Повышение уровня мотивации учащихся при планировании и организации учебного процесса в классах VII вида (ЗПР)

Разделы: Коррекционная педагогика


У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Поэтому темой нашей работы является: мотивация учебной деятельности Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Цель. Показать влияние мотивации на обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися классов седьмого вида.

Задачи.

1. Рассмотреть мотивацию как психологическую категорию.

2. Отметить сущность мотивации.

3. Рассмотреть пути формирования мотивации.

4. Показать реализацию этапа мотивации в учебной деятельности.

Из опыта работы.

Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках

Общепредметные

“Оратор”

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

“Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

“Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Математика

На этапе мотивации можно предлагать задачи, разрешение которых и приводит к формированию определения. Рассмотрим на примере введения понятия “параллелограмм”.

В начале урока ученикам можно предложить для решения одну из следующих задач:

В четырехугольнике известны длины a и b двух смежных сторон. Какой должна быть форма четырехугольника, чтобы по этим данным можно было определить его периметр?

В каких случаях для нахождения всех элементов четырехугольника достаточно знать две его смежные стороны и угол между ними?

Так же можно предложить задачу, привлекающую учеников своей фабулой. Например:

Собака и заяц устроили соревнования по бегу. Они договорились, что победителем будет тот из них, кто, пробежав по двум смежным сторонам поляны, имеющей форму четырехугольника, первым прибежит из одной вершину в противоположную. Известно две смежные стороны АВ и ВС поляны связаны соотношением ВС=2АВ. Какой формы должна быть поляна, чтобы можно было установить соотношение скоростей собаки и лисы, при котором собака победит лису? Решая задачу, школьники рассматривают различные формы четырехугольников, в том числе и параллелограмма. В процессе решения “лишние” четырехугольники отбрасываются, остается параллелограмм. Таким образом были рассмотрены существенные свойства параллелограмма, и была поставлена цель - построить четырехугольник, форма которого удовлетворяет поставленным в задаче условиям.

После того, как задача решена, учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на свойствах полученного четырехугольника и отмечает, что он имеет свое название - “параллелограмм”. Далее дается строгое определение параллелограмма: параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны

“Пары слов”

Читаются по блокам пары слов, предварительно нацелив детей на запоминание. Затем повторно читается блок учителем. Первое слово в паре, а ученики записывают в своих тетрадях второе слово.

Блок:

Буквенное выражение.
Корень уравнения.
Подставить число.
Верное равенство.
Площадь квадрата.

“Логический каркас”

Путем логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.

“Восстановление”

По части какого либо математического объекта требуется восстановить весь объект.

Русский язык

Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия

Упражнения типа:

- Что ты видел, слышал, чувствовал:

- когда ехал в школу;

- во время прогулки по осеннему парку;

- на берегу моря и т.д.

“Да-нетка”.

Загадать какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов

Заключение

Ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное понятие “хорошо работать” или далекая перспектива получить образование в вузе, непосредственно побуждать учащихся к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания “понимаемых” мотивов и мотивов “реально действующих” и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Приложение

Тест на выявление мотивации учащихся

Я учусь потому, что на уроке интересно

Я учусь, потому, что заставляют родители

Я учусь потому, что хочу больше знать

Я учусь, чтобы потом хорошо работать

Я учусь, чтобы доставить радость родителям

Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

Я учусь потому, что нравится учитель

Анкета для учащихся

Определение доминирующих мотивов учения.

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  • Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  • Хочу закончить школу и учиться дальше 
  • Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  • Хочу быть культурным и развитым человеком 
  • Хочу получать хорошие отметки
  • Хочу получать одобрение родителей
  • Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  • Хочу быть лучшим учеником в классе
  • Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
  • Хочу занять достойное место среди лучших в классе
  • Мне нравится учиться
  • Люблю узнавать новое
  • Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
  • Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
  • Люблю уроки, на которых можно рассуждать
  • Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся. (Методика Лускановой Н.Г.)

  • Тебе нравится в школе или не очень? (Нравиться - не очень - не нравиться).
  • Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (Иду с радостью - бывает по-разному - чаще хочется остаться дома)
  • Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (Пошел бы в школу - не знаю - остался бы дома).
  • Тебе нравиться, когда отменяют какие-нибудь уроки? (Не нравиться - бывает по-разному - нравиться).
  • Ты хотел бы, что тебе не задавали домашних заданий? (Я не хотел бы, не знаю хотел бы).
  • Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (Я не хотел б, - не знаю - хотел бы).
  • Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Часто - редко - не рассказываю).
  • Ты хотел бы, чтобы у тебя был бы менее строгий Мучитель? (Не хотел бы - точно не знаю - хотел бы).
  • У тебя в классе много друзей? (Много - мало - нет друзей).
  • Тебе нравятся твои одноклассники? (Нравятся - не очень - не нравятся).

Обработка и интерпретация: Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации введена система бальных оценок:

3 балла - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций;

1 балл - нейтральные оценки;

0 баллов - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной ситуации.

Оценки в 2 балла не были включены для более жесткого разделения детей на группы с высокой, средней и низкой школьной мотивацией. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На оснований различий между группами детей по критерию Стьюдента установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов - высокая школьная мотивация,

20-24 балла - нормальная школьная мотивация,

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, 10-14 баллов - низкая школьная мотивация,

ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Сопоставляются количественные оценки с другими результатами опроса детей, их рисунками на школьную тему, а также с такими объективными показателями, как успеваемость, положение в коллективе, особенности поведения и взаимоотношения с другими детьми и педагогом, педагогические характеристики, динамика здоровья. На основании этого делаются общие выводы.

Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: “Социальное здоровье России”, 1995, стр. 68-69.

Список использованной литературы

  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год.
  • Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год.
  • Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.
  • www.BestReferat.ru
  • www.5ballov.ru
  • www.ido.rudn.ru
  • www.piter.com
  • www.psihologu.info

Презентация