Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема методологического обеспечения организации процесса оптимизации оздоровительной деятельности дошкольных учреждений и управления им является в настоящее время очень актуальной.

Одним из важных организационных условий оптимизации процесса управления развитием образовательного комплекса ДОУ является создание и поддержка в нем самоорганизационных сил. Этому способствуют адекватность оценки коллективами собственно деятельности и своевременность ее коррекции в нужном направлении.

Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развитие ребенка. Каждый педагог должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том, какими значениями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка и сохранить его здоровье. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности с целью предотвращения ее возможного неблагоприятного воздействия на здоровье и развитие детей. Это задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга.

В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего, он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто называют специфической информационной технологией.

Психолого-педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае обнаружения возможности негативного воздействия на здоровье и развитие психики ребенка. Его введение в систему контроля образовательной деятельности дошкольных учреждений позволит педагогическим коллективам не только приспосабливаться к меняющейся образовательной ситуации, но и самобытно участвовать в позитивных изменениях. А при разработке новых образовательных и оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем. Мониторинг оптимизирует управление процессами, системами деятельности, развитием организаций и структур, позволяя включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и специалистов дошкольных учреждений, что делает контроль демократичным и предельно объективным.

Психолого-педагогический мониторинг – это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.

Основные условия реализации психолого-педагогического мониторинга в дошкольном учреждении.

Специфической деятельностью дошкольного учреждения является деятельность по укреплению здоровья детей, их развитию и качественной подготовке к успешному обучению в школе. Ее уровень закономерно определяется уровнем организационной культуры дошкольного учреждения, являющейся, в свою очередь, одной из основных движущих сил его развития.

Существуют разные определения понятия организационная культура, но общими для всех определений моментами являются следующие:

  • Организационная культура есть модель базовых предположений;
  • Это система норм и ценностей, присущих данной организации;
  • Это способность коллектива к адекватной самооценке своей деятельности.

В функциональном отношении организационная культура помогает решить следующие задачи:

  • Скоординировать с помощью установленных правил и процедур профессиональную деятельность педагогов;
  • Мотивировать деятельность сотрудников нужном направлении и ритме путем демонстрации им прогрессивных и негативных тенденций ее развития;
  • Профилировать деятельность, приобретать характерные отличия от других образовательных учреждений (в положительном смысле);
  • Избежать профессиональных иллюзий.

Одной из важнейших сторон организационной культуры учреждения является наличие у педагогов и психологов способностей и навыков изучения развития ребенка в различных видах деятельности, а у руководителя и методиста – способностей изучения развития различных видов педагогической деятельности. Уровень организационной культуры, закономерно влияя на позитивное развитие дошкольного учреждения, в свою очередь, зависит от уровня его развития. В этом нет никакого противоречия: совершенствуя организационную культуру, мы совершенствуем профессиональные и организационные способности коллектива, а они, в свою очередь, приводят ко все большему совершенствованию организационной культуры учреждения.

Три этапа в развитии дошкольного образовательного учреждения.

1 этап рассматривается как организационный. Вырабатываются ориентиры развития, координируется деятельность специалистов, определяются стимулы активности, основные стратегические цели, направления развития традиций, правил.

2 этап развития определяется как консолидация. На нем четко регулируются вопросы компетенции и ответственности, обеспечивается надежность коммуникационных связей, формируется внутренняя структура коллектива, определяются его группы, обеспечивается участие рядовых членов коллектива в управлении. Особенностью этого этапа является коллегиальность в принятии решений.

3 этап связан с интегрированием людей вокруг общих целей, взаимным просвещением членов коллектива, развитием самоуправления.

В зависимости от этапа развития дошкольного учреждения меняется позиция руководителя в системе профессиональных отношений, а следовательно, претерпевает изменение и организационная культура учреждения.

Проблемы создания руководящего коллектива

Руководящий коллектив – это не часть выбранных голосованием сотрудников дошкольного учреждения. Это сформировавшаяся в процессе систематического включения в управленческую деятельность группа педагогов, способных на профессиональном уровне решать вопросы управления развитием образовательного учреждения и принять на себя часть управленческих функций руководителя. В принципе это результат работы руководителя в области кадрового развития.

Основными функциями руководящего коллектива являются:

  • Разработка программы развития учреждения и программы развития управленческих механизмов, обеспечивающих оптимальную его деятельность;
  • Обеспечение координации и синхронизации действий сотрудников при реализации программы;
  • Оказание помощи в оценке эффективности образовательного процесса.

Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля

Контроль, как правило, завершает управленческий цикл, и многие специалисты видят в нем основную деятельность руководителя. Принято различать два основных вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.

Контроль результата позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. Контроль за результатами служит улучшению трудового процесса. Но в этом случае руководитель набирает опыта, учась на своих ошибках. Но если ошибки будут касаться здоровья и личностного развития детей, их следует избегать. А избежать ошибок во многом позволяет контроль процесса деятельности.

Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от нормы деятельности, удачно ли подобраны для этого люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.

Психолого-педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля и процесса и результатов процесса.

Психолого-педагогический мониторинг включает критику, проблематизацию, конструирование, анализ диагностик, нормирование и программирование. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы ее результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки сегодняшних возможностей дошкольного учреждения.

Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности в оценке деятельности. Но для этого требуется научный подход к построению самой методики мониторинга. Выбор критериев и средств оценивания, являющихся в ней наиважнейшими элементами, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры образовательного учреждения. Содержание методики определяется объектами мониторинга.

В дошкольном образовательном учреждении ими могут быть:

  • Нервно-психическое и физическое развитие детей;
  • Психоэмоциональное состояние детей;
  • Адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении;
  • Развитие личности детей;
  • Различная деятельность ребенка и его развитие в ней;
  • Влияние создаваемой в учреждении социокультурной среды на развитие ребенка и его психологическое благополучие;
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность и ее влияние на развитие физических качеств и физической подготовленности детей;
  • Развитие инновационных процессов и их влияние на повышение общего качества работы учреждения по основным направлениям его деятельности;
  • Педагогическая деятельность воспитателей и их профессионально-личностное развитие.

Объектом мониторинга может быть и функционирование управленческой структуры в меняющейся социальной и образовательной ситуации.

В заключение необходимо отметить, что мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не “ищет виновных”, психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению членов коллектива вокруг главных целей посредством включения их в профессиональную управленческую деятельность по развитию организации.