Цели:
- способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
- взаимопонимания с одноклассниками;
- познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
- познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
Оборудование:
- плакаты с высказываниями:
- “Этикет делает королей рабами двора”.
- Живите так, как будто перед вами зеркало.
- Язык голову бережёт.
- Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
- пригласительные открытки, - 2 штуки
- плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
- цветные карандаши, фломастеры
- листочки для теста - всем
- коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
- медаль “Знаток этикета” (? штук)
- лист с пословицами – 2 штуки
- призы (чупики)
ХОД УРОКА
На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.
Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.
Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.
Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.
А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.
Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.
Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.
Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.
Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.
Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Учитель. Проверим вашу внимательность.
- Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.
- Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”
- О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.
Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?
Вот как приветствуют друг друга в разных странах:
Ученик: древние греки – “Радуйся!”,
- современные греки – “Будь здоровым!”,
- арабы – “Мир с тобой!”,
- индейцы – “Все хорошо!”,
- англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
- китайцы – пожимают руку себе самому,
- лапландцы – трутся носами,
- латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
- японцы – кланяются.
Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.
Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)
- Довольны ли вы сегодняшним днем?
- Много ли домашнего задания вы получили на завтра?
- Ждёте ли вы каникул?
(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.
Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.
Живите так, как будто перед вами зеркало.
Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.
- Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?
- Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.
Конкурс: “Пригласительный Этикет”.
Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.
Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:
- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)
- Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
- Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри
Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.
Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.
Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.
Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)
- Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.
Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)
- Одежда должна быть чистой.
- Волосы должны быть уложены в прическу.
- Одежда должна быть аккуратной.
- Ногти в приличном виде. Оценка жюри
Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.
Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- как только вошли в комнату.
- только после того, как сядут хозяева.
- после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...
- заправляете за воротник.
- кладете на колени +
- кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- гневно отказаться.
- отказаться, назвав причину отказа.
- взять немного, поблагодарив +
4. О чем не следует говорить за столом во время еды?
- о болезнях +
- о погоде
- о новых впечатлениях
5. Для чего к рыбе подается нож?
- чтобы отделять мясо от костей +
- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?
- в правой руке – вилка, в левой – нож.
- в правой руке – нож, в левой – вилка +
- по очереди.
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
- поднять и продолжать есть.
- попросить другой прибор.
- извиниться и попросить подать другой прибор +
Оценка жюри
Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.
Выбираем “Знатока этикета”
Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.
Тест:
1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?
2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?
3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?
5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?
6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?
7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?
8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?
9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?
10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?
А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.
Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.
- 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
- 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
- 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
- Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.
Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”
Задания для команд:
Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:
1. Чего в другом не любишь, | - а честь смолоду |
2. Береги платье снову, | - того и сам не делай. |
3. В чужой монастырь | - со своим уставом не ходят. |
4. Мил тот гость, | - а думай быть опрятным. |
5. Не думай быть нарядным, | - что недолго гостит. |
Оценка жюри
Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.
С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.
Задание № 2
За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.
- Спасибо!
- Пожалуйста!
- Благодарю!
- Простите!
- Извините!
- Будьте добры!
- Будьте любезны!
- Не обессудьте!
- Добро пожаловать!
- Здравствуйте!
- Доброе утро!
- Добрый день!
- До свидания!
- До новых встреч!
- Спокойной ночи!
Оценка жюри
- А как звучат “волшебные” слова на других языках?
- Англ. яз. – thank you
- Нем. яз – danke
- Итал. яз – grazie
- Франц.яз. merci
- Украин. яз – спасибi
- Испанс. яз. – gracias
- Казахс. яз. – рахмет
Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”
Актуальная ситуация:
Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? | Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили. |
Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”
Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.
“Воспитанный человек – это тот, кто….”
Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.
( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)
Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.
Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!