Организация системы внутреннего контроля на основе критериев эффективности реализации комплексно-целевой программы "Становление"

Разделы: Администрирование школы


С целью совершенствования деятельности образовательного учреждения, повышения профессионального мастерства педагогов, улучшения качества образовательно-воспитательного процесса администрацией МОУ “Детский дом” внесены изменения в систему внутреннего контроля. В основу внутреннего контроля входит диагностика состояния образовательно-воспитательного процесса, основных результатов деятельности учреждения, побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.

Содержание контроля

Содержанием внутреннего контроля является целостный образовательно-воспитательный процесс.

Выбор целей контроля и его содержание зависят от общих задач, которые решаются МОУ “Детский дом” в учебном году.

Каждой задаче соответствуют определённые направления контроля.

Задачи воспитательной системы “Становление” на 2007/2008 уч.г. Направление контроля
1. Оптимизация деятельности педагогического коллектива по социальной защите воспитанников, оказанию помощи и поддержки в процессе их социализации. 1. Контроль за состоянием методической работы в МОУ “Детский дом”.

Задачи:

- определение эффективности организационных мероприятий и деятельности методической службы по повышению педагогического мастерства педагогов;

- совершенствование методической работы в целом.

2. Обеспечение стабильности социально-педагогической, социально-психологической, медико-социальной, коррекционно-развивающей и патронирующей деятельности на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды. 2. Контроль за состоянием медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Задачи:

- определить уровень оказания медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников;

- выявить отклонения от запрограммированных результатов;

- внести коррекцию и регулирование в деятельность “Центра социализации воспитанников”.

3. Оптимизация процесса со-управления воспитанников и педагогов через организацию деятельности детского самоуправления “Совет воспитанников”, “Центр социализации воспитанников”. 3. Контроль за организацией образовательно-воспитательной работы.

Задачи:

- контроль за состоянием работы педагогов по основным направлениям воспитательной системы “Становление”;

- оперативный анализ информации, оценка эффективности, коррекция и регулирование образовательно-воспитательной работы.

4. Поддерживать валеологический режим и совершенствовать мероприятия санитарно-противоэпидемиологической работы медицинской службы. 4. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещений и за обеспечением здоровья воспитанников.

Задачи:

- собрать информацию о состоянии здоровья воспитанников, о соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации образовательно-воспитательного процесса, о ходе намеченных организационных мероприятий по обеспечению здоровья;

- на основе имеющейся информации сделать вывод об эффективности проводимой работы в данном направлении.

5. Совершенствовать систему материально-технического и финансового обеспечения программы развития. 5. Контроль за состоянием материально-технической базы детского дома.

Задачи:

- собрать информацию о материально-технической базе детского дома, о ходе намеченных мероприятий;

- осуществлять регулирование и коррекцию деятельности по сохранению и укреплению материально-технической базы детского дома, условий труда.

Определены следующие формы внутреннего контроля:

- собеседование с педагогами, воспитанниками;

- посещение и взаимопосещение занятий;

- обследование условий, объектов, процесса и результатов воспитательной деятельности;

- подготовка и заслушивание отчётов (сообщений), на заседаниях научно-методического совета, МО педагогов;

- конкурсное состязание педагогов, позволяющее проанализировать и оценить работу педагогических работников на основе их творческих разработок и лучших образцов передового опыта.

Виды внутреннего контроля.

- предварительный контроль – предупреждение возможных ошибок в работе педагога;

- тематический контроль – изучение конкретного вопроса в деятельности коллектива, МО, отдельного педагога, группы, служб сопровождения;

- личностно-профессиональный контроль – изучение отдельного педагога или группы по узкому вопросу (календарное планирование, качество воспитательной работы;

- итоговый – результаты работы образовательного учреждения за полугодие, год.

Внутренний контроль может осуществляться в виде тематических или оперативных проверок, мониторинга, смотра-конкурса. Внутренний контроль в виде тематических проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Внутренний контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, урегулирование конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательно-воспитательного процесса.

Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательно-воспитательного процесса для эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса (результаты деятельности педагогического коллектива, мониторинг уровня развития воспитанников, состояние здоровья детей, организация питания, выполнение режимных моментов, научно-методическое обеспечение, диагностика продуктивности деятельности педагогов).

Основной целью внутреннего контроля в виде педагогических конкурсов является стимулирование педагогов на творческий подход, повышение результативности образовательно-воспитательной деятельности. Тематика конкурсов соответствует основной цели работы учреждения. Традиционные ежегодные конкурсы “Дом в котором я живу”, “Моё рабочее место”, “Самая здоровая группа”, “Конкурс портфолио педагога детского дома”.

Внутренний контроль в виде тематических проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Итоги внутреннего контроля в зависимости от его формы, целей и задач заслушиваются на: заседаниях педагогического совета, научно-методического совета, совещаниях при директоре. Информация по результатам внутреннего контроля фиксируется в протоколе совещаний.

Отслеживается продуктивность педагогов по карте, путём самооценки и экспертной оценки. Новый вариант карты помимо требований к профессиональной компетентности педагога, его профессиональным знаниям, умениям и личностным качествам, включает в себя требования к конечным результатам работы.

Для качественной оценки продуктивности деятельности педагога, разработаны карты отслеживания результативности педагога по следующим категориям:

- инновационная деятельность педагога, обобщение и распространение педагогического опыта (институциональный, муниципальный уровень);

- участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства;

- результативность привлечения воспитанников к участию в конкурсах детского творчества.

Такая система мониторинга позволит иметь полную информацию о работе педагога, отслеживать его профессиональный рост.