На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. Каким должно быть идеальное образование?
К.Д.Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. Проблема особо актуальна в последние годы, когда наблюдается падение нравственных ценностей, циничное игнорирование духовных приоритетов.
Образование, основанное на нравственных и этических принципах, поможет школьникам в любых жизненных ситуациях принимать четкие, взвешенные решения. Они смогут найти в себе путь борьбы со страстями и отрицательными эмоциями. Тогда молодой человек почувствует, что судьба ему подвластна, что он не должен быть пассивной жертвой окружающей среды или собственных противоречивых эмоций. В результате он сможет научиться уважать, ценить и любить других людей так же, как и себя, сможет понять ценность и смысл жизни человека.
В связи с этим, представляю одно из занятий по воспитанию нравственных ценностей в 3 классе. Материал для урока взят из учебно-методического пособия "Диалоги о нравственных ценностях", автор Мартьянова А.И.
Тема: Порядочность
Задачи:
- Выявление последствий недостойного поведения.
- Определение качеств недостойного человека.
- Определение понятия "порядочность".
- Выявление в себе способности совершения нравственного или безнравственного поступка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация умений и навыков.
Учитель: На прошлом занятии вы сказали, что нужно жить с честью и достоинством, чтобы вас уважали и хотели с вами дружить и общаться. На минуточку представьте себе, что в мире все живут без чести, ведут себя недостойно!
Дети: Кругом будет только обман, нельзя будет никому доверять, все станут подозрительными и злыми, перестанут помогать друг другу, будут думать только о себе.
Учитель: Вы говорили, что вы не уважаете таких людей. А вы знаете таких людей? Расскажите о них, пожалуйста. (Дети подтверждают свое мнение о недостойных людях фактами из их жизни. Можно вспомнить примеры из литературы: мачеха с ее дочерьми из сказки Ш.Перро "Золушка", Мышиный король из сказки Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король", мачеха с ее дочерью из сказки "12 месяцев" и т.д.
3. Открытие детьми новых знаний.
Учитель: Назовите качества характера недостойного человека, живущего без чести.
Дети: Жадность, нечестность, зависть, несправедливость, грубость. Это - неблагородные люди.
Учитель: Какие поступки совершает человек, обладающий такими качествами?
Для чего и почему эти люди идут на такие неблагородные, нечестные поступки?
Дети: Чтобы завладеть чужим богатством.
Привлечь к себе внимание.
Заставить полюбить себя путем оговаривания другого человека.
Учитель: Почему люди становятся жадными, нечестными, несправедливыми, грубыми? Ведь рождаемся мы все хорошенькими, нет еще в младенце таких ужасных качеств!
Дети: Если человек становится неблагородным, недостойным, значит, его не учили думать о других, не учили ставить себя на место другого человека, чтобы понять его чувства, переживания, т.е. его не научили сочувствовать. Наверное, родители не заботились о чистоте его души, позволяли ему издеваться над другими, баловали его, не воспитывали.
Учитель: Его не воспитывали, значит, его не учили правилам жизни. Что дают нам правила?
Дети: Порядок.
Учитель: Если человек не знает или не соблюдает правила, значит, в его характере, душе нет порядка! Он нарушает порядок, раз нарушает правила жизни. Кто догадался, как называют такого человека?
Дети: Непорядочный.
Учитель: А порядочный человек, это какой человек?
Дети: Порядочный человек не может нарушить порядок, соблюдает правила жизни, нравственные законы, поэтому у него и в душе порядок.
Учитель: Молодцы! Порядочность - это неспособность к низким, плохим, безнравственным поступкам. С какими качествами можно соотнести порядочность?
Дети: Благородство, честь, достоинство, ответственность.
Учитель: Все мы с детства сталкиваемся с порядочными и непорядочными людьми, ведь все мы разные, и во всех нас есть как добрые, так и злые качества характера. С какими людьми лучше, легче жить вместе или рядом и почему?
Дети: С порядочными людьми лучше, потому что на них можно положиться, они честные, не нарушают нравственные законы жизни. Но жить сними в то же время не очень легко, потому что, если они сами соблюдают порядок в жизни, то от других хотят того же, а это нелегко, ведь всегда трудно соблюдать правила, иногда и не получается.
Учитель: А сами вы порядочные?
Дети: Не все и не всегда.
Учитель: Тогда и с вами нелегко! Порядочному человеку трудно с непорядочным, непорядочному трудно с непорядочным, тогда и не нужно общаться, разделить всех людей на две группы и расселить в разные стороны!
Дети: Порядочный человек не может быть равнодушным. Он же благородный, он будет стараться помогать другому человеку перевоспитаться. А непорядочные в своем лагере просто уничтожат друг друга. Да и невозможно это - расселить людей, все свободны и живут там, где хотят. А как разделить членов семьи, в которой тоже возможны и порядочные и непорядочные люди?
Учитель: Но ведь порядочные и непорядочные люди всегда между собой спорят, непорядочные всегда вредят кому-нибудь. Как жить вместе?
Дети: Всем соблюдать порядок, т.е. законы жизни. Убеждать непорядочных в этом своим примером. А им стараться стать порядочными.
4. Формулирование выводов.
Учитель: А нужно ли нам это? Зачем? Почему вы не хотите быть непорядочными? Чем страшна, опасна непорядочность? (Высказывания детей)
5. Подведение итогов занятия.
Учитель: Нарисуйте в тетради, пожалуйста, такое качество - порядочность.