Одним из направлений психолого-педагогической деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Мы понимаем и учитываем восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сэмюэл Л.Одом (Samuel L.Odom), профессор университета штата Индиана США), являющийся руководителем пятилетнего проекта, направленного на изучение факторов, препятствующих и способствующих успешной дошкольной интеграции, отмечает, что сегодня единого определения инклюзии применительно к процессам, происходящим в детских дошкольных учреждениях, нет. Концептуально европейские ученые, которые участвовали в вышеназванном исследовании, единодушно определяют инклюзию следующим образом: “Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями - в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада”.
Одом обращает внимание на уникальность дошкольного периода образовательного пути человека, которая проявляется в:
1) природе развития детей дошкольного возраста и, соответственно, в подходах к их обучению;
2) организационной структуре образовательного учреждения;
3) подготовке воспитателей и педагогов.
Ученый отмечает, что инклюзия на уровне дошкольных образовательных учреждений – явление относительно недавнее. И хотя об этом писали, начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все большие масштабы только в 1990-х годах. Именно тогда в США инклюзивные дошкольные учреждения стали серьезной альтернативой специализированным. По данным министерства образования, которые проводит Одом, в США более 50 % детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями воспитываются в государственных инклюзивных детских садах.
В пяти европейских странах – объектах недавнего исследования – ситуация такова:
- в Швеции и Португалии почти все дети с особыми образовательными потребностями посещают общие детские сады;
- в Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные формы инклюзивных дошкольных учреждений. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных регионах каждой из этих стран разное. Но, например, в Германии, если говорить о федеральном уровне, инклюзивные сады посещают около 80 % детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Педагогическая практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.
По данным лаборатории ранней помощи ГНУ “Института коррекционной педагогики РАО”, представленным в докладе Розенковой Ю.А. в июне 2008г. в Новосибирске, у 25-30 % детей с органическими поражениями ЦНС удается:
- к 1.5 годам нормализовать темп и ход психического развития;
- к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые детские дошкольные учреждения.
У 70–75 % детей с органическим поражением ЦНС получается предупредить развитие выраженных нарушений. При выявлении тяжелых эмоциональных расстройств и оказании детям на первых годах жизни комплексной помощи удается сгладить тенденции искажения психического развития, подготовить детей к включению в детский социум.
Кроме преодоления уже имеющихся у ребенка трудностей, раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Ранняя помощь может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.
Для детей с нарушением интеллектуального развития ранняя помощь является одним из приоритетных направлений поддержки. Дети достигают значительных результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни. Дети учатся устанавливать и развивать позитивные отношениями с членами своей семьи и другими детьми, запоминают правила, принятые в обществе, и следуют им.
В процессе подготовки к включению ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение, руководители и специалисты провели круглый стол “Возможности включения ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение”, в ходе которого обсуждались следующие актуальные вопросы (рисунок 1).
Рисунок 1. Актуальные вопросы для обсуждения специалистами ДОУ
Вопросы, обсуждаемые на заседании круглого стола, показали заинтересованность родителей и педагогов в развитии инклюзивного образования в нашем ДОУ.
1. Особенности адаптации ребенка. Основной целью создания адаптационных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально- эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения. По мере прохождения адаптации и в случае ее удачного завершения, ребенок вводится в массовую группу.
2. Основные способы коммуникации с детьми. Обсуждалась последовательность формирования средств общения. Подробно рассмотрена система работы над пониманием речи. В развитии экспрессивной речи рассматривалась возможность временного использования невербальных средств общения с одновременным развитием устной речи, начиная с высказывания голосовых реакций и до стимуляции использования простых слов и словосочетаний.
3. Специальная литература. Обсуждена специальная литература, которая будет использоваться педагогами в работе с детьми. Практика показывает, что отечественной специальной литературы, раскрывающей особенности и методики работы с детьми с синдромом Дауна, явно не хватает. Существующие программы развития учитывают ограниченные возможности детей в овладении теми или иными знаниями и умениями, но они рассчитаны на широкий охват различных отклонений в развитии. Поэтому их сложно использовать в практической работе с конкретной группой. Для этого потребуется дополнительная и кропотливая работа над обработкой содержания и методики работы дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Организуя свою работу, мы опирались на тщательный анализ основных этапов развития детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна в сравнении с развитием обычных детей. Мы соотносили представления о всех сферах развития детей с особыми потребностями с концепциями формирования психической деятельности ребенка, предложенными в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.М.Мастюковыой, А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой и многих других.
Таким образом, используя отечественную и зарубежную специальную литературу, опираясь на опыт отечественной психологии и педагогики, мы стремимся найти оптимальные пути коррекционного вмешательства и наилучшим образом организовать обучение дошкольников с синдромом Дауна.
4. Виды детской деятельности, методы и приемы, их преемственность. Было отмечено, что в связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра – вся деятельность подчинена именно игре, будь то индивидуальные занятия, групповые занятия, музыкальные занятия и т.д. - проводятся в виде игры.
Приоритет отдается не занятиям, а формированию умений и навыков личности, которая растет и развивается.
5. Работа с родителями. Очень важным аспектом деятельности нашей группы является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений.
Одной из основных задач является формирование детско-родительских отношений, поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. При организации групповых и индивидуальных занятий с ребенком всегда предусматривается участие родителей.
Рассматривался вопрос о том, как убедить родителей нормативных детей, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст возможность быть терпимее и нравственнее.
Специализированными консультативными учреждениями, которые оказывают нам помощь по внедрению детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:
1) Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) (факультет педагогики и психологии детства). Наше Дошкольное образовательное учреждение № 300 Сибирского отделения РАН на протяжении 10 лет является педагогической площадкой педагогического университета. Ежегодно студенты факультета педагогики и психологии детства проходят практику в нашем дошкольном учреждении (индивидуальную и логопедическую), мы участвуем в конференциях, обучающих семинарах, курсах переподготовки специалистов и т.д.
2) Осуществляем сотрудничество и тесное взаимодействие с Государственной общественной организацией инвалидов “Общество “Даун синдром” (ГООИ Даун синдром).
3) Тесно взаимодействуем с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) (кафедра специальной и коррекционной педагогики)
4) Сотрудничаем с Отделом социальной поддержки населения Администрации Советского района (соцзащита). (Рисунок 2).
Рисунок 2. Взаимодействие ДОУ с организациями, занимающимися образованием детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашем дошкольном образовательном учреждении с октября 2009 г. осуществляется инклюзивное направление образования. Мы представляем опыт включения ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение на примере одного ребенка. Девочка – У. (3 г.2 м.)
Работа проходила поэтапно.
Этап 1. Ориентировочный. Установление эмоционального контакта. Процесс адаптации ребенка к группе проходил постепенно. Первые дни пребывания в детском саду ребенок находился с мамой, адаптация протекала спокойно.
В группе девочка не плакала, даже когда уходила мама. В детский сад приходила с желанием, интересом, всегда в хорошем настроении, с улыбкой на лице. Сначала ребенок занимал позицию наблюдателя за обстановкой, присматривался к детям, в занятиях не участвовал, но смотрел, что делают дети, внимательно слушал воспитателя. Установление эмоционального контакта проходило без затруднений, так как в общении девочка доброжелательна, открыта. В общении со сверстниками проявляет терпимость, не отталкивает их, игрушки не отбирает, не конфликтует, но и на контакт с ними сама не идет. Ребенок принимает активное участие в одевании и раздевании (пытается застегивать пуговицы, молнии на одежде, обувает и застегивает сандалии, одевает носки, штанишки).
Этап 2. Организационный. Включение в деятельность, психолого-педагогическая диагностика. Ребенок внимательно слушает педагога, приступает к выполнению инструкции сразу. Помощь принимает, при правильном выполнении задания хлопает в ладоши, радуется успеху. В процессе выполнения основных видов деятельности самостоятельно за помощью к взрослому не обращается. На просьбы реагирует адекватно, выполняет. На занятиях усидчива, если деятельность нравится, старается довести ее до конца. Внимательно наблюдает за тем, как дети выполняют задание. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой. В игровой деятельности пытается привлечь партнеров по игре. К играм детей относится с вниманием, наблюдает за тем как они играют. С помощью взрослого включается в совместную деятельность. Ждет от взрослого очередных заданий, которые необходимо выполнить. Ребенок проявляет любознательность, интерес к новому. Из всех занятий больше всего нравится рисование и конструирование.
Этап 3. Основной. Индивидуальный образовательный маршрут. После того, как прошел период адаптации ребенка к новым социальным условиям, специалисты дошкольного образовательного учреждения разработали индивидуальный образовательный маршрут, предполагающий постепенное включение ребенка с синдромом Дауна в коллектив сверстников через сопровождающих его взрослых (воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывался с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и включал следующие базовые направления: смена ведущих мотивов деятельности, развитие эмоционально-делового и предметного общения, развитие и активизация общих движений, развитие предметных действий и предметной деятельности, развитие наглядно-действенного мышления, интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, овладение различными навыками в процессе подражания, становление представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания. Педагоги руководствовались тем, что разработка индивидуального образовательного маршрута, прежде всего, направлена на формирование тех психологических новообразований, которые соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Задачи индивидуальной программы развития решаются на индивидуальных занятиях с ребенком и частично на групповых. Мы осознаем важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы проведения занятий в условиях группы имеют ряд преимуществ:
- оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
- приобретение детьми коммуникативных навыков;
- развитие волевых усилий (“Дождись свою очередь”);
- приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
- можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребенка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.
На групповых занятиях мы не делаем акцент на целенаправленном обучении детей и не ставим себе целью развития определенных способностей или овладение навыками практической деятельности. Цели и содержание коррекционных занятий формируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены на решение значимых для развития ребенка проблем.
Работа по индивидуальной программе продолжается. Девочка развивается. Но проблемы со здоровьем это развитие затормаживают (у У. серьезный порок сердца, ее оперировали в возрасте 1.5 лет, она склонна к острым распираторным заболеваниям, которые проходят с осложнениями.) Надеемся, что ее ждет нормальное будущее. А мы со своей стороны сделаем все необходимое.
В заключении необходимо отметить, что включение ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение возможно и по словам М.Л.Семинович, директора центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Тверской” в г. Москва, которая более 15 лет занимается внедрением инклюзивного образования в России, протекает успешно при следующих условиях:
1. Должен быть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду. Он понимает, как эту команду обучать, как строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями.
2. Подготовленная среда. Она должна быть доступной и развивающей. Необходимо хорошее современное оборудование для игротерапии, музыкальной терапии и т.д.
3. Следующее условие – должна быть хорошо обученная междисциплинарная команда специалистов.
4. Адекватное нормативно-правовое обеспечение. На государственном уровне оно только начинает формироваться.
5. Детский сад должен стать открытой системой взаимодействия с социумом. Кроме того у ДОУ должно быть методическое обеспечение. Необходима адаптация программ, их постоянная доработка с учетом последних достижений науки.
А у нас уже сформированы такие условия.