Цели:
- дать детям представление о словах-признаках, учить различать эти слова в ряде других слов;
- развивать речь детей; познавательную активность; коммуникативные компетенции;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- учебник Н.А.Чураковой “Русский язык” 1класс;
- Е.Р.Гольфман “Тетрадь для самостоятельной работы” 1класс;
- таблицы со схемами “слово-предмет”, “слово-действие”, “слово- признак ”.
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк -
Начинаем наш урок.
II Актуализация знаний.
Учитель:
- Прочитайте слова на доске.
Л..мон, м..рковь, к..ртина, п..льто, уч..ница, алф..вит, к..рман.
Учитель:
- Выпишите только те слова, в которых надо вставить букву а.
- Какие вы слова записали и почему?
Ученик:
- Я выписал слова: картина, пальто, карман, алфавит. В этих словах надо запомнить написание буквы “а” .
Учитель:
- На какие вопросы отвечают эти слова?
Ученик:
- Эти слова отвечают на вопрос “что?”. Это слова-предметы.
Учитель:
- Запишите предложение и обозначьте слова в предложении.
Висит картина.
Ученик:
- Что? Картина – это слово- предмет, подчеркнём одной линией.
Картина ( что делает?) висит. Висит - это слово- действие, подчеркнём двумя линиями.
III Динамическая минутка (разминка для пальцев).
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки.)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
IV Постановка цели урока.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться со словами новой группы, учиться различать их в ряде других слов.
V Работа над новым материалом.
На доске слова, написанные на карточках,: ветер, яркое, свежая, солнце, трава, тёплый.
Учитель:
- Прочитайте слова, исследуйте их, придумайте интересное задание.
Ученик:
- Эти слова можно записать в два столбика. В первый – слова-предметы, во второй— остальные.
(Слова распределяются по группам )
ветер яркое солнце свежая трава тёплый
Учитель:
- Слова какого столбика вам знакомы?
Ученик:
- Слова первого столбика. Это слова- предметы, т. к. отвечают на вопрос “что?”.
Учитель:
- Прочитайте слова второго столбика. Докажите, что это не слова- предметы. На какие вопросы они отвечают?
Ученик:
- Слова второго столбика отвечают на вопросы какое? какая? какой?
Учитель:
- Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? – это особые слова.
- Откройте учебник “ Русский язык” на стр.15. Прочитайте определение.
(Ученики читают определение слов- признаков.)
Учитель:
- Прочитайте слова в строчках. Что заметили? Как можно правильно соединить эти слова?
Ученик:
- Слова надо соединить так:
- ветер тёплый
- солнце яркое
- трава свежая
Учитель:
- Запишите пары слов. Слова- признаки мы будем подчёркивать особой линией. А как, посмотрите в учебнике.
VI Динамическая минутка.
(Дети рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два- нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
VII Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.
1. В учебнике на стр. 16 выполняется упр. 5 по заданию учебника с последующей коллективной проверкой.
2. Работа в “Тетради для самостоятельной работы”.
Учитель:
- Откройте тетради на стр.8, прочитайте задание к упражнению №1.
Ученик:
- Надо к данным предложениям начертить схемы.
Учитель:
- Прочитайте первое предложение и объясните, какую схему нарисуете.
Ученик:
- Рыжая лиса бежит.
Кто? Лиса – слово- предмет, Подчеркнём одной линией.
Лиса ( что делает?) бежит - это слово- действие. Подчеркнём двумя линиями.
Лиса ( какая?) рыжая – это слово- признак. Подчеркнём волнистой линией.
VIII Динамическая минутка.
Встали дружно, улыбнулись
Руки в стороны и в верх.
Потянулись, потянулись.
Вы, конечно, лучше всех.
IX Самостоятельная работа. Продолжение работы в тетради на печатной основе.
Учитель:
- Прочитайте задание к упр. .№ 3
Ученик:
- В стихотворении найти слова- признаки и подчеркнуть их волнистой линией.
Учитель:
- Скажите, а как мы будем определять слова- признаки?
Ученик:
- Слова- признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
( Дети самостоятельно работают.)
Учитель:
-Давайте проверим, какие слова вы подчеркнули в стихотворении?
Ученик:
- Песней (какой?) звонкой, слово- признак. Подчеркнём волнистой линией.
X Занимательная минутка.
Учитель:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова и бросать мячик кому-нибудь из вас.
А вы, возвращая мяч, должны задать вопрос к данному слову.
Учитель:
- Стол.
Ученик:
-Что?
Учитель:
- Синее.
Ученик:
- Какое?
Учитель:
- Играть.
Ученик:
- Что делать?
XI Итог урока.
Учитель:
- Какие новые знания вы получили на уроке?
Ученик:
- Мы учились определять слова- признаки, выделять их волнистой линией.
Учитель:
- Вы хорошо работали. Молодцы!
Библиографический список.
1. Чуракова Н. А., Гольфман Е. Р. Русский язык.1класс. Методическое пособие к учебнику.- М:Академкнига/Учебник, 2009г.
2. Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник.1 класс.- М: Академкнига/ Учебник, 2009г.