Развитие мыслительных операций обобщения и классификации у учащихся 6-го класса с ЗПР средствами дидактических игр на уроках математики

Разделы: Математика


Как известно, количественно самой большой детской группой с нарушениями в развитии является группа детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), которая увеличивается из года в год. Обучением таких детей занимаются не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в общеобразовательных школах, в так называемых специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с ЗПР. При этом фиксируется проблема организации учебно-воспитательного процесса для таких детей в условиях массовой школы.

ЗПР – это особый тип психического развития, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

К.С. Лебединская отмечает, что при ЗПР церебрально-органического генеза незрелость нервной системы обусловлена органическими поражениями коры головного мозга. Это влияет на мыслительную деятельность в целом, страдают такие процессы как обобщение, классификация и другие. Работу с этими детьми необходимо осуществлять индивидуально, с учётом их потенциальных возможностей.

Проблема организации эффективной работы с детьми с ЗПР до сих пор является весьма актуальной. Вопросами психолого-педагогического сопровождения таких детей занимались следующие учёные С.Г. Шевченко, В.В. Ковалёв, У.В. Ульенкова, В.Г. Алямовская, А.О. Дробинская, Т.А. Стрекалова и другие. Они отмечали, что при обучении детей с ЗПР следует использовать специфические средства, способствующие коррекции нарушенных функций и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим образовательный процесс должен быть ориентирован на удовлетворение и реализацию особых образовательных потребностей ребёнка с ЗПР.

Всеми учёными отмечаются проблемы в развитии таких мыслительных операций как обобщение и классификация.

Эффективным средством развития мыслительных операций на уроках математики является дидактическая игра. По мнению К.Д. Ушинского, включение игровых моментов в учебный процесс способствует более продуктивному усвоению материала. Игра является эффективным средством обучения, активизирует мысль учащихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

Мы предполагаем, что развитие мыслительных операций обобщения и классификации у учащихся 6 класса с ЗПР может быть эффективным, если комплекс дидактических игр будет направлен на:

  • объединение предметов или явлений по какому-то общему признаку (обобщение);
  • соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация);
  • систематизацию соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека (классификация).

Рассмотрим несколько дидактических игр на уроках математики в 6 классе для детей с задержкой психического развития.

Игра 1. “Путешествие”

Тема: “Обыкновенные дроби”

Путешествие полно приключений.

Путешественники попадают в лабиринт. Чтобы из него выбраться, необходимо выполнить задание № 1.

Задание № 1. (обобщение, классификация)

а) распределите все фигуры в две группы. Ответ обоснуйте.

б) распределите все единицы измерения в две группы. Ответ обоснуйте.

Злая колдунья заколдовала одного из членов вашей команды. Чтобы ему помочь, необходимо выполнить задание № 2.

Задание № 2. (обобщение) а) при делении числа a на число b получили неполное частное c и остаток r. С помощью формулы a = bc + r заполните пустые клетки таблицы.

a

 

458

273

b

15

 

10

c

8

10

 

r

4

8

 

б) после заполнения таблицы, выпишите из неё все числа, которые делятся на 2.

Командам необходимо переправиться на другой берег реки. Лодочник первой переправит ту команду, которая быстрее выполнит задание № 3.

Задание № 3. (обобщение) Дан ряд чисел:

-0,45; 1/4; -8; -9,6; 5; 18/13; – 4; 7,09; 12; 34; 5/6; – 6/7; 2/5; -7; -18; 0,345; 0; -1; 1,007.

Выпишите: а) все натуральные числа; б) все целые числа; в) все рациональные числа; г) все дробные числа.

Путешественникам необходимо приготовить ужин. В реке есть рыба, её надо поймать, выполните задание № 4 и ужин команде обеспечен.

Задание № 4. (классификация) Разложите на простые множители числа: 54; 66; 99; 162; 10000.

Как вы считаете, какое число из представленных лишнее и почему? Как называются все оставшиеся числа?

В руки путешественников попал старинный документ, который рассказывает о создании межгалактического корабля. Выполнив задание № 6, вы сможете прочитать этот документ.

Задание № 5. (классификация) Вы умеете представлять числа в виде произведения простых множителей. Попробуйте представить в виде суммы двух простых слагаемых числа 10, 36, 54, 15, 27, 49. Уберите лишнее число.

Чтобы стать лучшим путешественником, необходимо найти клад. Вы узнаете, где он находиться, если выполните задание № 7.

Задание № 6. (обобщение)   Выразить числа 10, 13, 19, 21, 55  через некоторое количество одинаковых цифр, при этом разрешается использовать только знаки “плюс” и “минус” (скобки не применять). Какие числа можно представить только при помощи цифры 1? Почему?

Задание № 7. (обобщение) Даны координаты точек: А(0; -5), В(5; 3), С(-4; 2), Д(0;0), Е(-0,5; 12), F(7; 0), М(-6; -6), Р(3,2; 8,9), N(-8; -4), R(6; 0,4), О(-9; 3). Выпишите: а) все точки, лежащие в первом квадранте; б) все точки, лежащие в третьем квадранте; в) все точки, лежащие на осях координат.

Игра 2. “Рыцарский турнир”

Тема: “Разложение на простые множители””.

В нашем турнире на звание лучшие рыцари её величества Математики принимают участие не только мальчики, но и девочки. Чтобы стать лучшими, надо правильно ответить на задания её величества.

Задание 1. (обобщение) а) собери слово, используя разложение на простые множители чисел: 375, 850, 472, 425, 422, 225. Каждому правильному разложению соответствует буква слова “ПОБЕДА”; б) соотнеси число с одной из групп: 1) натуральное, 2) чётное, 3) делится на 2, 4) делится на 5.

Задание 2. (обобщение) Пошёл Незнайка в библиотеку и заблудился. Навстречу ему добрая фея Математика:

– Я тебе помогу найти дорогу в библиотеку, только ты должен решить пример.

Помоги Незнайке: а) выполни действия: 8/12 – 1/3 + 3/4 – 2/3,

б) какое общее название у всех использованных в примере чисел?

Игра 3. “Математическое приключение на дне рождения”

Тема: “Сокращение дробей”.

Вас пригласили на день рождения, но вы не подозревали, что торт будет с “математической” начинкой. Чтобы его отведать, надо выполнить задание.

Задание 1. (обобщение) а) на день рождения Миши мама испекла два одинаковых торта. Первый торт был разделён на 20 частей, второй на 4 части. Зная то, что Миша увлекается математикой, мама предложила ему взять от первого торта 15 частей, а от второго торта такое количество частей, которое бы соответствовало 15 частям первого торта. Кто быстрее, используя ножницы, поможет Михаилу разрезать оба торта.

Вывод учащихся: учащиеся, используя ножницы, от первого торта отрезают 15 частей, от второго методом “проб” отрезают 3 куска, накладывая 15 совмещенных кусков на 3 совмещённых куска, делают вывод, что 15/20 = 3/4.

б) выберите из предложенных дробей те, которые при сокращении дают дробь 3/4: 6/8, 21/29, 13/15, 30/40, 45/60, 54/ 72, 78/ 105, 12/16.

Игра 4. “Составь маршрут путешествия”

Тема: “Обыкновенные дроби, делимость чисел”

Незнайка и его друзья решили отправиться в путешествие. Чтобы избежать неприятностей Незнайке поручили составить маршрут. Помогите ему это сделать правильно. Для этого вам необходимо выполнить задание.

Задание 1. (обобщение) а) приведи к наименьшему общему знаменателю дроби. Найди город соответствующий твоему ответу. Соедини стрелкой полученный город – ответ с предыдущим городом – ответом. Первый город, из которого начинается путешествие – Омск. Доброго пути!

а) 1/6 и 3/8

г) 8/15 и 11/12

ж) 11/30 и 8/45

к) 9/98 и 5/56

б) 4/9 и 7/15

д) 9/10 и 5/12

з) 11/20 и 9/16

л) 13/750 и 7/450

в) 5/12 и 1/8

е) 13/12 и 13/18

и) 8/33 и 9/77

м) 10/297 и 14/363

б) выбери из предложенных дробей-ответов те, у которых: и числитель и знаменатель делятся на 2; и числитель и знаменатель делятся на 3; и числитель и знаменатель делятся на 5; числитель нечётное число, а знаменатель чётное число.