Программа курса по выбору "Профессиональное самоопределение"

Разделы: Технология


Основным предназначением образовательной области “Технология” является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических знании и умении, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Содержанием программы курса предпрофильной подготовки предусматривается изучение материала по следующим направлениям:

  • профессиональные интересы и склонности;
  • здоровье и выбор профессии;
  • отрасли общественного производства.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. При организации деятельности учащихся важно акцентировать их внимание на важности осознанного выбора той или иной профессии.

Основные цели и задачи

Основная цель введения курса предпрофильной подготовки - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитиии и самореализации;
  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

В результате обучения по курсу “В мире профессий” учащиеся должны:

знать:

  • уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии,
  • значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитиии различных профессионально важных качеств;
  • наиболее востребованные професии на рынке труда и возможные пути их получения.

Уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Контроль знаний.

Тест № 1, №2, № 3 (Приложение 1)

Ожидаемый результат

Программа курса предпрофильной подготовки “В мире профессий” нацелена на формирование у учащихся основополагающих знаний об осознанном выборе профессий, карьеры с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. По окончанию обучения по данной программе учащиеся должны выполнить реферат по выбранной ими теме и защитить его. Основной целью введения данной программы является подготовка учащихся к будущей жизни, научить их применить полученные знания в практике. Курс по выбору “В мире профессий” дает возможность развивать свои интересы и склонности в соответствии с результатами тестов и различных методик.

Содержание программы

Профессиональные интересы и склонности (10 часов)

1. Внутренний мир человека и система представлений о себе - 1 час.

Сущность концепции “я”. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

Практическая работа - методика определения уровня самооценки.

2. Профессиональные интересы и склонности (2 часа).

Сущность понятий “профессиональный интерес” и “склонности”.

Практическая работа - выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник коммуникативных, организаторских склонностей”.

3. Способности, условия их проявления и развития (2 часа).

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Практическая работа-выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методика “Числовые ряды”, “Быстрый счет”, тест Айзенка.

4. Природные свойства нервной системы (2 часа).

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.

Практическая работа - тест Русалова.

5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа).

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти , пространственных представлений, внимания, мышления.

Практическая работа-методика КНОП, методика “Кубик Кооса”, тест Бурдона, “Красно-черная таблица”, тесты Амтхауэра, Равена.

6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (1 час).

Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий “мотив”, “ценностные ориентации”. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивио деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Здоровье и выбор профессии (3 часа)

1. Профессиональная пригодность (2 часа).

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.

Практическая работа - тест Холланда.

2. Здоровье и выбор профессии (1 час).

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

Практическая работа - методика оценки пространственного и линейного глазомера.

Отрасли общественного производства (4 часа)

1. Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности (2 часа).

Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг, торговля, ЖКХ. Системы передачи информации.

Классификация профессии по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов “человек-человек”, “человек- техника”, “человек- природа”, человек- знаковая система”, “человек - художественный образ”. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.

Практическая работа - деловая игра “Профессиографическое лото”.

2. Профессиональная проба (2 часа).

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении.

Практическая работа - уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности.

Тематическое планирование

Разделы и темы Основные понятия Форма проведения Коли-во часов Дата пров
Теория Практ.
Профессиональные интересы и склонности     6 4  
Внутренний мир человека и система представлений о себе “Я- концепция”, самооценка, адекватная, реальная

Лекция

1    
Профессиональные интересы и склонности Интерес, склонность, этапы развития

Лекция, практическая работа

1 1  
Способности, условия их проявления и развития Способность, задатки

Лекция, ролевая игра

1 1  
Природные свойства нервной системы Характер, темперамент, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик

Лекция, работа с тестами

1 1  
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Ощущение, восприятие, виды памяти, мышление, сравнение, анализ, синтез

Лекция, упражнение

1 1  
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении Мотивы, ценностные ориентации, виды мотивов

Беседа

1    
Здоровье и выбор профессии     1 2  
Профессиональная пригодность План, карьера, профпригодность, призвание Лекция,Практическая работа 1 1  
Здоровье и выбор профессии Здоровье, координация движений, глазомер Работа с тестами   1  
Отрасли общественного производства     2 2  
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности Профессия, специальность, должность, профессиограмма, психограмма Лекция, беседа, пресс конференция 1 1  
Профессиональная проба Проба сил, профессиональная проба Лекция, практическая работа 1 1  
Итого     9 8  

Литература для учителя

  1. Пряжников Н.С., Игровые профориентационные упражнения: методическое пособие. - М., Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. -56 с.
  2. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с.
  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004. - 125 с.
  4. Смирнова Е.Е., На пути к выбору профессии. - СПб.: КАРО, 2003. -176 с.
  5. Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -96 с.

Литература для учащихся

  1. Гуткин М.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др. Твоя профессиональная карьера: учебник для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ под ред.С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. - 191 с.
  2. Симоненко В.Д.. Матяш Н.В. Основы Технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2000. - 176 с.
  3. Селезнева Е.В., Я познаю мир: Психология: детская энциклопедия. – М., ООО “АСТ”: ООО “Астрель”, 2002. - 425 с.
  4. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред.В.Д.Симоненко. – М., Вентана-Граф, 2001. -228 с.
  5. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Доп.том – М., Аванта, 2003.

Приложение 1