Цель урока:
- Усвоение знаний об электростатическом поле.
- Формирование умения объяснять физические явления, решать задачи, чётко излагать мысли, высказывать и доказывать суждения, систематизировать, выделять главное.
- Формирование положительной мотивации к учению, развитие коммуникативных умений.
Оборудование:
- электрофорная машина, два султана;
- соединительные провода, два электртрометра;
- стеклянная и эбонитовая палочки, куски шерсти и шёлка;
- карточки с заданиями к конкурсам;
- задание на экране мультимедийного оборудования, компьютер.
Ход урока
1. Организация начала урока (1-2 мин).
Класс разделен на 3 команды.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня страна создает свою силиконовую долину, именно молодым ученым предстоит работать там. Наши знания по «Электростатике» очень важны для дальнейшего изучения темы, для новых открытий и применений в электродинамике.
Мы работаем в небольшой научной лаборатории, которая готовит полный отчет по предложенной теме. 3 отдела: отдел аналитиков, отдел экспериментаторов, отдел теоретиков сообща ответит на многие вопросы: Что такое электризация? Какие два рода зарядов вам известны? Какие тела называют проводниками, а какие диэлектриками? Что такое электрическое поле и каковы его свойства? Электризация полезна или вредна? За урок каждый может получить оценку. Все участники команды победительницы получают «5», занявшие 2 место «4» и индивидуальную оценку за активную работу и верные ответы. Оценивает работу независимое жюри – учащиеся 11 физико-химического класса.
3. Исследовательская работа.
(Карточки с заданиями заготовлены заранее.)
Работа отдела: экспериментаторов практиков.
- Назовите физический прибор, позволяющий обнаружить наэлектризовано тело или нет. Прокомментируйте работу этого прибора и объясните принцип его действия.
- Расскажите, что вы знаете об электризации тел. Продемонстрируйте опыт, подтверждающий, что при электризации трением оба тела приобретают заряды, противоположные по знаку, но одинаковые по модулю. Сделайте вывод.
- Как доказать на опыте, что шелк при трении о стекло электризуется , причем отрицательно. (Для этого достаточно положить щелк после трения его о стекло в шар электрометра).
Коммуникативная деятельность.
Работа отдела аналитиков и решение качественных задач.
- Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, если его шар покрыт пылью?
Ответ. Пылинки, отталкиваясь от шара, уносят с него часть заряда.
- Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? При какой погоде (сухой или влажной) опасность воспламенения нефти больше?
Ответ. При движении нефти в результате трения о стенки скважины может возникнуть искровой разряд, что и повлечет за собой воспламенение жидкости. При сухой погоде эта опасность возрастает, так как утечки заряда не происходит.
- Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают напряжение?
Ответ. При включении напряжения на перьях птицы возникает статистический электрический заряд, перья расходятся, это и пугает птиц, вследствие чего они и слетают с проводов.
- Однажды в типографии при печатании книг и газет большая часть продукции оказалась забракованной из-за того, что листы книг, газет были закрученными, мятыми и даже рваными. Почему это произошло? Какие правила технологии производства не были соблюдены?
Ответ. Трение бумаги о печатные станки электризует тела. Бумага начинает притягиваться к станкам. Это приводит к браку. Станки не были заземлены, воздух не был увлажнен.
Работа отдела теоретиков.
А) Заполнить цепочку формул.
1) | (F) | |
2) | (F) | |
3) | () | |
4) | (A) | |
5) | (C) | |
6) | (S) | |
7) | (C) | |
8) Дж = Кл ? | (В) | |
9) | (Кл) |
Б) Соединить стрелками обозначение физической величины с ее единицей и названием.
Заполненные карточки передаются в жюри.
Отчет отдела теоретиков по заданию «Задачи с выбором ответа». Необходимо выбрать правильный ответ и обосновать его. (Этап применения полученных знаний при решении задач.)
А1. Модуль силы взаимодействия между двумя точечными зарядами F. Если величину одного заряда увеличить в 3 раза, а второго уменьшить в 3 раза, то модуль силы взаимодействия зарядов станет равным.
1)
2)
3) F
4) 3F
А2.
Электрическое поле создается двумя одинаковыми по величине точечными зарядами q1 и q2. Вектор напряженности электрического поля в точках А, равноудаленной от зарядов, направлен, как показано на рисунке. Каковы знаки зарядов q1 и q2?
- q1 – отрицательный
q2 – отрицательный - q1– положительный
q2 – отрицательный - q1 – отрицательный
q2 – положительный - q1 – положительный
q2 – положительный
А3. На каком расстоянии от точечного заряда напряженность электрического поля в воздухе будет такая же, как на расстоянии 10 см в воде ( = 81).
1) 90 см
2) 810 см
3) 9 см
4) 3 см
; ─→
А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза?
1) Уменьшится в 2 раза.
2) Не измениться.
3) Уменьшится в 4 раза.
4) Увеличится в 4 раза.
Отчет отдела аналитиков.
Разгадывание простых чайнвордов. Отгадав все слова, ребята должны назвать зашифрованное слово в рамке и объяснить его значение.
1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное
неподвижными зарядами. (Электростатика.)
2) Единица разности потенциалов. (Вольт.)
3) Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд. (Электрон.)
4) Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под
влиянием электрического поля. (Металл.)
1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. (Протон.)
2) Энергетическая характеристика электрического поля. (Потенциал.)
3) Учёный, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел. (Кулон.)
4) Физическое явление, при котором разноимённые заряды разделяются в
пространстве. (Электризация.)
В течение урока на экране высвечиваются задания, затем ответы.
4. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги урока, определяется лучший отдел-победитель, консультанты называют наиболее активных участников, оценивают знания, указывают на недостатки.
5. Домашнее задание.
Экспериментаторам: провести мини-экспериментальную работу в домашних условиях по теме «Использование статистического электричества и борьба с ним».
Теоретикам: составить вариант контрольной работы по теме «Электростатика» (3 задания части А, 1 задание части В, 1 задание части С).
Аналитикам: лист взаимоконтроля (10 теоретических вопросов, качественных задач) на данную тему.
6. Рефлексия.
Работа нашей небольшой лаборатории по теме «Электростатика» закончена. Мне приятно, что все сотрудники отнеслись серьезно к поставленным задачам, вы прекрасно работаете командой, слышите, друг друга, понимаете, помогаете знаниями и умениями себе и товарищам. Предстоит еще одна проверка – контрольная работа, ваша аттестация по данной теме. Я думаю, что у вас отличные шансы на успех. Всем спасибо за урок.
Литература:
- Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Н.Н. Сотский. Физика 10. М., Просвещение, 2008 г.
- Н.М. Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. Физика 10, М., Просвещение, 1991 г.
- О.Ф. Кабардин. Справочные материалы по физике. М., Просвещение, 2004г.
- Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Под ред. В. Г. Разумовского. М., Просвещение, 1993 г.
- М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. М., Просвещение, 2003 г.
- Физика. Приложение к газете «1 сентября», конкурс «Открытый урок».