Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе

Разделы: Начальная школа


1. Целесообразность представляемого опыта:

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, умений и навыков, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".

Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е. освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из таких технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессах проектирования.

2. Степень адекватности опыта современным целям, задачам, логике развития образования.

В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов. Об этом идет речь и в выступлении В.В. Путина 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года":

"Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. И то, что я сейчас говорю, сказано не в преддверии президентских выборов, это не лозунг предвыборной кампании - это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты".

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулировал требования к современной школе (Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.).

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности".

По мнению Д.А. Медведева,    при построении "Новой школы" должны произойти существенные изменения во многих направлениях, и в частности в области образовательных стандартов.

"От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов".

При разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключатся в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

3. Содержание опыта:

Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится к знаниям: без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно-направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучении невозможно. Обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: "То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно"

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты. Выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.

Проектные задачи - это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целеноправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата ("продукта"), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта заключатся в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и другие. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет "этикетки" с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объёмом и неоднородностью материала.

Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.

Для эффективной работы над проектом учитель сначала создает визитную карточку будущего проекта, в которой определяет следующие параметры:

  • Название проекта.
  • Краткое содержание проекта.
  • Учебные предметы, которые будут затронуты в ходе работы над проектом.
  • Приблизительная продолжительность проекта.
  • Образовательные стандарты.
  • Дидактические цели. Ожидаемые результаты.
  • Основополагающий вопрос проекта.
  • Проблемные вопросы.
  • График оценивания.
  • План учебных мероприятий.
  • Материалы для дифференцированного обучения.
  • Технологии - оборудование.

Мне бы хотелось поделиться информацией о некоторых проектах, над которыми работали дети моего класса.

В 1м классе в начале изучения нумерации мы работали над проектом "Любимая цифра и число".

1. Это проект являлся частью программы по математике в 1м классе. В ходе проекта проходила интеграция нескольких предметов обучения: математика, русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка.

2. Приблизительная продолжительность - около 1 месяца.

3. В качестве образовательных стандартов были взяты образовательные стандарты начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математики, ИЗО и музыки в школе.

4. Что я могу рассказать про свою любимую цифру.

  • На что похожа цифра
  • Стихи
  • Пословицы, поговорки.
  • Загадки
  • Рисунки
  • Крылатые выражения
  • Математические сказки
  • Геометрические фигуры

Ребята могли объединяться в малые группы и собирать информацию об этой цифре и числе. Это могли быть придуманные математические сказки, истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы стали объёмные папки с самым разным материалом, который мы потом использовали на протяжении всего учебного года.

В конце 2 класса после изучении большой темы по предмету окружающий мир- "Земля наш общий дом" мы с ребятами разрабатывали проект "Всемирная выставка".

Описание проектной задачи - в классе устраивается выставка самых разных экспонатов (это могут быть не только реальные предметы, но и фотографии, рисунки, картинки), привезённых из различных стран. Каждый экспонат снабжался этикеткой с информацией про него, страну-изготовителя, любую другую информацию. Потом все этикетки мы наклеивали на политическую карту мира, на место той страны, откуда прибыл товар. Рассчитывали расстояние до этой страны, наиболее краткие пути доставки этого товара, актуальность в обмене этого товара с другими странами.

Ещё один проект реализованный в рамках предмета окружающий мир -"Сохраним красоту Земли".

  • Содержание проекта - используя полученные знания на предмете окружающий мир по темам "Природные зоны" и "Экосистемы" нужно было придумать заповедник для определённого вида животных, соблюдая определённые условия.
  • Проект длился 3 урока. Ребята работали в малых группах. Сначала изучали материал о данном животном (были представлены следующие экземпляры: сова ушастая, павлиний глаз, выхухоль и гадюка), условия обитания, пищевые цепи, близкое наличие водоемов и т. д., Затем придумывали название своего заповедника и составляли его проект. Продуктом этой деятельности стала публичная защита своей групповой работы и по желанию оформление результатов на бумаге (конечно, уже дома). Когда защита проектов проходила в классе - это было интересно!!! Наблюдала за реакцией детей, их подготовкой к защите. Сколько волнений, переживаний!!! Ребята сами оценивали своих одноклассников по определённым параметрам. Ставили баллы, задавали вопросы. По количеству баллов определяли победителя класса.

В настоящий момент мы с ребятами реализуем проект "Мир без границ".

Мы взаимодействуем с учениками 3-го класса из азербайджанского города Исмаил. Суть задачи - в рамках интеграции трех предметов окружающего мира, краеведения и английского языка, используя полученную информацию на уроках окружающего мира и краеведения рассказать как можно больше о себе, своей семье, своем городе, крае, стране и узнать подобную информацию от противоположной стороны. В рамках этой проектной деятельности ребята знакомятся на ярких, эмоционально-насыщенных примерах с историей, культурой и бытом Азербайджана, и в свою очередь знакомят азербайджанских ребят с историей и культурой народов Южного Урала. Это способствует формированию гордости за свою Малую Родину, свою семью, стремление продолжить знакомство с традициями своего народа и развивать у школьников чувства гражданина своей страны.

Причем делается это одновременно на двух языках - русском и английском. В запасе у нас уже есть обмен фотографиями, постерами о семье, своем городе, родном крае, история возникновения своего имени, знаменитые тёзки, проведена видеоконференция.

Цель данной проектной задачи: формирование толерантности к людям другой национальности, овладение английским языком, изучение истории родного края и истории Азербайджана, поиск друзей по всему миру.

Образовательные стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью..

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

4. Распространение опыта.

Чтобы работать интересно, качественно и самое главное - продуктивно, работать в одиночку - невозможно. Более того, можно просто свариться в "собственном соку", поэтому я за то, что опытом нужно делиться. Ещё до начала системного занятия проектной деятельностью я посещала различные сайты, посвященные этой проблеме, читала статьи практикующих педагогов, размышляла, а когда появился кое-какой опыт стала сама размещать свои наработки. Совместно с учителем английского языка О.Ю. Тимофеевой мы ведем работу блога " Our little English!" http://www.blogger.com/i.g?inviteID=1472069089378243607&blogID=281931200316950826

А после прохождения курсов "Intel Обучение для будущего" - Проектная деятельность в инфомационной образовательной среде XXI века, создала свой блог "Мы вместе", который сейчас пытаюсь использовать в работе.

Поскольку проектная деятельность это своего рода и выявление наиболее талантливых, одаренных детей, то мне тоже есть чем похвастаться. Мои ученики, ещё будучи первоклассниками становились призёрами городских научно-практических конференций "Шаг в будущее", "Интеллектуалы ХХI века",. Звонарев Александр - 1 место в номинации "мир медицины" (2008 г.), (2009), Райберт Валерий, Кадочникова Алиса - 2 место в номинации "мир физики", (2008, 2009) Сонина Диана - 1 место в номинации "прикладное творчество" (2009, 2010г.)

В городской краеведческой конференции "Мой первый доклад" - Кожевников Илья - 2 место в номинации "культурное наследие" (2009), Шишкин Роман - 2 место в номинации "школьные музеи" (2009). В этом году эти ученики стали призерами Всероссийского конкурса "Юный исследователь", получив дипломы 1 и 2 степени и приглашение на IV Рождественский фестиваль в Москву. http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=849&Itemid=461.

5. Результативность представляемого опыта.

Мой педагогический опыт по реализации интернациональных проектов был отмечен грамотой Челябинской Областной Общественной организации "Азербайджанский культурный центр ОЗАН" за большой вклад в развитие межинтернациональной дружбы.

Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения.

Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность.

Более того, работа над проектными задачами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность. После реализации проекта "Сохраним красоту Земли" о заповедниках России родителями была организована экскурсионная поездка класса в Ильменский заповедник.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом к реализации деятельностного подхода в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами".