Социально-педагогическая программа "Семья"

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Современная семья не выполняет своей исконной функции: передачи подрастающим поколением духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как представление ребёнку не только телесной, но и духовной пищи. Кризисное состояние современной семьи – это и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность.

Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями обучающихся. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьёй в образовательных учреждениях (родительские собрания) почти не приносят зримых результатов. Необходим поиск новых форм взаимодействия.

К сожалению, сегодня семья, оставаясь ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности, испытывает большие трудности в выполнении социокультурных функций. Этому способствует современная экономическая ситуация, которая, несмотря на некоторую стабилизацию, остаётся по-прежнему сложной: резкая дифференциация доходов, рост преступности, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры и образования. Неблагоприятна динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, в том числе и в детской среде. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Вынужденная сверхзанятость родителей, направленная на зарабатывание денег, постоянные психологические перегрузки существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей. Рост числа разводов, потеря идеалов и утрата семейных традиций – всё это вносит эмоциональные трудности в каждую семью. И сегодня ни для кого не возникает сомнений, что взрастить новое поколение возможно только общими усилиями педагогов, родителей и самих обучающихся. Таким образом, данная программа появилась в результате анализа сложившейся экономической и политической ситуации в стране и в городе, а главное – глубокого осознания всем педагогическим коллективом необходимости сотрудничества с родителями для успешной реализации образовательной программы развития “Радуга”.

Цель программы – создание условий для сотрудничества и расширения позитивного общения в семье.

Задачи:

  • дать возможность всем, кто заинтересован в эффективности и качестве семейного воспитания, овладеть необходимыми для этого знаниями;
  • научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
  • сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей;
  • развивать у родителей практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
  • развивать интерес к возрождению, укреплению и формированию традиций семейного воспитания;
  • привлекать родителей к участию в управлении и организации образовательного и воспитательного процессов;
  • вовлекать отцов в совместную с детьми творческую, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
  • формировать коллектив родителей - единомышленников.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что сотрудничество с родителями ведётся в 2-х направлениях:

  • организация совместных заседаний в клубе “Помоги себе и своему ребёнку”;
  • организация семейного досуга.

Заседания родительского клуба “Помоги себе и своему ребёнку” - это одна из форм обучения родителей, предусматривающая систему лекционных и семинарских занятий. На этих занятиях родители не только знакомятся с психологией общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками образовательного процесса: самостоятельно проводят учебные занятия, разрабатывают и проводят мероприятия, участвуют в организации круглых столов по обмену опытом в вопросах воспитания. На этих занятиях родители, будучи в тесном контакте с психологом и педагогами, находят ответы на волнующие их вопросы:

  • Как научить ребёнка быть самостоятельным?
  • Как помочь неуверенному в себе ребёнку или, наоборот, имеющему слишком высокую самооценку?
  • Как помочь ребёнку преодолеть свои страхи?

Важно, что ответы на эти вопросы являются результатом совместного размышления, которые позволяют родителям расширять их педагогический инструментарий.

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными формами и установлениями. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Организация досуга – традиционное направление деятельности ДЮЦ. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Формы и режим занятий.

  • Родительский клубПомоги себе и своему ребёнку

Заседания родительского клуба проходят 4- 6 раз в год в форме мини-тренингов. Родителям также предоставляется возможность принять участие в работе круглых столов (2 раза за период обучения), в “Дне открытых дверей” (последняя суббота каждого месяца), в специально организованных совместных уроках (дети и родители).

  • Совместная досуговая деятельность

1 раз в месяц родители совместно с детьми приглашаются на различные мероприятия (праздники и вечера, игры, соревнования, конкурсы, походы, часы семейного отдыха, уроки мужества, концерты).

  • Творческие тематические встречи родителей (по необходимости).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании пятилетнего сотрудничества родители будут знать:

  • возрастные и индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста,
  • основы конфликтологии;

уметь:

  • анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение,
  • в повседневной жизни применять полученные психологические знания,
  • организовать семейный досуг.

Воспитательные результаты должны проявиться в:

  • приобщении отцов к совместной деятельности,
  • привлечении родителей к участию и организации досуговых и образовательных мероприятий,
  • формировании коллектива родителей.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Формы подведения итогов по работе родительского клуба “Помоги себе и своему ребёнку”:

  • опросы;
  • собеседования;
  • наблюдение;
  • тестирование;
  • формы подведения итогов по организации совместной деятельности:
    • самостоятельное проведение родителями досуговых мероприятий,
    • экран творческого участия родителей в различных мероприятиях;
    • церемония вручения ценных призов по номинациям.

Учебно-тематический план занятий клуба “Помоги себе и своему ребёнку” и диагностических мероприятий (см. приложение 1).

Содержание

1-й год

Тема 1. “Знакомство”.

Знакомство участников группы (краткая презентация себя, упражнения на запоминание имён участников, активные упражнения на групповое сплочение “меняются местами те, кто…”). Выявление запросов родителей. Обсуждение плана занятий на год и правил работы группы.

Тема 2. Периодизация детей от рождения до взрослых (по Эльконину).

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Периодизация развития ребёнка от рождения до… (период развития от 0 и до 1 года, кризис 1 года, период развития от 1 до 3 лет, кризис 3-х лет, период развития от 4 до 6 лет, кризис 7-ми лет, период развития от 8 до 10 лет, кризис 11-12 лет, период развития от 13 до 15 лет, кризис 15 лет, период развития от 16 до 18 лет, взрослые).

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 3. “Язык принятия” и “язык неприятия”.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Что такое “безусловное принятие” ребёнка. “Язык принятия” и “язык неприятия” ребёнка. Причины неприятия. Диагностика собственного отношения к ребёнку.

Вопросы родителей. Упражнение для завершения занятия “Я – хороший родитель”.

Тема 4. Проблемы детей и проблемы родителей. Активное слушание как способ решения проблем детей.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Что такое “активное слушание” и когда надо слушать ребёнка. Дополнительные правила активного слушания. Как узнать, правильно ли? (три результата активного слушания). Ещё два замечательных результата.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 5. Психологическая готовность детей к школьному обучению.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Проблемы готовности детей к школьному обучению. Психологическая готовность. Физиологическая готовность. Рекомендации родителям по подготовки детей к школьному обучению. Развитие произвольности.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

2-й год

Тема 1. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Выявление запросов родителей. Обсуждение плана занятий на год.

Теоретический материал. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста (социальная ситуация развития, мотивы учения, трудовая деятельность, речевая деятельность, развитие психических процессов, развитие нравственных чувств). Тест “Психология младшего школьника” для проверки полученных знаний.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 2. Эмоции в жизни человека.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Что такое эмоции? Что такое чувство? Как понять природу чувств. Отличайте эмоции и поступки. Как научить ребёнка осознавать свои чувства и владеть ими. Способы выражения чувств. Рекомендации родителям при общении с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения. Упражнение “Признание чужих чувств”.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 3. Страх. Как преодолеть страх.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Классификация страхов. Значение страха в жизни человека. Диагностика страха. Детские страхи. Коррекция страхов у детей. Рекомендации для родителей “Как обрести уверенность в себе”.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 4. Что такое агрессивность?

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Что такое гнев? Как быть с отрицательными эмоциями. “Выпускание пара”. Пассивно-агрессивное поведение. Как обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Приёмы саморегуляции и самообладания. Как справиться с гневом? Шесть рецептов избавления от гнева.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 5. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Повторение полученных ранее знаний по теме “Эмоции”.

Практический материал. Игры и упражнения для лучшего понимания эмоционального состояния детей.

Вопросы родителей. Упражнения для завершения занятия.

3-й год

Тема 1. “Ребята и зверята” или классификация по Остеру.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Выявление запросов родителей. Обсуждение плана занятий на год.

Теоретический материал. Классификация по Остеру (“Попугай”, “Мартышка”, “Слонёнок”, “Удав”). Работа по группам. Просмотр мульт- фильма “38 попугаев” и его анализ. Рекомендации для родителей.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 2. Общение с детьми различного типа темперамента. Характер детей.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Что такое темперамент и характер человека? Классификация по Айзенку (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Диагностика темперамента. Рекомендации для родителей “Как общаться с детьми разного вида темперамента”.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 3. Коммуникативные навыки общения.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. История – притча “Сеятель”. Повторение приёмов активного слушания. Пассивное слушание. Эмпатийное слушание. Упражнение “Детективная история”. Три позиции в общении Э. Бёрна.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 4. Жесты. Что это такое?

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Что такое жесты. Знакомство с наиболее распространёнными жестами. Тест “Угадай жест”.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

4-й год

Тема 1. Что такое моя семья?

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Выявление запросов родителей. Обсуждение плана занятий на год.

Теоретический материал. Что такое семья. Функции семьи. Упражнения Семь Я” и “ “Кто Я”. Информация о социальных ролях. Упражнения “Социальные роли” и “Моя роль в семье”. Прав и обязанности мужа и жены.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 2. Родительская любовь.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Что такое любовь? Родительская любовь. Ознакомление с ответами детей на вопросы анкеты. Анализ ответов. Ознакомление с книгами Алана Фрома “Азбука для родителей” и С. Л. Соловейчика “Педагогика для всех”. Обсуждение.

Вопросы родителей.

Тема 3. Поощрение и наказание.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Что такое поощрение. Виды поощрения. Правила воспитательных мер. Виды наказания. Как уменьшить необходимость наказания. Договор. Пути к бесконфликтной дисциплине.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 4. Конфликты. Виды конфликтов.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Конфликт. Виды конфликтов. Конфликты и типы людей. Причины семейных конфликтов. Разбор и анализ семейных ситуаций.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

5-й год

Тема 1. Разрешать конфликты! Как?

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на групповое сплочение.

Выявление запросов родителей. Обсуждение плана занятий на год.

Теоретический материал. Что главное. Причины конфликтов. 1 и 2 неконструктивные способы. Конструктивный способ: выигрывают оба. Шаги 1-5.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 2. Роль отца в семейном воспитании(деловая игра).

Ознакомление с целью игры. Упражнения на групповое сплочение.

Теоретический материал. Анализ проблемы. “10 правил плохих отцов”. Советы детей папам. Проблемы глазами детей. Мозговой штурм “Роль отца в воспитании мальчика и девочки”.

Рефлексия. Самонаграждение.

Тема 3. Стили родительского воспитания.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Стили родительского воспитания (либеральный, авторитарный, индифферентный, авторитетный). Диагностика стилей воспитания. Обсуждение полученных результатов.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Тема 4. Психологические особенности развития подростков. Проблемы адаптации в 5-ом классе.

Ознакомление с целью занятия. Упражнения на снятие напряжения.

Теоретический материал. Психологические особенности развития подростка. Физиологические особенности развития подростков. Что такое адаптации? Проблемы адаптации пятиклассников.

Вопросы родителей. Игры и упражнения для завершения занятия.

Организация совместного досуга детей и родителей (см. план мероприятий, приложение 2)

Список литературы:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М., 1993.
  2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
  3. Брязгунова И. П., Касаткина Е. В. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. М.: ЧеРо, 2001.
  4. Галанов А. С. Развивающие игры для малышей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: Школа-Пресс, 2004.
  6. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
  7. Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 1997.
  8. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
  9. Как определить и развить способности ребёнка. СПб.: РЕСПЕКС, 1996.
  10. Катина Н. День рождения в школе и дома. СПб.: Издательский дом “Литера”, 2005.
  11. Козлов Н. И. Как относится к себе и людям. М.: Новая школа, 1994.
  12. Коротаева Е. В., Кочкина Т. П., Сутырина Т. А. Игровые модули общения: учебный материал к тренингу. Екатеринбург, 1995.
  13. Леви В. Л. Приручение страха. М.: Метафора, 2002.
  14. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. М., 2000.
  15. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 1997.
  16. Никитин Ю. Это мы не проходили. Школа затейных наук. М.,1997.
  17. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996.
  18. Практическая психология для преподавателей/ под ред. М. И. Тутушкиной. М., 1997.
  19. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М.: Детская литература, 1989.
  20. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль: Академия развития, 1996.
  21. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. М.: Апрель – Пресс, 2002.
  22. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? М.: Прогресс, 1989.
  23. Фром А. Азбука для родителей. СПб., 1991.
  24. Школьные вечера и мероприятия: сборник сценариев/ сост. О. Г. Старочкина и др. Волгоград: Учитель, 2007.
  25. Фром А., Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  26. Щербатых Ю. В. Психология страха. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.