Интегрированный урок (литературное чтение + музыка) "Народный фольклор. Весна пришла". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

Развитие у детей понимания того, что искусство, будь то музыка, литература или живопись, имеет общую основу – саму жизнь, и, что у каждого искусства – свой язык, свои выразительные средства.

Задачи урока:

  • Помочь учащимся обнаружить и осознать обрядовый характер жанров в литературе и музыке
  • Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов;
  • Развивать навыки чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
  • Повторить названия музыкальных инструментов, изученных в 1-ом классе.
  • Рассмотреть описательные возможности музыки в изображении портрета, пейзажа.
  • Отработать приветственные интонации в вокально – хоровой работе.

Форма урока: УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Оборудование:

  • Рисунки персонажей героев урока;
  • Словарь Ожегова
  • учебник;
  • тетрадь;
  • сказочные атрибуты
  • магнитофон;
  • мультимедиа;
  • фонограммы к уроку.

ПЛАН УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. БЕСЕДА О ВЕСНЕ
  3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
  4. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  5. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
  6. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ
  7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
  8. ФИЗМИНУТКА.
  9. РАБОТА ПО СЛУХОВОМЕ АНАЛИЗУ.
  10. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
  11. ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКЛИЧЕК.
  12. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.
  13. ИТОГ УРОКА.
  14. РЕФЛЕКСИЯ.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие.

– Какое мероприятие проводится ежегодно у нас в школе в апреле?

(Декада начальной школы и предметов художественно-эстетического цикла)

В рамках этого праздника мы проводим интегрированный урок литературного чтения и музыки. И вести мы будем вдвоем: я и Наталья Геннадьевна.

– Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Поприветствуем гостей. Поприветствуем себя доброй улыбкой, ибо человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.

2. БЕСЕДА О ВЕСНЕ

(файл 1)

Отгадайте загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

(Весной)

– Какое время года наступило в Северном полушарии Земли?

(Весна)

– Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны!

Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием:

Назовите их –

(Весна света, Весна воды, Весна зелени (травы) и Предлетье.)

– Какая весна наступила в нашем краю?

– Почему вы так думаете?

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Учитель музыки

НА ПРЕДЫДУЩИХ УРОКАХ МЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ,ЧТО МУЗЫКОЙ МНОГО МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ, И ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА, И ЕГО ХАРАКТЕР, И ДВИЖЕНИЯ, И ДАЖЕ, НАРИСОВАТЬ КАРТИНУ ПРИРОДЫ, ВРЕМЯ ГОДА.КАК МУЗЫКА РАССКАЖЕТ НАМ О ЖИЗНИ ПРИРОДЫ?ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.У МУЗЫКИ ЕСТЬ УДИВИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО– БЕЗ СЛОВ ПЕРЕДАВАТЬ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА, СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ.СЕЙЧАС ВЫ ПРОСЛУШАЕТЕ ОТРЫВОК ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.в.БЕТХОВЕНА, ЕГО ПАСТОРАЛЬНОЙ СИМФОНИИ, ЧАСТИ КОТОРОЙ МЫ СЛУШАЛИ РАНЕЕ И ПОПРОБУЕТЕ УСЛЫШАТЬ НЕ ТОЛЬКО КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ИЗОБРАЗИЛ КОМПОЗИТОР, НО И КАК ОН ЭТО СДЕЛАЛ, С ПОМОЩЬЮ КАКИХ ИНСТРУМЕНТОВ.

(Фонограмма произведение Бетховена “Утро года”)

(слайд 2)

Начало всей весны – Весна света. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья. Вот только солнце – нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста. Воздух становится ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Ясно видны дали, окрашенные в сине-голубые тона. Небо в солнечные дни ярко-голубого почти синего цвета. По небу точно льдины, плывут плотные белые облака – начался небесный ледоход. Да-да, ледоход – ведь в этих облаках кристаллики льда.

(слайд 3)

Распускаются первые цветы, сережки на деревьях и кустарниках.

Просыпаются насекомые, начинается прилет птиц. На смену приходит

Весна воды, потом Весна зелени.

4. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учитель музыки

– КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА НАРИСОВАЛ КОМПОЗИТОР?– ( ВЕСНУ.)

– КАКИЕ ЗВУКИ ВЕСНЫ МЫ УСЛЫШАЛИ?-( ПЕНИЕ ПТИЦ, РАСПУСКАНИЕ ЦВЕТОВ, ВСЕОБЩЕЕ ЛИКОВАНИЕ).

– КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КОМПОЗИТОР, КОТОРЫЙ НАПИСАЛ ЭТУ МУЗЫКУ, ЛЮБИТ ПРИРОДУ?

(– ДА).

ИЗ ЭТОЙ ЧУДЕСНОЙ МУЗЫКИ, МЫ ВИДИМ, НАСКОЛЬКО ТРЕПЕТНО ОТНОШЕНИЕ КОМПОЗИТОРА К УВИДЕННОЙ, “УСЛЫШАННОЙ СЕРДЦЕМ”, ОЧАРОВАВШЕЙ ЕГО ПРИРОДЕ. НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ ПРОСЛУШАЛИ ФРАГМЕНТ ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА, КО ВРЕМЕНИ НАПИСАНИЯ ЕЁ ОН БЫЛ СОВЕРШЕННО ГЛУХИМ. ОСТАЁТСЯ ТОЛЬКО ВОСХИЩАТЬСЯ МАСТЕРСТВОМ КОМПОЗИТОРА И ЕГО ПРЕКРАСНОЙ МУЗЫКОЙ.

– С ПОМОЩЬЮ КАКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МЫ МОЖЕМ ИЗОБРАЗИТЬ ТАКИЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ, КАК ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ЛИСТВЫ, ЗАВЫВАНИЕ ВЕТРА, ШЕЛЕСТ ВОДЫ?

(– ДУДОЧКИ, ФЛЕЙТЫ, СКРИПКИ).

Вывод

5. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Сегодня к нам в школу пришла лесной почтой телеграмма – приглашение.

(Показываю)

Давайте прочитаем его

“Дорогие ребята! Здравствуйте!
Мы, лесные обитатели, просим вас о помощи!
Везде уже Весна пришла.
А у нас до сих пор снег лежит и очень холодно.
Злая баба-Яга!
Заморозила все деревья, запорошила все дороги.
Скоро май наступит. А мы до сих пор мерзнем…
Помогите нам растопить Зиму!
Ждем вас в гости!”

– Ребята! Нас просят о помощи лесные жители. Поможем им приблизить весну воды и травы?

(Да.)

6. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Тогда нам надо отправиться в путешествие. Чтобы понять, куда и зачем нам следует отправиться, откройте (учебники на страницах 4-5) и посмотрите на нашу карту.

(В Волшебный лес)

– А просто ли попасть в Волшебный лес? Что нам для этого нужно снова пройти? (Огороды Бабы-Яги).

– Кто может рассказать, что на них растет?

(слайд 4)

Горошек Репейник
Ромашки Крапива
Одуванчик Подсолнухи

Колокольчики

Простые ли это растения?

(Нет. Каждое растение предлагало свои испытания.)

Назовите жанры народного фольклора, которые мы изучили.

(слайд 5)

Горошек – дразнилки
Репейник — докучные сказки
Ромашки-считалки
Крапива – скороговорки
Одуванчик – загадки
Подсолнухи — заклички
Колокольчики -стихи

7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Повторим, что обозначает каждый жанр.

(слайд 6)

  • ДРАЗНИЛКИ – это выражения, которыми умышленно сердят кого-либо.
  • ДОКУКА – Надоедливая просьба, а также надоедливое, скучное дело.
  • СЧИТАЛКА – произнесенный нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры.
  • ЗАГАДКА – иносказательное. зашифрованное описание какого-либо предмета или явлени.я
  • СКОРОГОВОРКА – специально придуманная фраза для быстрого проговаривания.
  • ЗАКЛИЧКА – короткие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь.

Мы не знаем, что нам встретится на пути, а потому должны быть готовы ко всему неожиданному.

Как вы думаете, что может пригодиться нам из изученного?

Да, нам понадобятся выученные вами заклички, загадки, стихи.

Наша цель– с помощью народного фольклора помочь растопить снег в лесу и разбудить его обитателей.

8. ФИЗМИНУТКА (фонограмма)

А теперь в путь. Представьте себя жуками и полетели

(слайд 7)

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

(слайд 8)

Вот мы и на месте, в Волшебном лесу.

Странно. Нас никто не встречает. Все заснежено и даже солнца не видно…

Куда же все спрятались?

9. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-2

Учитель музыки

(Фонограмма произведение М.Мусоргского “Баба Яга”).

СЕЙЧАС МУЗЫКА НАМ НАРИСОВАЛА ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА?КАК ЗВУЧАЛА МУЗЫКА? О КОМ ОНА РАССКАЗАЛА?КАКОЙ ХАРАКТЕР У ЭТОГО НЕЗНАКОМЦА?

ЭТО ПРОЗВУЧАЛА ПЬЕСА МОДЕСТА МУСОРГСКОГО “БАБА ЯГА”.КАК ВЫ ДУМАЕТЕ,КАКОВО ОТНОШЕНИЕ АВТОРА МУЗЫКИ К ЭТОМУ ПЕРСОНАЖУ?

Какие чувства вы испытывали при этом?

10. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

(Изображение Бабы – Яги)

Оказывается, это Баба-яга спрятала всех обитателей леса. И не выпустит их, пока мы не отгадаем ее загадки из её волшебного сундука.

(Волшебный сундучок)

Давайте, Ребята поможем расколдовать лесных обитателей.

(Из ларца достаю тексты – а дети разгадывают, и картинки животных появляются на доске)

Кто зимой холодный ходит злой, голодный? (Волк)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, кур крадет. (Лиса)

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки не одной. (Еж)

Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока)

Он в своей лесной палате носит пестренький халатик,

Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)

Молодцы! Расколдовали животных. Но в лесу по – прежнему холодно!

11. ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКЛИЧЕК

Не хочет Баба-яга отпускать зиму. Чем мы сможем растопить злые чары Бабы-яги? (Закличками)

– И действительно, раньше с помощью закличек люди уговаривали природу, упрашивали сделать так, как надо человеку.

Открыли учебники на стр.20-21-1 вариант

Солнышко – ведрышко
Выгляни в окошечко!
Солнышко нарядись!
Красное, покажись!

Тетрадь стр. 13-14-2 вариант.

Весна, Весна красная!
Приди к нам с радостью, с радостью
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным

Прочтите самостоятельно заклички и найдите те, которые нам пригодятся.

Скажите, о чем вначале надо прочитать о солнышке или о весне? Почему?

(хоровое чтение по вариантам.)

Но не произошло чудо.
Помогите лесным обитателям!

Учитель музыки

ДЕТИ, НАШИ ПРЕДКИ САМИ СОЧИНЯЛИ ЗАКЛИЧКИ, И НЕ ТОЛЬКО ПРОГОВАРИВАЛИ, НО И ПРОПЕВАЛИ ИХ.ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРОПЕТЬ ЗАКЛИЧКИ, КОТОРЫЕ ВЫ СОЧИНМЛМ САМИ.

ПОЁМ.

(Слайд 9) (фонограмма-музыка весеннего леса)

Поздравим всех зверей с приходом Весны в их лес

12. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

учитель музыки

В НАЧАЛЕ УРОКА МЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ВЕСНА – ЭТО УТРО ГОДА. ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА ПРИВЕТСТВУЮТ ВЕСНУ. НА ПРОШЛОМ УРОКЕ МЫ НАЧАЛИ РАЗУЧИВАТЬ ПЕСНЮ “ДОБРОЕ УТРО” Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО, МЫ УЧИЛИСЬ С РАЗНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ПРОИЗНОСИТЬ ФРАЗУ “ДОБРОЕ УТРО”.СЕЙЧАС МЫ ЕЩЁ РАЗ ПРОСЛУШАЕМ ФРАГМЕНТ ЭТОЙ ПЕСНИ. А ЗАТЕМ ПОРАБОТАЕМ НАД НЕЙ.

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ.

ДЕТИ, С ОДИНАКОВЫМ ЛИ НАСТРОЕНИЕМ ЗВУЧАЛИ СЛОВА?

(– НЕТ.)

ПЕСНЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТРЁХКРАТНЫМ ПОВТОРЕНИЕМ СЛОВ “ДОБРОЕ УТРО!” ДАВАЙТЕ ПРОПОЁМ ЭТИ СЛОВА. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ДОСКУ. СХЕМА. ПОСЛУШАЙТЕ ИХ И, ЗАТЕМ, ПОЁМ ЗА МОЕЙ РУКОЙ.(РАБОТА С ИНТОНАЦИЕЙ.)

А ТЕПЕРЬ ГРОМКО, РАДОСТНО, С ПРИПОДНЯТЫМ НАСТРОЕНИЕМ ПРОПОЁМ ЭТИ ТРИ ФРАЗЫ И ПОПРИВЕТСТВУЕМ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ДРУГ ДРУГА, НАШИХ ГОСТЕЙ И ЛЕСНЫХ ЖИТЕЛЕЙ С ПРИХОДОМ УТРА ГОДА– ВЕСНЫ!

(Слайд 10)(слайд 11)

13. ИТОГ УРОКА.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Лесные обитатели остались довольны вашей помощью.

А теперь ответьте на вопросы.

Какие виды народного фольклора мы сегодня повторили?

Зачем использовал их народ?

Какую особенность вы заметили во всех этих произведениях мелодичность и рифму

14. РЕФЛЕКСИЯ

(Слайд 12)

Урок окончен! Спасибо за урок.

Презентация