Складывающиеся новые отношения в обществе предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, оперативно принимать решения, брать на себя ответственность, адаптироваться при смене рода деятельности, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.
В условиях модернизации общего образования необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Этому способствует внедрение в учебный процесс идей и принципов синергетического, т.е. нелинейного, нестандартного мышления.
Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий), научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности.
Опираясь на это определение, можно сформулировать задачу мышления: раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать “в уме” и анализировать процесс собственных рассуждений.
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
Формированию нестандартного мышления во многом способствует усиленное изучение математики. Этому уделяется большое внимание уже в начальной школе. Данная тема внедряется в учебный процесс МОУ “СОШ №14 г. Соликамск”.
Охарактеризуем основные направления работы, проводимой в начальной школе. В рамках общей задачи учителями сформулированы индивидуальные методические темы: “Формирование приемов и способов рассуждений при обучении решению задач”, “Развитие логического мышления у младших школьников” (в том числе у детей с ЗПР), “Новые подходы обучения математике (программа Истоминой Н.Б.)”, “Изучение информатики в начальной школе”, “Развитие познавательных интересов на уроках математики” и т.д.
Педагогами изучается методическая литература. Наиболее актуальные для всего педколлектива вопросы обсуждаются на заседаниях МО. Так, были рассмотрены темы: “Знакомство с новыми стандартами в связи с модернизацией образования”, “Синергетический урок и урок традиционный. Отличия. Преимущества”, “Формирование нелинейного стиля мышления учащихся. Формы и методы работы”, “Роль мониторинга в учебно-воспитательном процессе (включая вопрос преемственности с д/с).
Один из основных вопросов – требования, предъявляемые к синергетическому уроку. Определена цель урока: усвоение содержательных единиц, формирование умений, направленных на развитие нелинейного мышления. Основные дидактические принципы: проблемность, креативность, сотрудничество, самостоятельность, природосообразность. Структура урока: синергетическая пятиминутка, целеполагание, основная часть урока, рефлексия. Основная часть урока предполагает использование разнообразных современных методов (проблемно-поисковая работа, эвристическая беседа, групповые формы работы, учебный эксперимент, познавательные игры, учебные дискуссии и т.д.), а также форм, средств обучения, их разумное сочетание.
Организация взаимопосещения уроков также позволяет каждому учителю пополнить личную копилку педагогического опыта. Традиционно даются показательные уроки педагогами первых классов с приглашением методистов и воспитателей детских садов. Презентация одного из таких уроков представлена в Приложении 1 к данной статье. Учителя выпускных классов приглашают к себе педагогов старшего звена. Показательные уроки всех учителей школы были связаны с темой формирования у учащихся нестандартного мышления.
Работа по формированию нелинейного стиля мышления учащихся продолжается и во время работы кружков “Логика”, “Информатика”. В методформирование начальных классов входит 12 учителей. 9 из них ведут в своих классах кружок “Информатика”, 7 – кружок “Логика”. Семеро педагогов, проводя в детских садах подготовительную к школе работу, вели или ведут у дошкольников кружок “Логика”.
Несколько лет МО учителей начальных классов сотрудничает с детскими садами №25, 35,45 по вопросу преемственности. Мониторинг показывает, что дети, у которых велся кружок “Логика”, приходят в школу более подготовленными.
Это же можно сказать и об учащихся начальной школы. Ребята показывают лучшие результаты на предметных олимпиадах. Первая синергетическая олимпиада, проведенная в прошлом учебном году, выявила тот факт, что ученики второго класса, у которых кружок “Логика” проводился с детского сада, набрали количество баллов, близкое к тому, что смогли набрать выпускники начальной школы. А учащийся 4 класса стал победителем в своей группе и признан лучшим в школе, набрав максимальное количество баллов. В классе, где обучался этот ученик велся кружок “Логика”.
В программу данного кружка для начальной школы включены разделы: свойства (признаки) предметов и явлений, сравнение предметов и явлений, классификация, закономерности, алгоритм, понятия, суждение и умозаключение. Знакомство с данными логическими терминами и их сущностью способствует формированию нелинейного стиля мышления учащихся. По результатам тестирования на выходе из начальной школы видна положительная динамика в развитии тех детей, которые посещают кружки “Информатика” и “Логика”.
Начиная работу по формированию нелинейного стиля мышления учащихся, педагоги столкнулись с рядом трудностей. Обозначился круг проблем: разобраться с понятием “синергетика”, выявить преимущества синергетического урока перед традиционным, как включить синергетические пятиминутки в любой урок, какой материал к ним подготовить, как его оформить. Как наладить такую работу в коррекционных классах. Каким образом это можно соединить с дифференциацией обучения. Как правильно организовать мониторинг.
В ходе совместной работы удалось найти пути решения некоторых проблем. На заседаниях МО была рассмотрена теория вопроса. Создана авторизованная программа “Логика в начальной школе” и “Логика в детском саду”. Эта работа заняла первое место в городском конкурсе дидактических и методических средств обучения, а также была представлена на региональной научной конференции в Соликамском Государственном Педагогическом институте. Большинством учителей ведутся кружки “Логика” или “Информатика”. Обмениваясь опытом, стали чаще включать в уроки задания на развитие логического мышления, тем самым организовывая синергетические пятиминутки. Готовя учащихся к предметным олимпиадам, учителя также много внимания уделяют логическим заданиям, что, в свою очередь, является подготовкой и к синергетической олимпиаде.
В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития такого познавательного процесса как мышление. Недостаточная сформированность этого процесса создает проблемы в обучении младшего школьника, тормозит развитие познавательной активности. А познавательная активность – это постоянно меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний.
Формирование нелинейного стиля мышления через творческий подход к решению различного рода задач способствует развитию познавательных процессов, учит детей мыслить нестандартно, обосновывать свое мнение.
Складывающиеся новые отношения в обществе предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, оперативно принимать решения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые начинают формироваться уже в начальной школе и в основе их лежит стремление к активному познанию и самореализации личности.
Список литературы
- Большой энциклопедический словарь (электронный вариант).
- Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.