Цели урока:
Образовательные: дать представление об имени существительном как части речи, обозначающей предметы, явления, события, состояния; формировать умения различать существительные среди других частей речи, ввести в активный словарь термин “одушевлённые/неодушевлённые существительные”; формировать внимательное отношение к слову, учить работать со справочной литературой, формировать умение учащихся находить и использовать в своей речи устойчивые сочетания слов.
Развивающие: развивать внимание, навыки самоконтроля, объяснительной речи.
Воспитательные: создание условий для самовоспитания и развития детской любознательности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка “Голубой вагон”. Под музыку в класс входят обучающиеся, в руках держа волшебный поезд с разноцветными вагонами). Машинист объявляет остановку.
– Остановка чистописание. Город Новочастеречинск.
– Откройте тетради, запишите дату. Объясните, как нужно записать название города? Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Запишите название города. (Новочастеречинск).
– В какой город мы приехали на волшебном поезде? (Новочастеречинск).
– Почему он так называется? (Потому что сегодня урок изучения нового материала. Здесь живут части речи).
2. Актуализация.
– Ребята, посмотрите, кто к нам приехал? (Коля, Ваня, Алёна, Дарья).
– Как сказать одним словом? (Ребята, одноклассники, ученики).
– Как вы думаете, в каком вагоне они ехали: в красном, синем или зелёном? (В красном).
– Почему вы так думаете? (Потому что там ехали слова, отвечающие на вопрос “кто?”, “что?”).
– Что обозначают эти слова? (Предметы).
– Посмотрите на другие вагоны, что ещё могут обозначать слова? (Признаки, действия).
– Приведите примеры.
3. Постановка учебной задачи.
– Посмотрите, чей это дворец? Вы догадались?
– Давайте заглянем внутрь! Что вы видите? (Много книг, много различных предметов).
– А кто здесь живёт вы узнаете, когда отгадаете кроссворд?
– А как его зовут? (Имя существительное).
– Вы любите волшебство?
– Волшебник Имя существительное умеет превращаться в слова, во всё, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Посмотрите! В какие слова превратился волшебник?
– Какие вопросы вы хотите задать волшебнику? (Кто? Что?)
– О чём мы сегодня будем говорить, что узнаем?
– Чему будем учиться?
4. Уточнение представлений об имени существительном.
(Появляется злая Фея и превращает взмахом волшебной палочки волшебника Имя существительное в камень)
– Если хотите спасти своего друга волшебника вы должны правильно собрать из этих слов правило. Если хоть одно слово поставите не на своё место, он навсегда останется камнем. (Исчезает, дети в группах составляют правило и по очереди зачитывают правила).
5. Первичное закрепление.
– Прочитайте стихотворение (жужжащее чтение в полголоса):
К нам вернулся друг-волшебник,
Изумительный чудак!
Превращаться он умеет
В шляпу, в бабушку, в колпак,
В кактус, зонтик и ракету,
В туфельки, в слова, в конфеты
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
– В какие слова из стихотворения может превращаться наш друг волшебник Имя существительное? (Дети называют).
– С новой строки перечислите слова, в которые может превращаться наш друг волшебник Имя существительное.
6. Комментированное письмо.
– А теперь попробуйте найти существительные среди других частей речи в упражнении 2 на странице 4 нашего учебника. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто? Вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать в группах. (Текст упражнения: Собака, собачья, лаять, корова, мычать, лев, рычать, заяц, заячья, пчела, летать, пила, пилить, книжа, читать).
– Проверьте работу! Как вы отличили имена существительные от других частей речи? (По вопросам, по значению).
– Что называют выписанные слова: предметы, действия, признаки?
– Поднимите руку кто выписал слово пила?
– Почему его выписали не все? (Это слово может обозначать не только предмет, но и действие).
– Кто заметил, те молодцы! Для вас наш друг волшебник приготовил сюрприз, как только вы докажете, что вы правы я вручу вам вот эту шкатулку. (Ребята отстаивают свою точку зрения, в результате выясняется, что правы и те, и другие. В это время появляется злая Фея и похищает шкатулку).
– Если хотите получить свою шкатулку назад, тогда выполните задание №3 на странице 4. (Текст упражнения: Жили мужик да баба были у них дочка да сынок маленький ушли отец и мать на работу девочка и братец остались дома одни).
– Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этим текстом? (Содержание задания: записать предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; подчеркнуть слова, которые отвечают на вопрос кто?)
– Ребята, злая Фея вернула шкатулку и исчезла, значит, мы её победили. А вот и наш друг Имя существительное, он снова решил поиграть с нами в прятки.
7. Физминутка.
– Я буду называть слова. Если среди них вы услышите имена существительные, поднимите правую руку и помашите нашему другу. (Шлем, деревянный, пальто, белый, шить, тарелка, бельё, берёза, чайник).
8. Знакомство с новым материалом. Введение понятия “одушевлённые и неодушевлённые” имена существительные.
– Ребята, а вам интересно, что за сюрприз подготовил для вас в этой шкатулке наш друг Имя существительное? Саша, открой шкатулку! Что там? (Книжка “Загадки”).
– Называя слова-отгадки, объясните, как можно разделить эти слова для переноса, запишите в тетрадь.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Ответ: БаранУ него огромный рот,
Он зовется … .
Ответ: БегемотКто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ: БелкаВсю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!
Ответ: ВерблюдСеровато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Ответ: ВолкСердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Ответ: ЕжикОн ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...
Ответ: ЖирафЧто за коняшки –
На всех тельняшки.
Ответ: ЗебраМного бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
Ответ: ЗайкаЭтот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
Ответ: Кабан
– Что общего у всех слов? (Отвечают на вопрос кто?, обозначают животных)
– Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? вы узнаете разгадав ребус.
– Объясните, как вы понимаете это слово? (Это те, у кого есть душа).
– А как можно назвать все остальные существительные, у которых нет души? (Неодушевлённые).
9. Знакомство с правилом.
– Ребята, на странице 5 прочитайте правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Закройте учебник, произнесите в полголоса.
– Кто может рассказать правило? (Несколько детей произносят правило вслух).
10. Первичное закрепление изученного
. Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой в группах.– Перед вами на слайде слова (дождь, паук, червь, снег, град, стриж, мороз, медведь). 1 группа находит сходства и различия, 2 группа разделит слова на две группы, 3 группа при помощи толкового словаря объяснит, что обозначают эти слова, 4 группа объяснит какое отношение имеют эти слова к теме нашего урока.
11. Проверка усвоения знаний.
– Молодцы ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями нашего друга, он очень доволен вашей работой. У вас на парте лежат кружки красного и чёрного цвета. Если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны собой, то поднимите кружок красного цвета. А если вы чем-то недовольны, поднимите кружок чёрного цвета.
– Наш друг имя существительное решил за хорошую работу наградить вас, по взмаху волшебной палочки вам нужно произнести волшебные слова “Крибли-крабли-бумс”, повернуться три раза вокруг себя, поднять руки вверх и помахать нашему другу. Поздравляю вас, ребята, вы уже почти стали волшебниками. Для того чтобы стать настоящими волшебниками вам необходимо справиться с тремя заданиями волшебника:
- Перед вами на слайде слова (кол, капля, дверь, мак, дом). Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос “кто?”, запишите полученные слова в тетрадь (вол, цапля, зверь, рак, сом).
- Составьте и запишите предложения из предложенных слов (ярко, чирикают, солнце, громче, светит, воробьи, и; а, днём, замерзают, лёд, ночью, тает, лужи), запишите полученные предложения в тетрадь (Солнце светит ярко и громче чирикают воробьи. Ночью лужи замерзают, а днём лёд тает).
- Перед вами несколько фразеологизмов с недостающей частью. Отгадайте, какие слова, отвечающие на вопрос “кто?” “пропали”, запишите в тетрадь (На сердце … скребут. Надуться как ... на крупу. ….. носа не подточит).
12. Итог урока. Рефлексия.
– Что вам запомнилось на уроке?
– Что больше всего понравилось?
– С кем из сегодняшних героев вы хотели бы встретиться завтра?
13. Дифференцированное домашнее задание по карточкам.
Карточка №1.
Вычёркивая в каждом слове по одной букве, составь устойчивые сочетания слов, подчеркни существительные одной чертой.
Образец. До рать дух бак – дать дуба
- Наст кора уют ар укус.
- Сова сев хна рог.
- Мот репа око пол енот.
- Яд мать форум.
- Поток микроб вьюн.
- Небо мыло печь ас лик.
- Як власть плод суп окно.
- Иго рана место кит свеча.
- Соло вена ветеран ребро оса сет.
- Год вера кизил муж уют.
- Куб храм наст смех.
- Гид тир вино гул.
- Дог снедь морг оплот ад.
- Сет лев галоп шут.
- Зал месть икс лев дым.
Карточка №2.
Доскажи словечко. Выпиши полученные устойчивые сочетания слов.
Глеб у доски повесил……, Краснеет до корней …….. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю ……… О чём же думал он вчера, Когда ………бил с утра? |
Товарищ твой просил украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ………. услугу. |
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, …………. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши ……….. |
|
Мы исходили городок Буквально вдоль и ………. И так устали мы в дороге, Что еле …….. ноги. |
|
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой ……………….. |
|
Говорил товарищ мой вчера, Что в кино сходить давно пора. Только я хотел уже собраться,– Как ему взбрело на ум купаться. По дороге передумал он, Стал тащить меня на стадион. – Что ты, – закричал я, – в самом деле! У тебя семь ………. |
|