Урок-викторина в 10-м классе "Электростатика"

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Усвоение знаний об электростатическом поле.
  2. Формирование умения объяснять физические явления, решать задачи, чётко излагать мысли, высказывать и доказывать суждения, систематизировать, выделять главное.
  3. Формирование положительной мотивации к учению, развитие коммуникативных умений.

Оборудование:

  • электрофорная машина, два султана;
  • соединительные провода, два электртрометра;
  • стеклянная и эбонитовая палочки, куски шерсти и шёлка;
  • карточки с заданиями к конкурсам;
  • задание на экране мультимедийного оборудования, компьютер.

Ход урока

Приложение

1. Организация начала урока (1-2 мин).

Класс разделен на 3 команды.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня страна создает свою силиконовую долину, именно молодым ученым предстоит работать там. Наши знания по «Электростатике» очень важны для дальнейшего изучения темы, для новых открытий и применений в электродинамике.

Мы работаем в небольшой научной лаборатории, которая готовит полный отчет по предложенной теме. 3 отдела: отдел аналитиков, отдел экспериментаторов, отдел теоретиков сообща ответит на многие вопросы: Что такое электризация? Какие два рода зарядов вам известны? Какие тела называют проводниками, а какие диэлектриками? Что такое электрическое поле и каковы его свойства? Электризация полезна или вредна? За урок каждый может получить оценку. Все участники команды победительницы получают «5», занявшие 2 место «4» и индивидуальную оценку за активную работу и верные ответы. Оценивает работу независимое жюри – учащиеся 11 физико-химического класса.

3. Исследовательская работа.

(Карточки с заданиями заготовлены заранее.)

Работа отдела: экспериментаторов практиков.

- Назовите физический прибор, позволяющий обнаружить наэлектризовано тело или нет. Прокомментируйте работу этого прибора и объясните принцип его действия.

- Расскажите, что вы знаете об электризации тел. Продемонстрируйте опыт, подтверждающий, что при электризации трением оба тела приобретают заряды, противоположные по знаку, но одинаковые по модулю. Сделайте вывод.

- Как доказать на опыте, что шелк при трении о стекло электризуется , причем отрицательно. (Для этого достаточно положить щелк после трения его о стекло в шар электрометра).

Коммуникативная деятельность.

Работа отдела аналитиков и решение качественных задач.

- Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, если его шар покрыт пылью?

Ответ. Пылинки, отталкиваясь от шара, уносят с него часть заряда.

- Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? При какой погоде (сухой или влажной) опасность воспламенения нефти больше?

Ответ. При движении нефти в результате трения о стенки скважины может возникнуть искровой разряд, что и повлечет за собой воспламенение жидкости. При сухой погоде эта опасность возрастает, так как утечки заряда не происходит.

- Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают напряжение?

Ответ. При включении напряжения на перьях птицы возникает статистический электрический заряд, перья расходятся, это и пугает птиц, вследствие чего они и слетают с проводов.

- Однажды в типографии при печатании книг и газет большая часть продукции оказалась забракованной из-за того, что листы книг, газет были закрученными, мятыми и даже рваными. Почему это произошло? Какие правила технологии производства не были соблюдены?

Ответ. Трение бумаги о печатные станки электризует тела. Бумага начинает притягиваться к станкам. Это приводит к браку. Станки не были заземлены, воздух не был увлажнен.

Работа отдела теоретиков.

А) Заполнить цепочку формул.

1)    (F)
2)   (F)
3)   ()
4)   (A)
5)   (C)
6)   (S)
7)   (C)
8) Дж = Кл ?   (В)
9)   (Кл)

Б) Соединить стрелками обозначение физической величины с ее единицей и названием.

Заполненные карточки передаются в жюри.

Отчет отдела теоретиков по заданию «Задачи с выбором ответа». Необходимо выбрать правильный ответ и обосновать его. (Этап применения полученных знаний при решении задач.)

А1. Модуль силы взаимодействия между двумя точечными зарядами F. Если величину одного заряда увеличить в 3 раза, а второго уменьшить в 3 раза, то модуль силы взаимодействия зарядов станет равным.

1)

2)

3) F

4) 3F


А2.

Электрическое поле создается двумя одинаковыми по величине точечными зарядами q1 и q2. Вектор напряженности электрического поля в точках А, равноудаленной от зарядов, направлен, как показано на рисунке. Каковы знаки зарядов q1 и q2?

  1. q1 – отрицательный
    q2 – отрицательный
  2. q1– положительный
    q2 – отрицательный
  3. q1 – отрицательный
    q2 – положительный
  4. q1 – положительный
    q2 – положительный

А3. На каком расстоянии от точечного заряда напряженность электрического поля в воздухе будет такая же, как на расстоянии 10 см в воде ( = 81).

1) 90 см

2) 810 см

3) 9 см

4) 3 см

; ─→

А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза?

1) Уменьшится в 2 раза.

2) Не измениться.

3) Уменьшится в 4 раза.

4) Увеличится в 4 раза.

Отчет отдела аналитиков.

Разгадывание простых чайнвордов. Отгадав все слова, ребята должны назвать зашифрованное слово в рамке и объяснить его значение.

1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. (Электростатика.)
2) Единица разности потенциалов. (Вольт.)
3) Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд. (Электрон.)
4) Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля. (Металл.)

1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. (Протон.)
2) Энергетическая характеристика электрического поля. (Потенциал.)
3) Учёный, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел. (Кулон.)
4) Физическое явление, при котором разноимённые заряды разделяются в пространстве. (Электризация.)

В течение урока на экране высвечиваются задания, затем ответы.

4. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги урока, определяется лучший отдел-победитель, консультанты называют наиболее активных участников, оценивают знания, указывают на недостатки.

5. Домашнее задание.

Экспериментаторам: провести мини-экспериментальную работу в домашних условиях по теме «Использование статистического электричества и борьба с ним».

Теоретикам: составить вариант контрольной работы по теме «Электростатика» (3 задания части А, 1 задание части В, 1 задание части С).

Аналитикам: лист взаимоконтроля (10 теоретических вопросов, качественных задач) на данную тему.

6. Рефлексия.

Работа нашей небольшой лаборатории по теме «Электростатика» закончена. Мне приятно, что все сотрудники отнеслись серьезно к поставленным задачам, вы прекрасно работаете командой, слышите, друг друга, понимаете, помогаете знаниями и умениями себе и товарищам. Предстоит еще одна проверка – контрольная работа, ваша аттестация по данной теме. Я думаю, что у вас отличные шансы на успех. Всем спасибо за урок.

Литература:

  1. Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. Н.Н. Сотский. Физика 10. М., Просвещение, 2008 г.
  2. Н.М. Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш. Шодиев. Физика 10, М., Просвещение, 1991 г.
  3. О.Ф. Кабардин. Справочные материалы по физике. М., Просвещение, 2004г.
  4. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. Под ред. В. Г. Разумовского. М., Просвещение, 1993 г.
  5. М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. М., Просвещение, 2003 г.
  6. Физика. Приложение к газете «1 сентября», конкурс «Открытый урок».