативизма.
Примечание: в старину наши мудрые бабушки, когда ребёнку исполнялось 3 года, делали из соломы куколки. Дети должны были произнести следующую фразу “Куколка, куколка возьми все мои обиды на себя”. Куколка сопровождала ребёнка до 15 лет. В 15 лет куколку сжигали.
Период развития – 16-18 лет.
Сила развития – преданность. Ключевые слова: завершённость, независимость, творчество.
В возрасте 16-18 лет предметы притягиваю подростков.
Период развития – от 18 лет…
Сила развития – страсть, любовь, мудрость, мысли. Ключевые слова: самоуважение.
Девиз периода развития с 13 лет до взрослого: “Жизнь ребёнка в обществе взрослого в качестве полноценного участника”.
4. Упражнение – завершение “Подарок”.
Участники встают в круг.
Инструкция: “Представьте, что скоро праздник. А праздник – это веселье и подарки. Сейчас мы будем дарить друг другу воображаемые подарки. Начиная с меня, каждый по очереди, средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его соседу справа. Изображать можно любые предметы: цветок, мороженое, духи и т. д.”.
5. Прощание.
Уважаемые родители! Сегодня мы познакомились с периодизацией развития детей от рождения и до взрослого состояния. Я надеюсь, что полученные знания помогут Вам лучше узнать своих детей и помогут Вам в воспитании ваших детей.