Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

Разделы: Биология


Цели: закрепить, углубить, расширить знания по теме.

Задачи:

  1. Повысить интерес к изученному материалу.
  2. Развивать творческую и мыслительную деятельность.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: карточки с заданиями, “ чёрный ящик”, картинки с изображением пресмыкающихся, компьютер и мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Учащиеся делятся на три группы.)

2. Игра.

“Да или нет”.

(Каждой группе выдаются карточки с одинаковыми заданиями.)

  • Единственный орган дыхания пресмыкающихся – лёгкие. (Да.)
  • Некоторые виды ящериц ядовитые. (Да.)
  • Заботятся ли змеи о потомстве? (Да.)
  • На гербе государства Ямайка изображён крокодил. (Да.)
  • Эмблему медицины украшает кобра. (Нет.)

“Случайный попутчик.”

(Каждая группа выбирает конверт с заданием.)

1-я группа.

Полоз, питон, протей, аллигатор.

(Протей – земноводное, остальные – пресмыкающиеся.)

2-я группа.

Полоз, веретеница, гадюка, уж.

(Веретеница – ящерица, остальные – змеи.)

3-я группа.

Средиземноморская черепаха, зелёная черепаха, кожистая черепаха, бисса.

(Средиземноморская – сухопутная, остальные – морские.)

“Самые-самые…”

(Ответы задаются по очереди каждой команде.)

  • Самые ловкие. (Шлемоносные василиски.)
  • Самые длинные змеи. (Сетчатый питон и анаконда.)
  • Самые летучие. (Летучие драконы.)
  • Самая крупная сухопутная черепаха. (Слоновая.)
  • Самая крупная ящерица. (Дракон с острова Комодо.)
  • Самые маленькие. (Геккончики из рода Alsophylax.)
  • Самые холодоустойчивые. (Живородящие ящерицы.)
  • Самые ядовитые. (Австралийский аспид.)
  • Самые свирепые. (Мягкотелые черепахи.)
  • Самые нежные. (Сцинковый геккон.)

“Чёрный ящик”.

(Учащиеся получают картинки с изображением нескольких представителей пресмыкающихся, учитель зачитывает текст по которому школьники должны отгадать о каком из пресмыкающихся идёт речь.)

1-я группа.

В “чёрном ящике” находится самое нежное и цепкое животное. Животное обитает в Средней Азии. В террариумах может прожить до 10 лет. От света фонаря животное замирает , а глаза горят рубиновым цветом. (Сцинковый геккон.)

2-я группа.

В “ чёрном ящике” находится животное, которое обожествляли в Древнем Египте. В их честь сооружали храмы. Животных содержали в мраморных бассейнах. Жрецы подносили им пищу. (Крокодилы.)

3-я группа.

В “ чёрном ящике” находится животное, которое обитает в основном в бассейне реки Амазонки. Тело животного имеет “ бронированную” кожу. Для ловли этого животного индейцы взяли в союзники ядовитое растение – лиану чимбо. (Крокодиловый кайман.)

“Умники и умницы”.

(Ккто быстрее ответит.)

  • Кто скрывается под “псевдонимом” “ медяница”? (Безногая ящерица, научное название которой– веретеница ломкая.)
  • В зелёной траве он зелёный, в высохшей траве – жёлтый. Кто это? (Хамелеон.)
  • Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия? (Язык– орган осязания, который позволяет им общаться с внешним миром.)
  • Почему взгляд змеи немигающий? (Глаза змеи всегда открыты, так как веки их срослись.)
  • Гремучая змея никогда не пьёт воду. Почему? (Она питается кенгуровыми крысами, получает воду из их крови.)
  • “ Уже не ящерица, но ещё не змея, на дождевого червя похожа” Кто это? (Амфисбена.)
  • Панцырь зелёной черепахи имеет тёмно-коричневый цвет. Почему её называют зелёной? (У неё слой зелёного жира под панцирем.)
  • Змеи высовывают язык, а крокодилы нет. Почему? (Язык крокодила приростает по всей длине ко дну ротовой полости.)
  • Крокодил и аллигатор. Как их различить? (Зубы челюстей крокодила, когда пасть сомкнута, хорошопросматриваются, а у аллигатора видны зубы только верхней челюсти.)
  • Что такое “ выползок”? (Верхний слой кожи, который отслаивается при линьке у змей.)
  • Змеи – монофаги. Это какие змеи? (Питаются одним видом пищи.)
  • Для чего служат зубы у змей? (Для укуса, захвата добычи и проталкивания её в пищевод, но не для жевания или разрывания пищи.)
  • Какая змея украшает эмблему медицины? (Эскулапова змея.)

“Минута отдыха”.

(Просмотр презентации “ Пресмыкающие Новосибирской области”.)

Приложение.

3. Подведение итогов игры.

4. Домашнее задание.

(Составить кроссворд на тему “ Пресмыкающиеся”.)