Разработка "Урок письма". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  1. Расширить представления детей о значении письма в жизни людей.
  2. Развивать умение писать письма.
  3. Учить общаться друг с другом посредством писем.

Задачи:

  • познакомить со структурой письма;
  • с правилами написания и отправления писем.

Оборудование: “чёрный ящик” с письмами, портрет Я.К.Грота, набор “Разрезанные пословицы”.

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Учитель держит в руках чёрный ящик.

- В этом ящике лежит предмет, которому будет посвящено наше сегодняшнее занятие.

Внимание, вопрос!

Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. Назовите предмет. (Письмо)

- Вы правильно сказали, сегодня речь пойдёт о письмах.

Письмо - это величайшее достижение человечества. Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, это было как волшебство. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга, получили возможность обмениваться мыслями, делиться открытиями.

Я хочу представить вашему вниманию портрет человека Якова Карловича Грота.

Этот человек обобщил и сформулировал правила письма.

А теперь давайте обратимся к толковому словарю В.И Даля, как он объясняет значение слова –письмо. Учащиеся работают с толковыми словарями, находят следующие объяснения:

Письмо - “всё, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь”

Грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Грамотность и все произведенья её, писанье, словесность.

Писать - сочинять, излагать свои мысли, описание событий письмом.

У: Приходилось ли вам или членам вашей семьи писать письма?(Ответы детей)

Сейчас я хотела бы обратиться к письмам из нашего “чёрного” ящика, но сначала ответьте мне на вопрос:

- Можно читать чужие письма?

- Вы правы, чужие письма читать нельзя, но я открою вам один секрет. Письма, которые находятся у нас, принадлежат героям известных нам произведений. А вот кто написал эти письма и из какого они произведения, вы должны догадаться сами. (Учитель читает письма, ученики называют героя и автора произведения)

Н. Носов “Дружок”, А.Чехов “Ванька”, Л.Воронкова “Девочка из города”, Э. Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”

У: Что вы чувствовали, когда слушали эти письма? /Чувства радости, грусти, сострадания/

Письма имеют большое значение в жизни людей. Они могут радовать и огорчать, поддерживать друг друга в трудную минуту, иногда появляется необходимость написать в газету или журнал, чтобы поделиться какой-то информацией или завязать новое знакомство. /учитель демонстрирует номера журналов/

2. Знакомство со структурой письма

Учитель раздаёт учащимся образцы прочитанных писем.

У: Давайте внимательно перечитаем письма и скажем, есть ли что-то общее в них.

Дети выделяют основные части письма /приветствие с перечислением членов семьи, сообщение о делах того, кто пишет; вопросы к тому, кому пишут; прощание с какими-либо пожеланиями/. Обычно в письмах бывают такие части:

1. Обращение и приветствие.

2. Сообщение.

3. Вопросы, просьбы, пожелания.

4. Прощание и подпись.

3. Знакомство с правилами написания письма

Мы проведём небольшую игру, которая поможет нам грамотно научиться писать письма.

Учитель раздаёт детям разрезанные пословицы и поговорки о письме. Учащиеся их составляют и объясняют смысл.

Пословицы и поговорки о письме:

  1. Не складна челобитна письмом, складна смыслом.
  2. Перо пишет, а ум водит.
  3. Писать - не языком чесать.
  4. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь - не приставишь.
  5. Что написано пером - не вырубишь топором.

Учащиеся приходят к выводу, что содержание письма надо тщательно продумывать, писать грамотно, вежливо.

4. Знакомство с правилом оформления и отправления письма

У: Я предлагаю снова обратиться к письмам наших героев.

Как называется специальный пакет из бумаги для вкладывания письма? (Конверт)

Давайте рассмотрим конверты. Что можно о них сказать?

Особое внимание уделяется письму - конверту треугольной формы. Особенность писем с фронта. Для таких писем не было конвертов. Они писались и сразу писавший сворачивал их треугольником. (Учитель показывает, как предать письму треугольную форму)

  • Какие надписи есть на конверте? (Адрес)
  • Все ли письма наших героев дошли до адресата?
  • Почему долго шло письмо героев Н.Носова? (Много ошибок в адресе)
  • Почему дедушка Ваньки не получил письмо? (Не было адреса)

Письма путешествуют по всему свету. А всем путешественникам нужны билеты. Есть билет и у письма. Кто знает, как он называется? (Марка)

Вот мы и пришли к выводу, чтобы письмо быстро дошло, надо точно указывать адрес.

Писать без ошибок.

Ну вот, письмо написано, запечатано в конверт. Точно и грамотно указан адрес. Куда теперь мы отнесём письмо? (В специальный ящик для писем или отнесём в почтовое отделение)

5. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Что на сегодняшнем занятии было для вас новым?

Кто был внимательным на уроке, тот сумеет правильно ответить на вопросы кроссворда.

По горизонтали:

1.Учреждние для пересылки писем, периодических изданий, посылок, денег. /Почта/

3. Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма. /Конверт/

4. Голубочка бела, в избу влетела, что на свете видала, про всё рассказала. /Газета/

По вертикали:

1. Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. /Письмо/

3. Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен. /Марка/

5. Место жительства, надпись на конверте или посылке, указывающая их место назначения. /Адрес/

Я буду очень рада, если кому-то после нашего сегодняшнего занятия захочется написать письмо. С нетерпением буду ждать ваших писем!

Приложение 1