Куликовская битва

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представление учащихся о России 14 века; о подвигах защитников Руси;
  • развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины; умение сравнивать, выделять главное, устную речь уч-ся;
  • воспитывать чувство патриотизма

Оборудование: жетоны, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент

Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

2. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

- Почему северо-восточные земли были более безопасные для жизни?

- Как возникли монастыри?

- Как назывался монастырь около г. Радонежа?

- Как звали московского князя? Чем он известен?

- Что получили московские князья в наследство от И. Калиты?

2. Тест. (3 варианта)

3. Введение в тему. Сообщение темы и цели урока

Расположить даты в порядке возрастания и назвать исторические события: 1237 г., 1240 г., 1380 г., 1238 г., 1242 г.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какое историческое событие произошло в 1380 году.

Цели нашего урока:

  • познакомиться с подвигами и защитниками Руси 14 века;
  • понять, в чём же значение Куликовской битвы.

4. Основная часть

1. Рассказ учителя.

На прошлом уроке мы говорили с вами, что при И.Калите на 40 лет прекратились ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы. Прошло 100лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук И. Калиты - Дмитрий Иванович. При нём Московское княжество ещё более укрепилось.

Между тем Золотая Орда приходила в упадок. Шла борьба за власть. Видя это, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него огромное войско.

1 слайд. Презентация

Эти строки из поэмы “Арета”. Они являются эпиграфом к нашему уроку.

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дм. Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь по всей русской земле послал гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось по всей Руси.

2 слайд.

Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчение многих городов. Вооружение того времени было тяжёлым. С головы до ног воины были покрыты доспехами из железа, чаще всего это были кольчуги. Главным оружием были копья, стрелы. Они были у каждого воина. Также использовали Мечи, кинжалы, ножи, топоры.

3 слайд

4 слайд

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов богатырей.

Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Он вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится померяться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. Всадники ринулись друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

5 слайд

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождём, ломались копья, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк.

6 слайд

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убиенным. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красными.

В погожий осенний день князь Дм. Иванович под колокольный звон вступил в Москву.

- Перед вами картина “Утро на Куликовом поле”, которая была написана в 1947 году Бубновым.

2. Физ.минутка

3. Работа с учебником.

- Те, у кого красные жетоны, найти ответ на первый вопрос: как прозвали Дм. Ивановича после победы на Куликовом поле?

- Те, у кого синие жетоны, найти ответ на вопрос: в чём же значение победы русского народа на поле Куликовом?

4. Обобщение

С победой у русского народа появилась надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дм. Донского - так народ в память победы на Дону стал называть 30-его князя.

7 слайд

Но лишь 100 лет спустя обрели русские земли полную независимость от орды. Враг был ещё силён. Набеги ордынцев продолжались, но враг уже избегал мериться с Русью силами в больших сражениях.

Таким образом Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Он наглядно убедился в том, что его сила заключается в соединении его разрозненных частей.

5. Закрепление изученного

Игра “Красные против синих”

- Кто из русских князей бросил вызов Орде?

- Что происходило в ту пору в Орде?

- Почему Мамай выступил против Руси?

- Что предпринял Дм. Иванович?

- Кто откликнулся на этот призыв?

- Кто благословил князя на борьбу с врагом?

- Где было намечено сражение?

- Когда состоялась битва?

- Где находился сам князь?

- Чем закончилась битва?

- Как стали называть князя Дм. Ивановича?

6. Итог урока.

7. Домашнее задание