Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. 7-11 кл» МО РФ, М.: Дрофа, 2005; авторской программы А.В.Перышкина.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Физика 8 класс», Перышкин А.В , М., Дрофа, 2009, а также дополнительных пособий:
- Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7- 9 классы, , М.: Экзамен, 2008.
- Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 8 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.
- Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 8 класс, Саратов, Лицей, 2009.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 210 ч из расчета 2 ч в неделю с VII по IX класс. Изучение курса физики в 7-9 классах структурировано на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа по физике для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся по физике
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Основные знания и умения учащихся к концу 8 класса
1. Тепловые явления.
Учащиеся должны знать
Понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение) ; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
Учащиеся должны уметь
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться термометром и калориметром.
Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.
Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества. Удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования. Решать задачи с применением формул: Q=qm; Q=λm; Q=Lm. Q=cm(t2-t1);
2. Электрические и электромагнитные явления
Учащийся должен знать.
Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи.
Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током.
Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).
Учащийся должен уметь.
Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводника электрическим током.
Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом.
Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе); определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника.
Находить по таблице удельное сопротивление проводника.
Решать задачи с применением закона Ома для участка электрической цепи и следующих формул: R=ρl/s; Iпс=I1=I2; Uпс=U1+U2; Rпс=R1+R2; Iпр=I1+I2; Uпр=U1=U2; A=IUt; P=IU; Q=I²Rt
3. Световые явления
Учащийся должен знать.
Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
Закон отражения света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Учащийся должен уметь.
Получать изображение с помощью линзы.
Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Содержание учебного предмета
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов:
№ п/п |
Название темы | Всего часов | Из них | |
Лаборат. работы | Контр. работы | |||
1 | Тепловые явления | 23 | 2 | 2 |
2 | Электрические явления | 31 | 6 | 2 |
3 | Электромагнитные явления | 7 | 2 | 1 |
4 | Световые явления | 7 | 1 | 1 |
5 | Резерв | 2 |
Урок | Тема | Домашнее задание |
Тема 1. Тепловые явления (23 ч.) | ||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура | П.1 |
2/2 | Внутренняя энергия и способы ее изменения | П. 2,3 |
3/3 | Теплопроводность | П. 4 Упр1 |
4/4 | Конвекция. Излучение | П. 4-6 таблица |
5/5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | П. 7,8 |
6/6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении | П. 7-9 Упр. 4(1, 2в , *3) |
7/7 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторной работы. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
П. 9 |
8/8 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | П. 10 Упр. 5(1б, 3) |
9/9 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | П. 1-11 |
10/10 | Решение задач по теме «Тепловые явления» | П. 1-11 Зад. в тетр |
11/11 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | №811г-Л |
12/12 | Агрегатные состояния вещества | П. 12 №94-Л |
13/13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания | П. 13, 14 Упр. 7 |
14/14 | Удельная теплота плавления | П. 15 Упр. 8 |
15/15 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации | П. 16, 17 Упр. 9 (2,4,6) *№883-Л |
16/16 | Кипение | П. 18,№890-Л*№873-Л |
17/17 | Влажность воздуха и ее измерение | П. 19 *№627-Р |
18/18 | Удельная теплота парообразования и конденсации | П. 20 Упр. 10 (1,4 *5) |
19/19 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | П. 21, 23 |
20/20 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя | Повт. п. 12-24 |
21/21 | Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Повт. п 12-24 Зад. в тетр. |
22/22 | Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Повт. п 1 - 24 |
23/23 | Урок-игра «Что? Где? Когда?» по теме «Тепловые явления» | |
Тема 2. Электрические явления (31 ч.) | ||
24/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | П. 25, 26 |
25/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. | П. 27, 28 |
26/3 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | П. 29, 30 Упр. 11 |
27/4 | Объяснение электрических явлений | П. 31 Упр. 12(1) |
28/5 | Электрический ток. Источники электрического тока | П. 32 |
29/6 | Электрическая цепь и ее составные части | П. 33 Упр. 13 (2,4, 5) |
30/7 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока | П. 34-36 |
31/8 | Сила тока. Единицы силы тока | П. 37 Упр. 14 (1,2) |
32/9 | Амперметр. Измерение силы тока.. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ по электричеству. Лабораторная работа №2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | П. 38 Упр. 15 Подг. доклад об А. Вольта |
33/10 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения | П. 39, 40 |
34/11 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №3 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | П. 41 Упр. 16 |
35/12 | Зависимость силы тока от напряжения | П. 42 Упр. 17(1) |
36/13 | Электрическое сопротивление | П. 43 Упр. 18 Подг.доклад о Г. Оме |
37/14 | Закон Ома для участка цепи | П. 44 Упр. 19 (1,2 *7) |
38/15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | П. 45, 46 Упр. 20 (2а) |
39/16 | Реостаты. Лабораторная работа №4 «Регулирование силы тока реостатом» | П. 47 Упр. 21 (2,3) |
40/17 | Лабораторная работа №5 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Повт. п. 25-47 |
41/18 | Последовательное соединение проводников | П. 48 Упр. 22 (1, 3, *4) |
42/19 | Параллельное соединение проводников | П. 49 Упр. 23 (1, *5) |
43/20 | Решение задач по теме «Электрический ток» | Повт. п. 25-47 |
44/21 | Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток» | Повт. п. 37, 39, 43 |
45/22 | Работа электрического тока | П. 50 Упр. 24 (2, *3) |
46/23 | Мощность электрического тока. Единицы работы тока, применяемые на практике | П. 51, 52 Упр. 25 (1,3) *Упр. 26 (2) |
47/24 | Лабораторная работа №6 «Измерение работы и мощности тока в лампе» | Повт. п. 50-52 |
48/25 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца | П. 53 Упр. 27(1) |
49/26 | Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | П. 54, 55 |
50/27 | Лабораторная работа №7 «Измерение КПД установки с электрическим нагревателем» | Повт. п. 48-55 |
51/28 | Решение задач по теме «Постоянный ток» | П. 48-55 Зад. в тетр. |
53/29 | Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность тока» | П. 25-55 |
54/30 | Урок-игра по теме «Электрические явления» | |
Тема 3. Электромагнитные явления (7 ч.) | ||
55/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | §56-57, |
56/2 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | §58, упр. 28 (1-3) |
57/3 | Применение электромагнитов |
§58 (повторить), задание 9 (1-2) |
58/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | §59-60, |
59/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель | §б1, |
60/6 |
Лабораторная работа№9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | §56-61 (повт) |
61/7 | Контрольная работа №6 по теме «Электромагнитные явления». | |
Тема 4. Световые явления (7 ч.) | ||
62/1 | Источники света. Распространение света. | П. 62 |
63/2 | Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало | П. 63, 64,Упр. 30 (1,2,3) |
64/3 | Преломление света | П. 65 Упр. 32 (2, *5) |
65/4 | Линзы. Оптическая сила линзы. | П. 66 Упр. 33 |
66/5 | Изображения, даваемые линзой | П. 67 Упр. 34 (2, 3) |
67/6 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» | Повт. 62-67 |
68/7 | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления» | Повт. п. 1-24 |
69,70 | Повторение. |
Уплотнение изучаемого материала требуется из-за совпадения одного часа с праздничным днем 23.02.2011 г. и производится за счет резерва часов.
Типы уроков:
Название | Краткая характеристика |
Урок изучения нового материала | Основная цель урока – изучение нового материала. Формы такого урока могут быть самыми разнообразными: 1) лекция; 2) изложение нового материала в диалоговом режиме «учитель-ученик»; 3) самостоятельная работа учащихся с учебной литературой на уроке. |
Комбинированный урок | Это наиболее распространенный тип урока. Число элементов урока может быть различным. Например, изложение небольшой по объему части нового материала (10-20 мин), закрепление нового материала (5 мин), решение задач (5–20 мин), контроль знаний I (5-20 мин), или самостоятельная кратковременная работа (10-15 мин), возможен фронтальный эксперимент (5-15 мин). Такое комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает урок многоцелевым и эффективным. |
Урокзакрепления знаний | Основная цель урока – закрепление изученного материала. Формы такого урока могут быть весьма разнообразными: 1) урок решения задач; 2) фронтальный эксперимент; 3) урок-семинар; 4) урок-конференция; 5) просмотр учебных видеофильмов; 6) игровые уроки («суд над трением», «суд над инерцией») и т.д. |
Урок контроля и оценивания знаний | Главная цель данного урока – всесторонний и объективный контроль и оценивание усвоенных учащимися знаний, умений и навыков. Наиболее эффективные его формы: 1) разноуровневая контрольная работа; 2) тестовый контроль; 3) тематический зачет; 4) лабораторные работы. |
Литература и средства обучения
- Перышкин А.В. «Сборник задач по физике», 7-9 классы, (Издание второе), М.: Экзамен, 2008.
- Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика , 9 класс» (Издание второе), М.: Дрофа, 2004.
- Астахова Т.В. «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», 9 класс, Саратов, Лицей, 2009.
- Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике», 8 класс, М.: Экзамен, 2008.
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
- Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы
- Цифровые образовательные ресурсы ИНТЕРНЕТА .