Природные зоны Северной Америки. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели и задачи урока:

  • Сформировать представление о размещении природных зон, характерных представителях растительного и животного мира Северной Америки.
  • Продолжить формирование умений, использовать картографические материалы в качестве источника географической информации, давать характеристику природным зонам, анализировать, обобщать.
  • Развивать коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес, внимание и географическое мышление учащихся.
  • Способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Оборудование: Карта природных зон Северной Америки, атласы, учебники, презентация в Microsoft PowerPoint, компьютер, проектор, видеофрагмент о зоне прерий из видеофильма " Природные зоны мира" видеостудии "Кварт", УЭИ "География наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны".

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3.Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

  • Групповая работа.
  • Отчет групп о проделанной работе. Дополнение учителя.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов урока. Мотивирование оценок.

7.Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

От России Северная Америка -
Через пролив Беринга.
Сколько разных там чудес:
Высочайший в мире лес,
Секвойи 2000 лет растут.
Экзотические кактусы
Лучше, чем здесь нигде не цветут.
Разные материки
для изучения не легки,
Чтобы лучше мир познать,
Чаще надо путешествовать.

II. Сообщение темы и цели урока.

Презентация (слайд 1)

Кто из вас мечтает побывать на этом удивительном материке? Сегодня вам это удастся сделать. Вы - корреспонденты газеты "Природа". Пять групп отправятся в заочное путешествие по разным природным зонам материка, исследуют их и подготовят краткий репортаж о природных особенностях, типичных представителях растительного и животного мира зон, чтобы нам захотелось увидеть замечательную природу Северной Америки.

III. Актуализация знаний.

(слайд 2)

Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить:

Что называется природной зоной? (Природная зона - крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности, животного мира.)

Какие причины влияют на их расположение? (Географическое положение, рельеф, климат, господствующие ветры.)

IV. Изучение нового материала.

(слайд 3)

Пользуясь атласом, определите природные зоны материка Северная Америка? (Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно - влажные леса).

(слайд 4 ) Обьясните размещение природных зон на материке Северная Америка. (Природные зоны на равнинах на севере материка вытянуты с запада на восток полосами, а в центральной и южной частях в меридиональном направлении.

В горах зоны сменяются по высоте - высотная поясность.)

Мы отправимся в самые крупные природные зоны Северной Америки. Вспомните план описания природной зоны.( слайд 5 )

План описания природной зоны:

1. Географическое положение.

2. Климат (температура, годовое количество осадков, климатический пояс.)

3. Почвы.

4. Растительность.

5. Животный мир.

Для составления репортажа используйте карты атласа и параграф 55 учебника. Постарайтесь, чтобы ваш репортаж смог нас заинтересовать и удивить.

Группы получают задания - карточки.

1. Арктические пустыни.

Американский писатель Д. Кервуд оставил яркое описание природы этого края:

"Наступали сумерки - ранние сумерки перед долгими неделями и месяцами беспросветного мрака, быстро сгущавшегося над застывшей окраиной Северо-Американского континента за Полярным кругом. Снег, жесткий и мелкий, как кристаллы сахарного песка, лежал под ногами слоем в несколько дюймов, тогда как почва под ним промёрзла на четыре фута. Мороз доходил до шестидесяти градусов ниже нуля".

Чем же заинтересовала природа этой суровой зоны писателя, посвятившего ей много своих произведений, в чем её уникальность? Расскажите о связях между компонентами природной зоны арктических пустынь.

2. Тундра.

"Стоял жаркий день - весной в Арктике иногда выдаются деньки не менее знойные, чем в тропиках. Первые комары, словно герольды, возвещали о приближении несметных полчищ, которые скоро сделают пребывание в тундре поистине адской мукой:.

Следы вели прямо через огромное болото, но беда заключалась в том, что волчьи лапы увязали в нем всего на восемь - десять сантиметров, тогда как я проваливался на добрых тридцать сантиметров до мерзлого грунта:.

Мертвое молчание! Только посвистывание невидимых ржанок свидетельствовало о том, что жизнь все-таки существует на этой голой, похожей на поверхность Луны земле".

Описанная в отрывке из повести канадского писателя Фарли Моуэта многолетняя мерзлота широко распространена в тундре, какие причины приводят к её образованию? Почему для тундры характерно безлесие?

3. Тайга.

Представьте, какими могли бы быть ваши наблюдения и ощущения после нескольких суток пребывания в тайге (какое время года вы бы для этого предпочли?), расскажите о них.

Приведите примеры приспособления обитателей таёжной зоны к условиям окружающей природной среды.

4. Смешанные и широколиственные леса.

Известный писатель Фенимор Купер так описывает эту зону до прихода европейцев на континент:

"Вяз со своей изящной плакучей кроной, все многочисленные разновидности клена, а также благородные породы американского дуба и широколистная липа, известная в, местном просторечии под именем мочальницы, - все эти деревья, переплетаясь верхними сучьями, образовали как бы необозримый лиственный шатер, простирающийся в сторону заходящего солнца и теряющийся в облаках на горизонте, подобно тому, как волны морские сливаются с небесной синевой у основания небосвода. Тут и там небольшой просвет между лесными исполинами, образовавшийся либо по капризу природы, либо по воле бушующих стихий, позволял какому-нибудь дереву не столь мощной осанки пробиться к солнцу и вознести свою скромную вершину чуть ли не на уровень зеленого полога. К таким деревьям принадлежали береза - немаловажная особа в менее благословенных местах, трепетная осина, различные виды орешника, а также другие представители меньшой лесной братии; они казались чем-то вроде худородных, невзрачных гостей, затесавшихся в общество родовитых и знатных вельмож. Тут и там стройный гладкий ствол сосны, прорвав этот полог, высоко возносил над ним свою главу, словно изящный обелиск, искусно воздвигнутый над лиственным долом.

Бескрайние просторы и почти безупречная гладь зеленого океана и создавали здесь впечатление величия. И без того нежная игра красок, приглушенная переливами светотени, рождала ощущение совершенной красоты, тогда как торжественное спокойствие природы настраивало чувства на благоговейный лад".

Почему эти леса теперь сохранились лишь в горах?

5. Степи.

Каковы были американские степи в прошлом, можно представить, прочитав отрывок из описаний Майн Рида: "Все линии здесь мягки и плавны; холмы с закруглёнными вершинами и отлогими склонами переходят в зеленые долины, а по ним струятся и сверкают на солнце прозрачные ручьи:И холмы, и долины устланы богатым ярко-зеленым ковром невысокой бизоньей травы, и кажется, будто этот недавно скошенный луг покрывается новой молодой зеленью".

У зоны степей Северной Америки есть своё уникальное название. Узнайте его и расскажите нам.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

Отчет групп по описанию природных зон Северной Америки. Прошу вас внимательно прослушать составленные репортажи, т.к. в конце урока мы проверим, как вы внимательно слушали и запомнили материал.

Есть ли дополнения? Какие новые понятия вам встретились в тексте? Как бы вы объяснили их значение. (Пояснение и показ слайдов по каждому понятию)

(Слайд 6). Арктические пустыни. Климат арктический, суровый. t января -30 С t июля 0 С ГКО100 мм. Почвы каменистые. Растения: мхи и лишайники.

(Слайд 7.) Животные: моржи, тюлени, белые медведи. Жизнь животных связана с морем.

(Слайд 8). Тундра - безлесная зона на северном побережье Северной Америки и островах, с растительным покровом из мхов, лишайников, кустарников и карликовых деревьев.

Климат субарктический

  • t января -20 С
  • t июля +8 С
  • ГКО 200 - 300 мм

Почвы тундрово-болотные, многолетняя мерзлота. Растения: черника, голубика, карликовая берёзка.

(Слайд 9). Животные: овцебыки, олени-карибу, песцы, полярные волки.

(Слайд 10). Тайга - лесная зона с преобладанием хвойных деревьев.

Климат умеренный

  • t января - 20С
  • t июля + 16 С
  • ГКО 300 - 600

Почвы подзолистые.

Растения: сосны, пихта бальзамическая, ель белая и черная.

(Слайд 11). Животные: куницы, рыси, лоси, черные и бурые медведи.

(Слайд 12). Смешанные и широколиственные леса.

Климат умеренный

  • t января - 10 С
  • t июля + 19 С
  • ГКО 500 - 700 мм

Почвы серые и бурые лесные. Растения: сосна веймутова, клен сахарный, липа, дубы, каштаны.

(Слайд 13). Животные: бобры, скунсы, олени вапити.

(Слайд 14).Секвойя - хвойное дерево, одно из самых высоких (до 100м) и долгоживущих (более 2000 лет) на Земле, растет в горных лесах на тихоокеанском побережье Северной Америки.

Видеофрагмент о природной зоне степей.

(Слайд15) Пустыни и полупустыни. Растительность Мексиканского нагорья: кактусы, полынь.

(Слайд 16). Природные зоны материка сильно изменены человеком, поэтому нетронутые уголки сохранились лишь в заповедниках и национальных парках. Наиболее известные из них Йеллоустонский, Иосемитский.

V. Закрепление нового материала.

(Слайд 17) Задание 1: Закончите предложение

1. Природные зоны на севере Северной Америки вытянуты с запада на восток, а в центральных и южных частях в: (меридиональном направлении).

2. Почвы зоны тундры называются: (тундрово-болотные).

3. Зона степей в Северной Америке называется: (прерии).

4. Природная зона умеренного пояса, в растительности которой преобладают хвойные деревья, называется :( тайга).

(Слайд 18) 5. Почвы смешанных и широколиственных лесов называются: (серые и бурые лесные).

Взаимопроверка по парам

(Слайд 19 ) Задание 2: Определите природные зоны по карте

Самопроверка.

Использование тренажера УЭИ "География наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны".

Задание 3: Расселите растения и животных по природным зонам.

VI. Подведение итогов урока.

  • Мотивирование оценок.
  • Какие новые знания вы получили на этом уроке?
  • Был ли этот урок полезным для Вас?
  • Остались ли у Вас вопросы, нерешенные проблемы?

VIII. Домашнее задание: подобрать материал, используя дополнительные источники информации, о заповедниках и национальных парках Северной Америки. Можно приготовить презентацию.