Хорошими людьми становятся больше
от упражнений, чем от природы.
Демокрит.
Цель: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные нагрузки; особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Подготовительная работа: анкетирование (см. приложение); подбор статистических материалов; памятки для родителей (см. приложение); написание сочинения “Как я делаю уроки”.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Начало обучения ребенка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из групп, приведенных на доске.
- Лишь 20–25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
- К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
- 15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.
- Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
- 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
- 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
- Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
- Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию “режим”. А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое
равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь
мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется
эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и
утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности
ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
– снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок
выучил материал урока;
– повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
– рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
– изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических
функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
II. Анализ анкетирования.
III. Анализ сочинений.
IV. Ознакомление родителей с режимом дня школьника.
Классный руководитель раздает родителям памятки и комментирует их содержание.
V. Работа родителей в группах.
Родители делятся на группы и разрабатывают законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских “НЕЛЬЗЯ”.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;
- сидеть у телевизора и за компьютером более 40–45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребенка.
VI. Подведение итогов.
Литература.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М., 2004.
- Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой – М., 2002.
- Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для учителя. – Ростов н/ Д, 2006.
- Как проводить родительское собрание в школе / авт.-сост. О.С. Олендарь. – М., 2005.
- Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.