Тип занятия: формирование пространственных представлений и развитие навыков ориентировки в пространстве.
Задачи.
- Повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в микропространтве.
- Учить зрительным способом анализировать, сравнивать, выделять пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения.
- Учить анализировать и воспроизводить схему “карта-путь” словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.
- Развивать внимание, наблюдательность в процессе зрительного поиска, развивать самоконтроль.
- Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки.
- Активизировать зрительные функции - непрерывного прослеживания глазами за движением предмета, фиксации взора, локализации.
- Упражнять в различении цветов и оттенков.
- Развивать речь за счёт называния цветов, места произрастания, пространственных предлогов и наречий.
- Воспитывать бережное отношение к цветам; нравственные качества – доброжелательность, терпение.
Материал и оборудование к занятию: проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер; слайдовая презентация, акустические системы.
Раздаточный материал:
- планшеты, цветные шнурки, “карта-путь” для игры “Где растёт?”;
- картинки цветов, вложенные в кружевные мешочки;
- карточки к заданию “Подбери дорожку”, цветные карандаши;
- карточка с наклеенными цветными силуэтами цветов, бабочка, укреплённая к палочке;
- “подзорные” трубочки.
Ход занятия
Слайд 1. Презентация (Звучит музыка “Вальс цветов”. Дети входят в зал. Педагог приветствует детей и обращает внимание на проекционный экран).
- Дети, что вы видите на экране?
- Назовите свой любимый цветок.
Слайд 2. (На экране появляется фея Цветов).
Фея Цветов: Здравствуйте, ребята! Я – фея Цветов. Мне очень приятно, что вы знаете много названий цветов. В моей цветочной стране очень большое изобилие цветов. Сегодня для игры с вами я украсила ковёр яркими и неповторимыми цветами.
Слайд 3. (По периметру экрана цветное изображение цветов).
Педагог: Цветочный ковёр вы рассмотрите с помощью волшебной подзорной трубы. Я называю цветок, а вы находите его и рассказываете о его местоположении. (Одуванчик расположен в верхнем левом углу, роза – в середине ковра, тюльпан находится в нижнем правом углу и т.д.).
Слайд 4. (На экране изображение феи Цветов).
Фея: Ребята, а знаете ли вы, где растут цветы? Расскажите.
(Дети рассказывают, и одновременно на экране появляются слайды с изображением места произрастания цветов).
Слайд 5 - в саду;
Слайд 6 - в поле;
Слайд 7 - на лугу;
Слайд 8 - в зимнее время их выращивают в теплицах, оранжереях;
Слайд 9 - дома в цветочных горшках, их называют комнатные цветы.
Молодцы ребята!
Педагог: “Мы с вами ещё поиграем в одну игру феи Цветов. Она называется “Где растёт?”. Правильно ориентируясь по схеме “карта – путь” вы определите место произрастания вашего цветка. Перед выполнением задания дети анализируют схему пути. (Детям предлагается планшет со сквозными отверстиями, с левой стороны планшета картинка с изображением цветка, а с правой – картинки – символы, обозначающие места произрастания цветов; цветные шнурки. Рис. 1).
Рис. 1.
- С помощью цветного шнурочка “проложите” путь по предложенной схеме от цветка к месту произрастания.
- Расскажите, куда привела ваша дорожка? (Моя дорожка привела к клумбе, значит, роза растёт в саду и т.д.).
Слайд 10. (На экране появляется цветок)
Цветок:
“На полянке я стоял.
И кругом всё наблюдал,
Как зверушки рисовали
Разноцветные цветы”.
Слайд 11.
Педагог: Полюбуемся нарисованными картинами. Сравните их.
- Одинаковые картины?
- Назовите все отличия.
Слайд 12.
Педагог: Медведь панда и жираф тоже были на поляне и рисовали цветы.
- Одинаковые ли у них получились картины?
- Чем они отличаются?
Слайд 13-16.
Зрительная гимнастика “Игривая ромашка”.
(Прослеживание глазами за траекторией движения “игривой ромашки”)
Динамическая пауза “Мы по лугу прогулялись”.
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнём. (Дети шагают на месте)
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд (Разводят руки в стороны, вперёд)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Приседают)
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг встали. (Встают)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагают на месте).
Слайд 17.
Педагог: Как хорошо на зелёном лугу! Среди буйных свежих трав пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчёлы и шмели. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом.
Выпустим наших бабочек на пёстрый яркий лужок. (Детям предлагается посадить бабочку на цветок определённого цвета или оттенка, а затем дети, используя в речи слова пространственного значения, описывают его местоположение.)
Педагог: Фея Цветов в кружевные мешочки спрятала картинки с изображением цветов (Раздаёт детям кружевные мешочки с вложенными картинками цветов. Рис. 2). Картинки вынимать из мешочка нельзя, надо их рассмотреть через кружево.
Рис. 2.
- Расскажите, какие цветы спрятались в кружевных мешочках?
Слайд 18. (Матрица, состоящая из трёх столбцов и трёх строк).
Педагог: Перед вами клумбы с цветами.
- Есть ли на клумбах ваши цветы?
- Каждый цветок растёт на отдельной клумбе. Используя в речи слова “столбец”, “строка” назовите координаты расположения клумбы с вашим цветком.
- Кто напомнит правило? (Описание координат начинается с обозначения столбца и лишь затем соответствующей строки).
Слайд 19. (На экране появляется цветок и просит детей навестить его друзей).
Цветок: Ребята, я хочу, чтобы вы навестили моих друзей. А чтобы быстрее добраться до них у вас есть карточки с ориентирами. Будьте внимательными! (Детям предлагается карточка – лабиринт и карточка с определённым набором ориентиров. Приложение).
Педагог: Ребята, найдите тот путь, по которому расположены ориентиры в той же последовательности как на образце. Сначала дорожку проведите пальчиком, а затем карандашом.
- К какому цветку привела твоя дорожка?
- Расскажи направление пути до твоего цветка?
- Какие ориентиры встретились у тебя на пути?
Педагог: Ребята, мы с вами много беседовали о том, что кто как не мы должны беречь природу. И в заключение нашего занятия подарим фее Цветов наше стихотворение.
Слайд 20-24.
Я иду по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
Слайд 25. (Фея цветов благодарит детей и прощается).
Итог занятия: Ребята, что понравилось вам сегодня на занятии?
- Что было трудным для вас?
Приложение
Презентация
Используемая литература: Т. А. Шорыгина “Цветы. Какие они?”.