С целью совершенствования деятельности образовательного учреждения, повышения профессионального мастерства педагогов, улучшения качества образовательно-воспитательного процесса администрацией МОУ “Детский дом” внесены изменения в систему внутреннего контроля. В основу внутреннего контроля входит диагностика состояния образовательно-воспитательного процесса, основных результатов деятельности учреждения, побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.
Содержание контроля
Содержанием внутреннего контроля является целостный образовательно-воспитательный процесс.
Выбор целей контроля и его содержание зависят от общих задач, которые решаются МОУ “Детский дом” в учебном году.
Каждой задаче соответствуют определённые направления контроля.
Задачи воспитательной системы “Становление” на 2007/2008 уч.г. | Направление контроля |
1. Оптимизация деятельности педагогического коллектива по социальной защите воспитанников, оказанию помощи и поддержки в процессе их социализации. | 1. Контроль за состоянием
методической работы в МОУ “Детский дом”. Задачи: - определение эффективности организационных мероприятий и деятельности методической службы по повышению педагогического мастерства педагогов; - совершенствование методической работы в целом. |
2. Обеспечение стабильности социально-педагогической, социально-психологической, медико-социальной, коррекционно-развивающей и патронирующей деятельности на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды. | 2. Контроль за состоянием
медико-психолого-педагогического сопровождения
воспитанников. Задачи: - определить уровень оказания медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников; - выявить отклонения от запрограммированных результатов; - внести коррекцию и регулирование в деятельность “Центра социализации воспитанников”. |
3. Оптимизация процесса со-управления воспитанников и педагогов через организацию деятельности детского самоуправления “Совет воспитанников”, “Центр социализации воспитанников”. | 3. Контроль за организацией
образовательно-воспитательной работы. Задачи: - контроль за состоянием работы педагогов по основным направлениям воспитательной системы “Становление”; - оперативный анализ информации, оценка эффективности, коррекция и регулирование образовательно-воспитательной работы. |
4. Поддерживать валеологический режим и совершенствовать мероприятия санитарно-противоэпидемиологической работы медицинской службы. | 4. Контроль за
санитарно-гигиеническим состоянием помещений и
за обеспечением здоровья воспитанников. Задачи: - собрать информацию о состоянии здоровья воспитанников, о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации образовательно-воспитательного процесса, о ходе намеченных организационных мероприятий по обеспечению здоровья; - на основе имеющейся информации сделать вывод об эффективности проводимой работы в данном направлении. |
5. Совершенствовать систему материально-технического и финансового обеспечения программы развития. | 5. Контроль за состоянием
материально-технической базы детского дома. Задачи: - собрать информацию о материально-технической базе детского дома, о ходе намеченных мероприятий; - осуществлять регулирование и коррекцию деятельности по сохранению и укреплению материально-технической базы детского дома, условий труда. |
Определены следующие формы внутреннего контроля:
- собеседование с педагогами, воспитанниками;
- посещение и взаимопосещение занятий;
- обследование условий, объектов, процесса и результатов воспитательной деятельности;
- подготовка и заслушивание отчётов (сообщений), на заседаниях научно-методического совета, МО педагогов;
- конкурсное состязание педагогов, позволяющее проанализировать и оценить работу педагогических работников на основе их творческих разработок и лучших образцов передового опыта.
Виды внутреннего контроля.
- предварительный контроль – предупреждение возможных ошибок в работе педагога;
- тематический контроль – изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного педагога, группы, служб сопровождения;
- личностно-профессиональный контроль – изучение отдельного педагога или группы по узкому вопросу (календарное планирование, качество воспитательной работы;
- итоговый – результаты работы образовательного учреждения за полугодие, год.
Внутренний контроль может осуществляться в виде тематических или оперативных проверок, мониторинга, смотра-конкурса. Внутренний контроль в виде тематических проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательно-воспитательного процесса.
Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательно-воспитательного процесса для эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса (результаты деятельности педагогического коллектива, мониторинг уровня развития воспитанников, состояние здоровья детей, организация питания, выполнение режимных моментов, научно-методическое обеспечение, диагностика продуктивности деятельности педагогов).
Основной целью внутреннего контроля в виде педагогических конкурсов является стимулирование педагогов на творческий подход, повышение результативности образовательно-воспитательной деятельности. Тематика конкурсов соответствует основной цели работы учреждения. Традиционные ежегодные конкурсы “Дом в котором я живу”, “Моё рабочее место”, “Самая здоровая группа”, “Конкурс портфолио педагога детского дома”.
Внутренний контроль в виде тематических проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Итоги внутреннего контроля в зависимости от его формы, целей и задач заслушиваются на: заседаниях педагогического совета, научно-методического совета, совещаниях при директоре. Информация по результатам внутреннего контроля фиксируется в протоколе совещаний.
Отслеживается продуктивность педагогов по карте, путём самооценки и экспертной оценки. Новый вариант карты помимо требований к профессиональной компетентности педагога, его профессиональным знаниям, умениям и личностным качествам, включает в себя требования к конечным результатам работы.
Для качественной оценки продуктивности деятельности педагога, разработаны карты отслеживания результативности педагога по следующим категориям:
- инновационная деятельность педагога, обобщение и распространение педагогического опыта (институциональный, муниципальный уровень);
- участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства;
- результативность привлечения воспитанников к участию в конкурсах детского творчества.
Такая система мониторинга позволит иметь полную информацию о работе педагога, отслеживать его профессиональный рост.