Внеклассная работа, безусловно, является одной из самых эффективных форм воспитательной и учебной деятельности педагогов образовательных учреждений. Она способствует интеллектуальному развитию и формированию активной жизненной позиции молодежи, расширяет ее мировоззрение, творческие возможности, обеспечивает взаимопонимание всех участников образовательного процесса. Проведение каждого внеклассного мероприятия должно быть тщательно продумано педагогом, начиная с определения целей, этапов, методов работы и заканчивая прогнозированием ожидаемых результатов. Безусловно, не должно быть чисто "патриотических", "познавательных" или "воспитательных" мероприятий. Важно умело объединять все эти виды внеклассной работы в единое целое, а затем направить интеллектуальную деятельность педагога и учащихся в русло их совместной творческой деятельности, исключив в работе формализм, шаблонность и заорганизованность. Эта важная задача не их легких, но ее нужно решать в современной российской школе.
Я уверен, что надежным помощником любого педагога в организации внеклассной работы с учащимися является проблемный метод обучения, который, безусловно, представляет собой современную эффективную педагогическую технологию, обеспечивающую творческое интеллектуальное общение всех участников образовательного процесса. Перед проведением внеклассного мероприятия определяется его главная проблемная задача. Это не только традиционное формулирование цели занятия, но и выбор средств ее достижения, главным из которых является постепенное вовлечение учащихся в интеллектуальное общение - дискуссию. Заранее планирую проблемные вопросы, с которыми обращусь к аудитории. При ответе на них учащиеся должны изложить не только определенную информацию, но и высказать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, приводя аргументы и доказательства в ее защиту. Задавая проблемные вопросы "Как вы думаете?", "Согласны ли Вы?", "Можно ли возразить?", "Интересна ли информация?", я обеспечиваю ученикам возможность поразмышлять, поспорить, найти общий взгляд на рассматриваемую проблему, а при необходимости аргументировано и ненавязчиво опровергнуть ошибочное мнение, возникающее в ходе дискуссии. Не допускаю своей личной авторитарной позиции; убеждаю ребят знаниями, фактами. Знаю, что при встрече с молодежью я должен своевременно определить интерес учеников к обсуждаемой теме. Почувствовав "пульс аудитории", следует усилить или ослабить интеллектуальный темп проводимого мероприятия: например, перейти к рассмотрению других более сложных или простых проблем, не забывая главного правила - обязательного решения всех рассматриваемых в дискуссии вопросов. Всегда радуюсь активному и эмоциональному состоянию молодежной аудитории, но стараюсь не забывать, что эмоциями нужно управлять - и своими, и участников мероприятия.
Бесспорно, возможны и неудачи при общении с учащимися, когда при проведении внеклассного мероприятия чувствуешь, что не все его участники включились во всеобщее интеллектуальное общение. Этому много причин - усталость учеников, уровень их культуры и знаний, недостаточные навыки участия в дискуссии. Возможно, что и тема мероприятия оказалась не интересной или несвоевременной, а проблемные вопросы - неудачные. Тогда нужно срочно скорректировать свою педагогическую работу. При подготовке внеклассного мероприятия я обычно готовлю "банк" проблемных вопросов - простых и сложных, которые могут использоваться в дискуссии. Запланированные направления проводимого мероприятия могут быть дополнены решением новых проблем, которые при дискуссии стали интересными аудитории, и тогда важна точность задаваемых вопросов, а в работу более активно включается мой жизненный и педагогический опыт. Иногда я применяю свой "фирменный" метод активизации внимания аудитории. Просто говорю: "Это интересно!". Затем я действительно стараюсь привести интересный факт, пример или аргумент. Уверен, что в любом случае хоть на миг я могу рассчитывать на внимание своей аудитории, ведь она решает для себя: интересна или нет информация. Дальше все зависит от меня: удержу ли я внимание слушателей? Если это случится, то даже в моей речи :паузу услышат! Проблемный метод обучения эффективен, но требует большой интеллектуальной отдачи педагога и постоянного совершенствования его профессионализма.
Безусловно, необходимо изучить мнение учащихся о проведенном внеклассном мероприятии, а также проанализировать эффективность применения проблемного метода обучения. Так, после завершения работы lll муниципальной правовой научно - исследовательской конференции школьников города Черняховска "Право глазами детей" я провел анкетирование среди его участников. Ими отмечены не только актуальность и высокий уровень рассмотрения правовых проблем, но и поднята задача более тщательного отбора исследовательских работ для участия в последующих правовых мероприятиях путем проведения отборочного конкурса.
В своей педагогической деятельности я использую проблемный метод обучения при проведении тематических мероприятий с правовой, патриотической, краеведческой тематикой. Эффективной формой моей внеклассной работы стала организация деятельности исторического клуба "Факел" в лицее №7 города Черняховска, в котором принимают участие учащиеся 8-9 классов. Главная проблема, которая была поставлена при организации клуба три года тому назад, - это воспитание у молодежи уважительного отношения к истории России и активной жизненной позиции. Приоритетными направлениями в деятельности клуба стали воспитательная, патриотическая, краеведческая, правовая, поисковая и исследовательская работа, изучение истории России и родного края, участие в творческих конкурсах и мероприятиях. Ребята с удовольствием принимают участие в деятельности клуба, каждый ученик нашел себе дело по душе. Главное преимущество внеклассной работы в клубе "Факел" - это ее непрерывность, постоянный интеллектуальный творческий процесс, при котором происходит становление личности ребенка. Проблемный метод обучения, обеспечивающий постоянное пребывание детей в состоянии решения творческих проблем, позволил ребятам стать участниками и призерами многих творческих конкурсов и мероприятий различного уровня.
Бесспорно, нет предела в совершенствовании форм и методов проведения внеклассной работы с учащимися в образовательных учреждениях современной России! Проблемный метод обучения - надежный помощник педагога в деле обучения и воспитания молодежи!