Цели.
1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век), рассмотреть историю современной школы.
Задачи.
Образовательные.
1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.
2. Учить анализировать полученную историческую информацию, иллюстрации и наглядные экспонаты:
а) обогащать словарный запас;
б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника, составлять вопросы по прочитанному.
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
План урока.
- Орг. момент. Актуализация опорных знаний. 4 минуты.
- Беседа по репродукции, слова: летопись, летописец. 2 минуты
- Выступление подготовленного ученика “Как и на чем писали раньше”. Словарная работа в парах. 5 минут.
- Сравнительный анализ старославянского и современного алфавитов. 2 минуты.
- Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”. 3 минуты.
- Историческая справка “Кто придумал русский алфавит”. Выступление подготовленного ученика. 5 минут.
- Первый печатник на Руси. 3 минуты.
- Работа со статьей учебника. Составление вопросов по прочитанному. 7 минут.
- Объяснение домашнего задания. 2 минуты.
- Закрепление нового материала. Работа в тетради-задачнике. 5 минут.
- Викторина.5 минут.
- Итог урока. 2 минуты.
Аннотация.
Урок окружающего мира по данной теме является одним из цикла исторических уроков. Он требует большого иллюстративного материала, который представлен на слайдах презентации MS PowerPoint. Вопросы викторины, которые используются на этапе закрепления изученного материала, имеют ответы, которые целесообразны для самопроверки.
Оборудование.
- Медиа-проектор.
- Презентация MS PowerPoint.
- Экспонаты для выставки: ученические принадлежности родственников учащихся, школьная форма, пионерские значки, галстуки и т.д.
Ход урока. |
Использование
презентации MS PowerPoint |
Слайд №1. Презентация 1. Организациооный момент. Актуализация опорных знаний. - Что вы уже сейчас можете рассказать по теме сегодняшнего урока? - Покажите и расскажите о тех семейных реликвиях, которые вы принесли сегодня на урок. - Как вы думаете, было ли такое время, когда не было школ, дети не учились? - Чему и у кого учились дети, когда не было образовательных учреждений? - Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного по нашей теме. Будьте, пожалуйста, внимательны, чтобы в конце урока правильно ответить на вопросы викторины. Слайд №2 2. Беседа. - Рассмотрите, кто изображен на слайде, чем занимается этот человек, как он выглядит? - Давайте попробуем объяснить значение слов: летопись и летописец. - От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать) - Верно. Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян. - А чем и на чем писали наши предки? Слайд №3 3. Сообщение подготовленного ученика. Как и на чем писали раньше? Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах. Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги. Было это свыше шести тысяч лет назад. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки. На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы. Слайд №4. 4. Сравнительный анализ старославянского и современного алфавитов. - Посмотрите на слайде, как выглядела старославянская азбука. Сравните ее с современной. Слайд №5. 5. Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”. - Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную? - Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”. - Что особенного в этом классе? - Что делают ученики? Сколько их? - Можно ли сказать, как они относятся к учению? - Чем эта школа отличается от современной? - Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет ученица нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили. Слайд №6. 6. Историческая справка “Кто придумал русский алфавит”. Выступление подготовленного ученика. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. Слайд №7. Этим людям во многих городах России и Европы поставлены памятники. Слайд №8. 7. “Первый печатник на Руси”. Задание – записать опорные слова и даты по прослушанной информации. - А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок. Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой азбуки. Слайд №9. 8. Работа со статьей учебника (Стр.150 -152) - Итак, появились первые напечатанные книги, стали появляться первые школы. Как они назывались, какие они были, вы узнаете, прочитав статью в учебнике. Дополнительная информация представлена на слайде. Ваша задача, придумать вопросы по этому материалу и задать их своим одноклассникам. 9. Объяснение домашнего задания.
Слайд №10. 10. Закрепление нового материала. Работа в тетради-задачнике. - Итак, давайте проверим, как хорошо мы запомнили новую информацию, и начнем с ученических принадлежностей. Для этого заполним алгоритм в тетради-задачнике Слайды №11, 12, 13. 11. Викторина.
12. Итог урока. - Расскажите, что вам особенно запомнилось на уроке, может быть, что-то удивило, произвело сильное впечатление? Слайд 14. |
Слайд №1 – Название темы
урока. Дети рассуждают по вопросам учителя. Фронтальная беседа. Дети рассказывают о тех предметах, которые принесли в класс по теме урока: пионерские значки, галстуки, перочистки, промокашки, ручки с открытым пером, старинные учебники и тетради. Слайд №2 Летописец Нестор, репродукция Васнецова. Дети отвечают на вопросы учителя. Летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год. Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей. Ответы и предположения детей. Слайд №3 Словарная работа в парах. После прослушенного сообщения дети объясняют друг другу значение слов, представленных на слайде:
Слайд №4. История письменности. Дети ищут общее и различное между современным и старославянским алфавитами. Слайд №5. Б.М.Кустодиев “Школа Московской Руси”. Дети отвечают на вопросы учителя, опираясь на репродукцию картины. После стихотворения Н.Кончаловской дети рассказывают о школах прошлого. Слайд №6. Кирилл и Мефодий – создатели современного алфавита. Слайд №7. Памятники создателям современного алфавита. Слайд №8. Иван Федоров – первопечатник. Дети на приготовленных листах в парах записывают опорные слова и даты по прослушанной информации. Это потребуется для ответов на вопросы викторины. Слайд №9. Когда и какие появились школы? Дети читают текст, задают вопросы друг другу по прочитанному. Слайд №10. Отсканированное задание-алгоритм из тетради-задачника. Дети выполняют задание, первые справившиеся маркерами на доске заполняют алгоритм для проверки. Слайды №11, 12, 13. После ответов детей на слайде появляется правильный ответ. Дети делятся своими впечатлениями. Слайд 14. Всем спасибо! Молодцы! |
Использованная литература
- Поглазова О.Т., Шилин В.Д. “Окружающий мир” ч.2, - Смоленск, Ассоциация 21 век, 2009.
- Рабочая тетрадь Поглазова О.Т. “Окружающий мир” ч.2, - Смоленск, Ассоциация 21 век, 2008.
- Е.В. Саплина, А.И. Саплин. “Введение в историю”, учебник для 4 класса.
- Книга для учителя. Методическое пособие. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. “Введение в историю”.
Интернет-ресурсы
- Репродукции картин.
- Фотографии памятников.
- Информация по теме урока.