Цели урока:
- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, с переходом через десяток;
- закреплять умение решать задачи.
- закреплять состав чисел 12, 13, 14, 15.
- развивать познавательную активность, интерес к предмету, умение рассуждать;
- воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: учебник “Математика” 1 класс, 2 часть (автор М.И.Моро и др.). Магниты, карточки с примерами, с составом чисел, с краткой записью задачи; круги для каждого ученика, конверт с заданием; рисунки героев сказки:
- гриб;
- Муравей;
- Бабочка;
- Мышка;
- Воробей;
- Заяц;
- Лягушка.
Ход урока
1. Организационный момент
.Прозвенел друзья звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2.
Психологический настрой.– Улыбнитесь друг другу.
– Подарите хорошее настроение.
– Я желаю вам, чтобы ваше прекрасное, радостное настроение оставалось на протяжении всего урока.
– Удачи вам!
3. Сообщение темы, постановка целей урока.
– Сегодня наш урок математики будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие по сказке Владимира Григорьевича Сутеева и поможем героям сказки выполнить различные задания на сложение и вычитание чисел в пределах 20, с переходом через десяток.
– Название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
Ответ: (Гриб.)
– По какой сказке будем путешествовать?
“Под грибом”. (Открывается доска, на которой изображен гриб.)
– Итак, друзья в добрый путь!
4. Устный счет.
(Рассказ учителем начало сказки)
Как-то раз застал Муравья, застал сильный дождь.
– Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и хотел спрятаться, но грибок его не пускает. Просится Муравей под гриб.
– Пусти меня, а то я весь промок! А гриб ему и отвечает: – Помоги мне решить задачи, тогда пущу! Думал, думал Муравей, решал, решал, а ничего не получается.
– Ребята, давайте поможем Муравью решить задачи, которые ему задал гриб.
А) Решение задач в стихах.
У меня 4 книжки,
5 машинок и 5 мишек,
Кто ответит побыстрей,
Сколько у меня вещей? (14)Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
3 несут травинку,
3 несут былинку,
5 несут иголки,
Сколько их под елкой? (11)На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
5 из них на травку сели, остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели? (5)
– Молодцы ребята, вы помогли Муравью решить быстро математические задачи.
– Пустил его грибок под свою шляпку.
А дождь идет все сильнее и сильнее…
Летит к грибу Бабочка:
– Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – больше лететь не могу!
– Выполни задание, пущу!
– Помогите ребята Бабочке, вспомните состав чисел.
Б) Состав чисел.
– Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь идет все сильнее и сильнее. Бежит мимо Мышка. <Рисунок4> – Пустите меня под грибок! Вода с меня течет. – Реши примеры, тогда и пустим. Решила мышка примеры, а не знает, правильно ли решила? – Проверьте примеры мышки.
(Примеры на сложение и вычитание на карточках, на доске.) (Дети выходят к доске и исправляют ошибки Мышки, объясняя, как считали.)
7 + 5 = 12 | 9 + 6 = 14 (15) | 15 – 7 = 7 (8) | 16 – 9 = 5 (7) |
8 + 7 = 18 (15) | 6 + 8 = 14 | 18 – 6 = 12 | 13 – 4 = 8 (9) |
– Потеснились насекомые и пустили Мышку под грибок. А дождь все льет и не перестает. Мимо гриба Воробей скачет и плачет: – Намокли перышки, устали крылышки! Пустите под грибок обсохнуть, дождик переждать! – Помоги нам составить по краткой записи задачу и решить ее, тогда и пустим.
5. Закрепление изученного материала.
А) Составление задачи по краткой записи. (Краткая запись на карточках на доске.)
Стояло – 15 машин. Выехали – 6 машин. Вернулись – 3 машины. Стало – ?
В гараже стояло 15 машин. Утром 6 машин выехали из гаража, а к вечеру 3 вернулись. Сколько стало машин в гараже?
Б) Анализ задачи.
В) Поиск решения.
Г) Самостоятельная запись решения по действиям, выражением.
Д) Проверка.
– Молодцы, ребята! Вы помогли Воробью решить непростую задачу. – Подвинулись лесные жители, пустили Воробья под гриб. Воробей и говорит: – Давайте немного отдохнем, а то вы устали сидеть без движения под грибом. – Ребята, пришло время отдохнуть.
6. Физкультминутка
.7. Решение примеров по вариантам.
Бежит Заяц по полянке, увидел гриб. – Спрячьте меня, – кричит, – за мной Лиса гонится! Жители и отвечают: – Реши примеры, пустим!
– Решите примеры с Зайцем.
1 в. 13 + 4 – 8 = | 2 в. 12 – 7 + 8 = |
А) Самостоятельная работа.
Б) Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего соседа. – Оцените ее. – Проверим все вместе.
(Ученик читает пример и называет ответ, объясняя, как считал.)
(Учитель открывает ответ в примерах.)
– Пустили Зайца под грибок. Выбежала Лиса на полянку, посмотрела по сторонам, а Зайчика нет, и убежала она в лес. Дождик прошел, выглянуло солнышко. Все жители вылезли из-под гриба – радуются. – А на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: – Ква – а – а – а! – Ой, ребята, да она нам конверт принесла. – Давайте, посмотрим, что в нем? (Задание.) – Лягушка нам предлагает выполнить задание в учебнике на С. 76, з.6.
8.
Работа в парах.Решение задачи по учебнику на нахождение ломаных линий. Ученики рассматривают самостоятельно рисунок в учебнике, находят ломаные, объясняя выбор своего решения с доказательством.
– Какие из линий можно назвать ломаными? (1 и 3) – Почему? -Какие нельзя назвать ломаными? (2 и 4) – Почему?
9. Итог урока. Рефлексия.
– Понравилось путешествовать по сказке и помогать героям? – Что было самым интересным? – Что было самым трудным? – Что закрепляли, повторяли?
– Оцените свою работу на уроке.
– Кому все понравилось, кто не испытывал затруднений, помог справиться героям сказки со всеми заданиями, тот круг раскрашивает в зеленый цвет. – Кому не понравилось, кто чувствовал себя неуверенно, испытывал трудности при выполнении заданий, тот круг раскрашивает в красный цвет. – Спасибо за внимание. – Урок окончен!