Одной из ведущих функций внутришкольной методической работы является работа по совершенствованию профессионального мастерства педагогов. Этому способствуют такие традиционные формы работы как предметные методические объединения (МО), семинары, консультации, работа школы передового опыта, наставничество. Предметные объединения – это традиционная, вполне оправдавшая себя за многие годы форма методической работы с учителями. В школе №7 имени В.Н.Пушкарева г. Острова она “впитала” в себя как традиционные формы и методы работы с педагогами, так и новые формы и методы, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к образованию в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это деловые игры, “мозговые атаки”, фестивали методических идей, презентации, диагностические методы и другие. При этом все школьные МО работают по своим проблемам, но в русле общешкольной методической темы “Построение общеобразовательной системы “Школа самореализации учащихся”. Как показывает внутришкольная диагностика о работе МО самыми предпочитаемыми формами практической методической работы учителя называют открытые уроки и мероприятия, мастер-классы. Именно там происходит распространение передового педагогического опыта. Однако, если открытые уроки даются только в рамках одного предметного МО, то учителя других предметов остаются в стороне от передовых идей и технологий, которыми владеют учителя других предметов. Поэтому в школе решили пойти по другому пути. В сентябре 2009 г., на первом в учебном году научно – методическом совете (НМС) директор школы выдвинула идею проведения единых методических дней (ЕМД). Педагоги поддержали это начинание, вскоре было выработано и утверждено Положение о едином методическом дне (приложение I). Школа второй год работает по такой системе, накоплен некоторый положительный опыт. В рамках каждого ЕМД проводится целая серия открытых уроков и внеклассных мероприятий, объединенных одной общей темой.
Раскрою некоторые технологические “секреты” подготовки и проведения ЕМД.
Цели и задачи единого методического дня.
- Активизация методической работы в школе.
- Развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования в соответствии требованиями новых образовательных стандартов.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
- Распространение передового педагогического опыта учителей школы.
Выделяем несколько этапов в организации проведении ЕМД:
1 этап: подготовительный
- Постановка перед руководителями МО на школьном научно – методическом совете задачи о проведении единых методических дней (ЕМД) в учебном году.
- Формулировка темы ЕМД, тесно увязанной с общешкольной проблемой.
- Определение даты проведения ЕМД Обычно их проводится 2 – в ноябре и феврале (как правило, в последний день триместра)
- Подготовка организаторами ЕМД необходимых методических рекомендаций (памятки, буклеты, творческие задания ВПГ педагогов, схемы аспектного анализа и самоанализа уроков, внеклассных мероприятий).
- Разработка плана и сценария проведения ЕМД (в совместной работе членов НМС).
- Подготовка мини лекции по теме.
- Подготовка мультимедийной презентации по теме ЕМД.
2 этап: организационно-методический
План проведения ЕМД представляется в форме таблицы и вывешивается в учительской за 2 недели до проведения ЕМД (приложение II)
Все учителя с учетом их пожеланий записываются в специальной таблице для посещения открытых уроков и мероприятий. При этом происходит распределение учителей по урокам, зачастую не являющимся их специализацией. Учитель идет смотреть современную технологию, общие методические приемы и формы работы.
В каждой группе учителей, посещающих открытые мероприятия, назначаются руководители группы, они на перемене организуют обсуждение уроков (мероприятий) и выступают с анализом урока, мероприятия на заключительном этапе ЕМД.
ЕМД начинается мини лекцией, раскрывающей основные положения предложенной проблемы. Например “ИКТ в обучении и воспитании”, “Межпредметные связи в обучении” (приложение III). Эту лекцию готовит и проводит заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам, отвечающий за научно-методическую работу в школе. Время лекции 10-15 минут, она обязательно сопровождается мультимедийной презентацией, после нее руководители МО получают методические материалы по теме, которые будут храниться в документах МО и использоваться педагогами в работе (памятки, рекомендации, аспектный анализ урока, внеклассного мероприятия). (Приложение IV).
Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий педагогами школы (каждый педагог посещает 3 открытых урока и мероприятия)
На заключительном этапе вновь все педагоги собираются вместе в одном из кабинетов школы, где под руководством завуча, отвечающего за проведение ЕМД, проходит анализ посещенных уроков и мероприятий: выступают руководители групп (регламент – до 5 мин).
Завуч школы подводит итоги ЕМД, проводит рефлексию мероприятия.
3 этап: заключительный
Педагоги, которые проводят открытые уроки и мероприятия на ЕМД, сдают в учебную часть разработки уроков и самоанализ в печатном и электронном виде (на диске) для оформления тематической папки в методический кабинет школы.
По итогам ЕМД завуч готовит справку и проект приказа, в котором отмечаются благодарностями и премиями из надтарифного фонда школы (стимулирующие доплаты) все учителя, проводившие открытые уроки и мероприятия, директор школы издает соответствующий приказ.
Следует заметить, что при проведении ЕМД в то время, когда методической учебой заняты педагоги школы, учащиеся также не бездействует. В школе в этот день проводиться плановый День здоровья, в организации которого заняты педагог-организатор, воспитатели ГПД, другие свободные от уроков специалисты.
Проводимая в школе работа по организации единых методических дней дает свои положительные результаты - происходит внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс, создание активной творческой среды в школе.
Единый методический день становится смотром педагогического мастерства педагогов школы.