Библиотека коррекционной школы решает следующие задачи: обеспечение учебного процесса учебными пособиями, помощь учащимся в усвоении школьной программы, формирование интереса к чтению средствами библиотечной работы. Первая задача решается путем выдачи учебников, выполнения библиографических справок. Интерес к чтению формируется на занятиях по внеклассному чтению, в индивидуальной работе и на массовых мероприятиях. Для подготовки и проведения мероприятия учащимся необходимо пользоваться фондом библиотеки. Конечно, вся работа проводится под руководством библиотекаря и педагога.
Библиотека школы участвует в эксперименте "Экологическое воспитание". Для этого используются следующие формы работы: составление библиографических списков, картотеки журнальных статей, подбор литературы к конкурсу чтецов, книжные выставки.
Массовая работа по экологическому воспитанию в библиотеке - это и устный журнал, викторина, неделя предмета, игра - путешествие. Более подробно мне хотелось остановиться на игре - путешествии.
"Игра-путешествие - это маршрутная игра, по станциям. Цель игры - мероприятия - углубить знания, усилить впечатления, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент игрового процесса - процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. К особенностям игры - путешествия относятся: превращение группы в экипаж путешественников, собственной ролью для каждого; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Тематика игр-путешествий различна". Количество остановок, станций зависит от количества команд, идущих по маршруту.
Формы массовой работы с детьми в библиотеках: Словарь-справочник / сост. Я.В. Горская.-М.: Чистые пруды.2009.
Для лучшего проведения игры - путешествия необходима большая подготовительная работа: определение тематики игр; постановка целей и задач; реализуемых в ходе её проведения; разработка маршрутов и заданий для станций; подбор материала, художественное оформление, и самое главное, подготовка ребят к игре; мотивирование их на результат, на победу. Каждая команда в определенном порядке проходит все станции.
При подготовке игры - путешествия необходимо:
- Определить тему, задачи и цели игры.
- Подобрать материал: загадки, литературные произведения по теме, задания по декоративно - прикладному творчеству.
- Сгруппировать материал по направлениям для станции, для остановок маршрута.
- Уточнить вопросы для каждой станции.
- Разработать порядок прохождения станций каждой командой.
- Художественно оформить станции, задания, маршрутные листы.
- Технически обеспечить станции.
Необходимо отметить, что темы игр подразумевают взаимосвязь школьных предметов, это не только естествознание, но и литература, и рисование, и музыка так далее.
Ход игр-путешествий имеет несколько этапов:
- Линейка с объяснением правил игры.
- Прохождение командами станций.
- Подведение итогов.
Линейка, объявление результатов игры - путешествия. Награждение.
В данной школе проведение игр - путешествий по станциям имеет свою историю. Первая игра была "Путешествие в страну Деревьев".
Игра - путешествие состояла из четырех станций. Цель игры - путешествия: закрепление в игровой форме знаний о деревьях, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к деревьям. Участники игры учащиеся 5 - х классов.
Станции с названиями:
- Поэтическая "Уж я свою березоньку люблю". На этой остановке учащиеся зачитывали наизусть стихотворения русских поэтов о деревьях.
- "Загадочная". Участникам игры предлагалось отгадать загадки по теме игры.
- "Угадай-ка". Команды отгадывают, какому дереву соответствует лист.
- "Песенная". Участники исполняют песню "Во поле берёза стояла", под музыкальное сопровождение.
В данной игре осуществлялась связь естествознания с литературой и музыкой.
Большое впечатление произвела на читателей следующая игра - путешествие "Удивительный мир неживой природы" для читателей 5 - 6 классов.
Станции с назывались:
- Загадки.
- Красота в камне.
- "Постройка терем" (из лего).
- "Умный дом".
На станции "Загадки" участникам предлагались загадки о природных ископаемых.
"Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что же это за окошко,
Куда смотрел Антошка?" /Зеркало.
Учащимся в занимательной форме рассказывалось о производстве зеркал.
На станции "Красота в камне" дети просмотрели фрагмента из кинофильма "Каменный цветок". Обсуждение проводилось после просмотра.
Примерные вопросы станции "Умный дом":
- Из чего можно построить дом?
- В какой сказке герои - поросята строят дом?
- Что использует каждый из поросят для строительства?
- Какой природный материал самый прочный для постройке дома?
- Пересказ сказки "Лиса и Заяц" с опорой на предложение:
- Построил Заяц :::.. избушку, с Лиса ::: .
В школе была проведена следующая игра - путешествие "Кому нужны бабочки?", для 6 и 5 классов. Игра получилась лиричной, поэтичной. Для её участников была организована особенная станция "С крыльями, а не птица", где задавались вопросы теоретического характера: из каких частей состоит тело бабочки, по какой части тела бабочки можно проследить историю её рода? На станции "Сама подобие цветка" команды занимались художественным творчеством: создавали аппликацию бабочки.
Экологические игры - путешествия необходимы учащимся для закрепления знаний об окружающем мире. Всегда в игре присутствует элемент секрета, забавы. Если станций меньше, чем команд участников, создается станция "Привал" для отдыха, с просмотром интересных фильмов, книг, репродукций поочерёдно для каждой команды.
Так в игре - путешествии "Зеленый мир" ребятам предлагалось на пример:
на станции "Пословицы и поговорки": собрать пословицу из отдельных слов "Где цветок, там медок",
Ответить на шуточные вопросы такие как:
- Какое из этих названий имя цветка: неваляшка, незнайка, незабудка, неумывайка?
- Какой предмет не изучают в школе: природоведение, биология, драконоведение, география?
А на станции "Зеленый эрудит" командам предлагалось составить растительный или животный алфавит, ответить на вопросы теоретического плана.
На станции "Зеленый конструктор" составить слова меняя буквы слова "традесканция". Команда 7 класса составила 22 новых слова.
Игра - путешествие "Будь природе другом!", готовилась совместно с объединением учителей гуманитарного блока. Цель игры: экологическое воспитание учащихся на примере произведений Н.И. Сладкова. Задачи следующие:
- Закрепить знания учащихся о животных и птицах средней полосы России.
- Развивать связную устную речь (на основе поделок из природного материала к рассказам Н. Сладкова восстановить сюжет).
- Развивать память, умение слушать, различать звуки природы.
- Воспитывать любовь к природе (умение видеть прекрасное, создавать композиции из природных материалов).
Для успешного прохождения маршрута заранее, задолго до проведения игры ознакомились с рассказами Сладкова, заготовили природный материал, сделали поделки.
Каждая команда представляла своё название, эмблему, девиз. Например: команда "Солнышко", придумала девиз:
"Ну-ка, солнце, ярче брызни,
Золотыми лучами обдай!
Эй, товарищ, больше жизни,
Поспевай, не задерживай, шагай!"
Команды участницы должны были пройти три станции: "Читай-ка", "Самоделкин", "Угадай-ка". Порядок прохождения был отмечен в маршрутном листах.
Игра - путешествие "Будь природе другом!" была с секретом: вместо названия станций на кабинетах и в маршрутных листах изображались следы зверей и птиц, по которым команда находила дорогу к данной станции.
Станция "Самоделкин". (Рисунок 1)
Представление домашней заготовки (поделка из природного материала на тему рассказа Н. Сладкова).
Оценка работы членами жюри по следующим критериям.
Сюрприз для команды (чтение старшеклассниками стихотворений о природе).
Станция "Угадай-ка". (Рисунок 2)
Угадывание соответствия листьев дереву, голосов птиц, звуков природы (шум дождя, журчание ручья и т.д.)
Использование звукового материала и гербария.
Станция "Читай-ка". (Рисунок 3)
Участникам предлагался небольшой рассказ о Николае Сладкова. Затем чтение ведущим 3 - 4 рассказов Н. Сладкова. Ответы на вопросы членами команды.
- Перечень рассказов Н.И. Сладкова:
- Загадочный зверь.
- Почему зяблик - зяблик?
- Цикл рассказов "Лесные шорохи".
Январь: Лиса и Заяц; Сорока и Волк; Воробей и Синица; Волк и Сова;
Февраль: Барсук и Медведь.
Март: Крылатые песни.
Октябрь: Швейня, Страшный невидимка, Медведь и Крот.
Ноябрь. Почему ноябрь пегий?; Лисица и Ёж, Лисица и Мышь.
Декабрь. Сорока и заяц, Лиса и Куропатка.
Эта игра - путешествие прошла с интересом, с выдумкой. Её участники, продемонстрировали хорошие знания рассказов Сладкова, звуков природы, умение определять лист и плод дерева, кустарника. Команды для представления своих поделок показывали спектакли по рассказам Сладкова.
При проведении экологических игр - путешествий учитываются интеллектуальные особенности учащихся, их мотивация на данный вид деятельности.
Хочется надеяться, что каждый участник на улице, в лесу станет природе другом.
Приводим примерную работу с текстам.
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Лиса и Заяц
- Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
- А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
Как вы думаете почему у зайца длинные уши?
Как вы думаете почему у зайца быстрые ножки?
Сорока и Волк
- Эй, Волк чего ты хмурый такой?
- От голода.
- И рёбра торчат, выпирают?
- От голода.
- А воешь чего?
- От голода.
- Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
- От голода.
Почему у волка нет настроения?
От чего нет настроения у волка?
Воробей и Синица
- Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
- Ружьё?
- Э-э, не угадала!
- Пушка?
- Опять не угадала!
- Какое же тогда, Воробей?
- Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки - только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
Какое самое страшное оружие для воробья?
Почему?
Можно ли так делать?
Сорока и Заяц
- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
- Э-э, Сорока, всё равно плохо...
- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
- Э-э, Сорока, невелико счастье...
- Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
- Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...
Какая душа у зайца?
Что значит заячья душа?
Страшный невидимка
Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил траву.
Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.
Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.
Звери и птицы испуганно прятались в чаще.
Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.
Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!
Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.
А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!
Что за невидимка появился в лесу?
Какие дела он вытворяет?
Почему его никто не видит?
Ноябрь. Почему ноябрь пегий?
Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!
Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит:
- Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!
Услыхала туча Зайца и двинулась в лес.
- Нельзя, туча, назад, назад! - закричала серая Куропатка. - Землю снегом засыплешь - что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?
Туча двинулась назад.
- Давай вперёд, нечего пятиться! - заворчал Медведь. - Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!
Туча помедлила и опять двинулась в лес.
- Сто-ой, сто-ой! - завыли волки. - Насыплешь снегу - ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!
Туча заколыхалась - остановилась.
А из лесу крик и вой.
- Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! - кричат одни.
- Не смей снег высыпать! - воют другие. - Назад поворачивай!
Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.
Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная.
Ни зима, ни осень!
Почему ноябрь пегий?
Что значит пегий?
Какая погода в ноябре?
Заяц и Медведь
- Белка на зиму грибы запасает, Бурундук - орехи. А ты, Медведь, всё без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю, что лопать-то станешь?
- Ты, косой, за меня не волнуйся. Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай, сколько сала под шкурой я припас - на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую.
- Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!
Какой медведь зимой?
Что значит самоед?
Делает ли на зиму запасы медведь?
Почему заяц не копит сало?
Кто мешает жить спокойно зайцу?
Библиография:
- Формы массовой работы с детьми в библиотеках : Словарь-справочник / сост. Я.В. Горская.-М.: Чистые пруды.2009.
- Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Узорова О.В. все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: ООО Издательство "Астель" : ООО "Издательство АСТ", 2003.
- Сладков Н.И. Медовый дождь: Рассказы и сказки / Н.И. Сладков ; рис. и оформл. Н. Чарушин.- Л.: Дет. Лит., 1984.
- DVD-шкатулка: Коллекция звуков, шумов и мелодий для проведения: торжественного мероприятия, театральной постановки, массовой акции, праздника, концерта [Электронный ресурс] .- Приложение к журналу "Московский ориентир".- М.: "Московский ориентир", 2008, №1.