Общее понятие об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные: дать представление об имени существительном как части речи, обозначающей предметы, явления, события, состояния; формировать умения различать существительные среди других частей речи, ввести в активный словарь термин “одушевлённые/неодушевлённые существительные”; формировать внимательное отношение к слову, учить работать со справочной литературой, формировать умение учащихся находить и использовать в своей речи устойчивые сочетания слов.

Развивающие: развивать внимание, навыки самоконтроля, объяснительной речи.

Воспитательные: создание условий для самовоспитания и развития детской любознательности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка “Голубой вагон”. Под музыку в класс входят обучающиеся, в руках держа волшебный поезд с разноцветными вагонами). Машинист объявляет остановку.

– Остановка чистописание. Город Новочастеречинск.

– Откройте тетради, запишите дату. Объясните, как нужно записать название города? Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Запишите название города. (Новочастеречинск).

– В какой город мы приехали на волшебном поезде? (Новочастеречинск).

– Почему он так называется? (Потому что сегодня урок изучения нового материала. Здесь живут части речи).

2. Актуализация.

– Ребята, посмотрите, кто к нам приехал? (Коля, Ваня, Алёна, Дарья).

– Как сказать одним словом? (Ребята, одноклассники, ученики).

– Как вы думаете, в каком вагоне они ехали: в красном, синем или зелёном? (В красном).

– Почему вы так думаете? (Потому что там ехали слова, отвечающие на вопрос “кто?”, “что?”).

– Что обозначают эти слова? (Предметы).

– Посмотрите на другие вагоны, что ещё могут обозначать слова? (Признаки, действия).

– Приведите примеры.

3. Постановка учебной задачи.

– Посмотрите, чей это дворец? Вы догадались?

– Давайте заглянем внутрь! Что вы видите? (Много книг, много различных предметов).

– А кто здесь живёт вы узнаете, когда отгадаете кроссворд?

– А как его зовут? (Имя существительное).

– Вы любите волшебство?

– Волшебник Имя существительное умеет превращаться в слова, во всё, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Посмотрите! В какие слова превратился волшебник?

– Какие вопросы вы хотите задать волшебнику? (Кто? Что?)

– О чём мы сегодня будем говорить, что узнаем?

– Чему будем учиться?

4. Уточнение представлений об имени существительном.

(Появляется злая Фея и превращает взмахом волшебной палочки волшебника Имя существительное в камень)

– Если хотите спасти своего друга волшебника вы должны правильно собрать из этих слов правило. Если хоть одно слово поставите не на своё место, он навсегда останется камнем. (Исчезает, дети в группах составляют правило и по очереди зачитывают правила).

5. Первичное закрепление.

– Прочитайте стихотворение (жужжащее чтение в полголоса):

К нам вернулся друг-волшебник,
Изумительный чудак!
Превращаться он умеет
В шляпу, в бабушку, в колпак,
В кактус, зонтик и ракету,
В туфельки, в слова, в конфеты
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

– В какие слова из стихотворения может превращаться наш друг волшебник Имя существительное? (Дети называют).

– С новой строки перечислите слова, в которые может превращаться наш друг волшебник Имя существительное.

6. Комментированное письмо.

– А теперь попробуйте найти существительные среди других частей речи в упражнении 2 на странице 4 нашего учебника. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто? Вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать в группах. (Текст упражнения: Собака, собачья, лаять, корова, мычать, лев, рычать, заяц, заячья, пчела, летать, пила, пилить, книжа, читать).

– Проверьте работу! Как вы отличили имена существительные от других частей речи? (По вопросам, по значению).

– Что называют выписанные слова: предметы, действия, признаки?

– Поднимите руку кто выписал слово пила?

– Почему его выписали не все? (Это слово может обозначать не только предмет, но и действие).

– Кто заметил, те молодцы! Для вас наш друг волшебник приготовил сюрприз, как только вы докажете, что вы правы я вручу вам вот эту шкатулку. (Ребята отстаивают свою точку зрения, в результате выясняется, что правы и те, и другие. В это время появляется злая Фея и похищает шкатулку).

– Если хотите получить свою шкатулку назад, тогда выполните задание №3 на странице 4. (Текст упражнения: Жили мужик да баба были у них дочка да сынок маленький ушли отец и мать на работу девочка и братец остались дома одни).

– Ребята, как вы думаете, что нужно сделать с этим текстом? (Содержание задания: записать предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы; подчеркнуть слова, которые отвечают на вопрос кто?)

– Ребята, злая Фея вернула шкатулку и исчезла, значит, мы её победили. А вот и наш друг Имя существительное, он снова решил поиграть с нами в прятки.

7. Физминутка.

– Я буду называть слова. Если среди них вы услышите имена существительные, поднимите правую руку и помашите нашему другу. (Шлем, деревянный, пальто, белый, шить, тарелка, бельё, берёза, чайник).

8. Знакомство с новым материалом. Введение понятия “одушевлённые и неодушевлённые” имена существительные.

– Ребята, а вам интересно, что за сюрприз подготовил для вас в этой шкатулке наш друг Имя существительное? Саша, открой шкатулку! Что там? (Книжка “Загадки”).

– Называя слова-отгадки, объясните, как можно разделить эти слова для переноса, запишите в тетрадь.

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.

Ответ: Баран

У него огромный рот,
Он зовется … .

Ответ: Бегемот

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?

Ответ: Белка

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток!

Ответ: Верблюд

Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.

Ответ: Волк

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

Ответ: Ежик

Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...

Ответ: Жираф

Что за коняшки –
На всех тельняшки.

Ответ: Зебра

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?

Ответ: Зайка

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.

Ответ: Кабан

– Что общего у всех слов? (Отвечают на вопрос кто?, обозначают животных)

– Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? вы узнаете разгадав ребус.

– Объясните, как вы понимаете это слово? (Это те, у кого есть душа).

– А как можно назвать все остальные существительные, у которых нет души? (Неодушевлённые).

9. Знакомство с правилом.

– Ребята, на странице 5 прочитайте правило об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Закройте учебник, произнесите в полголоса.

– Кто может рассказать правило? (Несколько детей произносят правило вслух).

10. Первичное закрепление изученного. Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой в группах.

– Перед вами на слайде слова (дождь, паук, червь, снег, град, стриж, мороз, медведь). 1 группа находит сходства и различия, 2 группа разделит слова на две группы, 3 группа при помощи толкового словаря объяснит, что обозначают эти слова, 4 группа объяснит какое отношение имеют эти слова к теме нашего урока.

11. Проверка усвоения знаний.

Молодцы ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями нашего друга, он очень доволен вашей работой. У вас на парте лежат кружки красного и чёрного цвета. Если вам понравился сегодняшний урок и вы довольны собой, то поднимите кружок красного цвета. А если вы чем-то недовольны, поднимите кружок чёрного цвета.

– Наш друг имя существительное решил за хорошую работу наградить вас, по взмаху волшебной палочки вам нужно произнести волшебные слова “Крибли-крабли-бумс”, повернуться три раза вокруг себя, поднять руки вверх и помахать нашему другу. Поздравляю вас, ребята, вы уже почти стали волшебниками. Для того чтобы стать настоящими волшебниками вам необходимо справиться с тремя заданиями волшебника:

  • Перед вами на слайде слова (кол, капля, дверь, мак, дом). Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос “кто?”, запишите полученные слова в тетрадь (вол, цапля, зверь, рак, сом).
  • Составьте и запишите предложения из предложенных слов (ярко, чирикают, солнце, громче, светит, воробьи, и; а, днём, замерзают, лёд, ночью, тает, лужи), запишите полученные предложения в тетрадь (Солнце светит ярко и громче чирикают воробьи. Ночью лужи замерзают, а днём лёд тает).
  • Перед вами несколько фразеологизмов с недостающей частью. Отгадайте, какие слова, отвечающие на вопрос “кто?” “пропали”, запишите в тетрадь (На сердце … скребут. Надуться как ... на крупу. ….. носа не подточит).

12. Итог урока. Рефлексия.

– Что вам запомнилось на уроке?

– Что больше всего понравилось?

– С кем из сегодняшних героев вы хотели бы встретиться завтра?

13. Дифференцированное домашнее задание по карточкам.

Карточка №1.

Вычёркивая в каждом слове по одной букве, составь устойчивые сочетания слов, подчеркни существительные одной чертой.

Образец. До рать дух бак – дать дуба

  • Наст кора уют ар укус.
  • Сова сев хна рог.
  • Мот репа око пол енот.
  • Яд мать форум.
  • Поток микроб вьюн.
  • Небо мыло печь ас лик.
  • Як власть плод суп окно.
  • Иго рана место кит свеча.
  • Соло вена ветеран ребро оса сет.
  • Год вера кизил муж уют.
  • Куб храм наст смех.
  • Гид тир вино гул.
  • Дог снедь морг оплот ад.
  • Сет лев галоп шут.
  • Зал месть икс лев дым.

Карточка №2.

Доскажи словечко. Выпиши полученные устойчивые сочетания слов.

Глеб у доски повесил……,
Краснеет до корней ……..
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю ………
О чём же думал он вчера,
Когда ………бил с утра?
Товарищ твой просил украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ………. услугу.
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, ………….
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ………..
Мы исходили городок
Буквально вдоль и ……….
И так устали мы в дороге,
Что еле …….. ноги.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой ………………..
Говорил товарищ мой вчера,
Что в кино сходить давно пора.
Только я хотел уже собраться,–
Как ему взбрело на ум купаться.
По дороге передумал он,
Стал тащить меня на стадион.
– Что ты, – закричал я, – в самом деле!
У тебя семь ……….

Презентация