Цель: создание условий для введения ФГОСов 2-го поколения.
Задачи:
- Повысить информационную компетентность родителей.
- Оказать родителям педагогическую помощь в осознании своей роли в образовательном процессе школы.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Форма проведения: родительская мастерская.
Оборудование: плакаты с высказываниями.
Подготовительная работа:
- Изучение и анализ информации по проблеме.
- Оформление приглашений на родительское собрание (Приложение 1, Приложение 2).
- Написание плакатов с высказываниями (Приложение 3).
- Подготовка выставки детских рисунков и поделок.
- Проведение анкетирования родителей до собрания.
- Разработка памятки для родителей.
- Подготовка места проведения мастерской.
Ход собрания
В кабинете оформлена выставка детских рисунков и поделок, размещены плакаты с высказываниями великих людей о деятельности.
Учитель.
Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады вас приветствовать в нашем лицее!
Спасибо, что отложили ваши вечерние дела и пришли в наш класс, который сегодня превратился в уютную мастерскую. Усаживайтесь поудобней. А я представлю наших гостей.
В нашей мастерской присутствуют родители учащихся 1-в класса, заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе.
Предметом нашего разговора в рамках родительской мастерской будет введение Федеральных Государственных стандартов второго поколения. В чем же проблема? Почему этот вопрос так актуален сегодня?
В начале нашего разговора предлагаю каждой группе родителей подумать, как выглядит современный ученик, нарисовать его портрет и представить свою работу (родители выступают, и работа группы помещается на доску) (Приложение 4).
Учитель. У каждой группы родителей получился свой портрет ученика. Федеральные стандарты второго поколения примиряют разные позиции и представляют, как должен выглядеть ученик в современном обществе. Об этом вам расскажет заместитель директора по учебной работе.
Заместитель директора по учебной работе. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: “Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества”.
В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: “Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Введение государственного образовательного стандарта соответствует Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно– правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации “Об образовании”.
Одним из принципиальных отличий новых стандартов является стремление к получению личностного результата. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, полученных в школе.
В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”.
Таким образом, стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника начальной школы”):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Учитель. Франческо Петрарка сказал: “Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам”.
Как часто взрослые задаются вопросом: что знает и умеет мой ребенок? Как он проявляет себя как ученик? Каких результатов он достигнет?
Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет ответить на все вопросы.
Стандарт – это совокупность трех систем требований:
- требований к результату образования;
- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
- требований к условиям реализации стандарта: кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.
В стандартах обозначены три группы результатов: личностные, основанные на ценностном отношении к обществу, семье, себе и т.д., метапредметные (или универсальные учебные действия) и предметные (конкретные результаты по каждому предмету). Предлагаю вам составить схемы “Что умеет первоклассник” и “Что должен уметь выпускник начальной школы” (Приложение 5).
После выполнения задания каждая группа представит свой результат.
Учитель. Как много умеют наши дети! И как много еще предстоит им узнать. Главное – не забывать, что за каждым результатом стоит ребенок. Что же является главным для самого ребенка? Готовясь к сегодняшней встрече, мы задали детям два вопроса:
- Что ты любишь больше всего делать?
- Что для тебя самое главное?
Обратим внимание на высказывания детей.
А что вы считаете самым главным в жизни вашего ребенка?
На этот вопрос нам поможет ответить заместитель директора по воспитательной работе.
Обратите внимание на высказывания великих людей. Что их всех объединяет? Они говорят о деятельности.
В современном обществе все понимают, что ученику на уроке недостаточно получать только информацию. Такая пассивная позиция не принесет необходимого результата. Необходимо, чтобы ученик становился активным участником учебной деятельности, принимал её цель, понимал причины, выполнял конкретные операции, добивался результата. Таким образом, чтобы ребенок развивался необходимо организовывать его деятельность. Если ребенок просто рассматривает цифры, буквы, то он никогда не научится читать и выполнять операции с числами.
Вот почему системно-деятельностный подход является опорным для образовательной программы стандартов второго поколения. “Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности”, а успешен ученик тогда, когда владеет универсальными учебными действиями.
Формирование универсальных учебных действий происходит постоянно: на уроках математики, когда ученик формулирует цель задания, на уроке русского языка, кода подводит итог урока, в библиотеке, когда самостоятельно подбирает книгу, чтобы расширить свои знания. При выполнении рисунков и поделок ученик самостоятельно подбирает материалы, определяет тему работы, этапы ее выполнения (педагог обращает внимание родителей на выставку детских работ). Программа формирования универсальных учебных действий является основой для образовательной программы и реализуется педагогом, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Поможет нам разобраться в особенностях внеурочной деятельности ваш учитель.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно решение задач воспитания и социализации и является обязательной часть образовательного процесса. В школе доступны такие виды внеурочной деятельности как: игровая, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность. Не забыты художественное творчество, социальное творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная и туристско-краеведческая деятельность.
В учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность.
Расширяя поле деятельности ребенка, мы даем ему возможность приобрести социальные знания о нормах в обществе, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.д. Это происходит путем взаимодействия ученика с учителями и сверстниками. Рассказ педагога о правилах поведения в общественном транспорте не только воспринимается как информация, но и сравнивается с самим учителем. Ребенок будет больше доверять полученным знаниям, если увидит, что учитель сам выполняет эти правила.
Формируется позитивное отношение к людям, обществу, семье, труду. Приглашая на занятие, посвященное труду, родителей, мы решаем несколько задач: и формирование положительного отношения к труду, и уважение к родителям.
Какие же формы деятельности необходимо использовать, чтобы ребенок принял систему ценностей стандарта образования?
Пусть любой из вас ответит,
Скажут все, кто мудр и смел:
Мы живем на белом свете
Для хороших славных дел.
Предлагаю в ваших рабочих группах обсудить несколько форм внеурочной деятельности по направлению, которое вы посчитали наиболее предпочтительным для вашего ребенка и представить собранию (родители работают в группах по результатам анкетирования, представляют свои предложения) (Приложение 6).
Мы подобрали в нашей мастерской различные формы совместной деятельности и смогли убедиться в том, как много полезных и важных дел можно организовать и провести в нашем классе с участием учителя, детей и родителей.
Предлагаем:
1. Родительскому комитету провести среди учащихся конкурс “Интересная идея”,
где ученики класса представят свои формы и пожелания по организации внеурочной
деятельности.
2. Рекомендовать классному руководителю включить предложенные родителями формы
внеурочной деятельности в программу внеурочной деятельности класса.
3. Рекомендовать классному руководителю по окончанию 4 класса провести
родительское собрание для сравнительного анализа результатов учеников и запросов
родителей.
И тогда слова “Концепции модернизации Российского образования” получат свое практическое подтверждение. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание”.
В конце нашего собрания прошу участников родительской мастерской оценить нашу работу (проводится цветовой блиц-опрос) (Приложение 7).
С содержанием стандартов второго поколения связаны слова русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева: “Знания не должны лежать мертвым грузом, а все время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями”. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Для того чтобы у вас была возможность поразмышлять дома, мы вручаем памятки “Родителям – о Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения”.
Родители получают памятки (Приложение 8).