Основным предназначением образовательной области “Технология” является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знании и умении, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Содержанием программы курса предпрофильной подготовки предусматривается изучение материала по следующим направлениям:
- профессиональные интересы и склонности;
- здоровье и выбор профессии;
- отрасли общественного производства.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. При организации деятельности учащихся важно акцентировать их внимание на важности осознанного выбора той или иной профессии.
Основные цели и задачи
Основная цель введения курса предпрофильной подготовки - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
В результате обучения по курсу “В мире профессий” учащиеся должны:
знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии,
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитиии различных профессионально важных качеств;
- наиболее востребованные професии на рынке труда и возможные пути их получения.
Уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Контроль знаний.
Тест № 1, №2, № 3 (Приложение 1)
Ожидаемый результат
Программа курса предпрофильной подготовки “В мире профессий” нацелена на формирование у учащихся основополагающих знаний об осознанном выборе профессий, карьеры с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. По окончанию обучения по данной программе учащиеся должны выполнить реферат по выбранной ими теме и защитить его. Основной целью введения данной программы является подготовка учащихся к будущей жизни, научить их применить полученные знания в практике. Курс по выбору “В мире профессий” дает возможность развивать свои интересы и склонности в соответствии с результатами тестов и различных методик.
Содержание программы
Профессиональные интересы и склонности (10 часов)
1. Внутренний мир человека и система представлений о себе - 1 час.
Сущность концепции “я”. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.
Практическая работа - методика определения уровня самооценки.
2. Профессиональные интересы и склонности (2 часа).
Сущность понятий “профессиональный интерес” и “склонности”.
Практическая работа - выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник коммуникативных, организаторских склонностей”.
3. Способности, условия их проявления и развития (2 часа).
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.
Практическая работа-выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методика “Числовые ряды”, “Быстрый счет”, тест Айзенка.
4. Природные свойства нервной системы (2 часа).
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.
Практическая работа - тест Русалова.
5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа).
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти , пространственных представлений, внимания, мышления.
Практическая работа-методика КНОП, методика “Кубик Кооса”, тест Бурдона, “Красно-черная таблица”, тесты Амтхауэра, Равена.
6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (1 час).
Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий “мотив”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивио деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Здоровье и выбор профессии (3 часа)
1. Профессиональная пригодность (2 часа).
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.
Практическая работа - тест Холланда.
2. Здоровье и выбор профессии (1 час).
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
Практическая работа - методика оценки пространственного и линейного глазомера.
Отрасли общественного производства (4 часа)
1. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2 часа).
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг, торговля, ЖКХ. Системы передачи информации.
Классификация профессии по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов “человек-человек”, “человек- техника”, “человек- природа”, человек- знаковая система”, “человек - художественный образ”. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.
Практическая работа - деловая игра “Профессиографическое лото”.
2. Профессиональная проба (2 часа).
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении.
Практическая работа - уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности.
Тематическое планирование
Разделы и темы | Основные понятия | Форма проведения | Коли-во часов | Дата пров | ||
Теория | Практ. | |||||
Профессиональные интересы и склонности | 6 | 4 | ||||
Внутренний мир человека и система представлений о себе | “Я- концепция”, самооценка, адекватная, реальная | Лекция |
1 | |||
Профессиональные интересы и склонности | Интерес, склонность, этапы развития | Лекция, практическая работа |
1 | 1 | ||
Способности, условия их проявления и развития | Способность, задатки | Лекция, ролевая игра |
1 | 1 | ||
Природные свойства нервной системы | Характер, темперамент, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик | Лекция, работа с тестами |
1 | 1 | ||
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении | Ощущение, восприятие, виды памяти, мышление, сравнение, анализ, синтез | Лекция, упражнение |
1 | 1 | ||
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | Мотивы, ценностные ориентации, виды мотивов | Беседа |
1 | |||
Здоровье и выбор профессии | 1 | 2 | ||||
Профессиональная пригодность | План, карьера, профпригодность, призвание | Лекция,Практическая работа | 1 | 1 | ||
Здоровье и выбор профессии | Здоровье, координация движений, глазомер | Работа с тестами | 1 | |||
Отрасли общественного производства | 2 | 2 | ||||
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности | Профессия, специальность, должность, профессиограмма, психограмма | Лекция, беседа, пресс конференция | 1 | 1 | ||
Профессиональная проба | Проба сил, профессиональная проба | Лекция, практическая работа | 1 | 1 | ||
Итого | 9 | 8 |
Литература для учителя
- Пряжников Н.С., Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие. - М., Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. -56 с.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004. - 125 с.
- Смирнова Е.Е., На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003. -176 с.
- Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -96 с.
Литература для учащихся
- Гуткин М.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др. Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ под ред.С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. - 191 с.
- Симоненко В.Д.. Матяш Н.В. Основы Технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2000. - 176 с.
- Селезнева Е.В., Я познаю мир: Психология: детская энциклопедия. – М., ООО “АСТ”: ООО “Астрель”, 2002. - 425 с.
- Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред.В.Д.Симоненко. – М., Вентана-Граф, 2001. -228 с.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Доп.том – М., Аванта, 2003.