Интегральная техника работы с пластилином. Панно "Ветка сакуры". Музыка Японии

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить применять на практике все способы работы с пластилином; завершить работу в интегральной технике “Ветка сакуры”; познакомить с музыкальным ладом - пентатоникой, японскими музыкальными инструментами;
  • развивать глазомер и мелкую моторику рук; развивать навыки слушания;
  • воспитывать эстетический вкус; аккуратность в работе; воспитывать интернационализм, уважение к культуре Японии.

Оборудование: картон, пластилин, стеки, скалка, зубочистки; палочки для коктейля; карточки; иллюстрации; презентация; синтезатор.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения.

Универсальные учебные действия

Личностные

  • Действие нравственно-этического характера (с помощью учителя формулируют собственную точку зрения на предлагаемый материал).

Регулятивные

  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий (самостоятельно формулируют промежуточные цели каждого шага алгоритма).
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (самостоятельно определяют отклонения и отличия от эталона в своей работе).
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные общеучебные

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (самостоятельно и с помощью учителя контролируют и оценивают процесс своей деятельности и его результаты).
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера (самостоятельно определяют и формулируют проблемы, создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера).

Коммуникативные

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка (самостоятельно и с помощью учителя выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют монологической и диалогической речью)

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

Распевка “Добрый день”.

- Давайте вспомним правила пения и распоёмся.

II. Постановка цели

- Наверно, все из вас любят путешествовать. Посмотрите на буквы и определите название страны, куда мы совершим путешествие.

Я Н П О Я И

- Сегодня на уроке мы узнаем о весеннем празднике в Японии, завершим выполнение работы в интегральной технике. Поговорим о японской музыке.

III. Актуализация знаний

- Прошу вас занять свои места на борту нашего самолёта. Наш путь лежит на юго- восток в страну Восходящего солнца. (Слайд 1, 2. Презентация)

- Япония по-японски Дай-Ниппон. (Слайд 3, 4)

- Что вы помнитео географическом положении Японии?

- Государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов - Хоккайдо, Консю, Сикоку, Кюсю и 4 тысячи мелких островов, омываемых водами Тихого океана, Японским, Охотским, Восточно- Китайским морем.

(Показ детьми на карте)

(Слайд 5)

- Наш самолёт произвёл посадку в аэропорту столицы Японии. Это город… (Токио)

(Слайд 6)

- Конничива! Здравствуйте!

- Так японцы приветствуют своих гостей.

(Слайд 7, 8)

- Природа Японии очень живописна. Японцы любят природу и заботливо её охраняют.

- Весна приходит во все страны мира. Огромное количество людей в самых разных уголках мира в это время наслаждаются цветущими садами. Но только японцы сумели сделать простые пяти лепестковые цветы местной вишни героями ежегодно повторяющегося общенационального праздника .

- Давайте вспомним название японской вишни.

(Слайд 9, 10, 11, 12)

- Сакура - один из видов вишни. Ветка сакуры- символ Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих тысячелетий.

(Слайд 13, 14)

- Этот праздник называется Ханами (созерцание цветов). Когда зацветает сакура, в Японии наступает волшебное время года. Будто японская фея взмахнула роскошным веером и все деревья превратились в сказочно- воздушные облака. Туристы со всего мира съезжаются сюда, чтобы насладиться моментом, когда вся страна утопает в белых и бледно- розовых цветах.

(Слайд 15, 16, 17)

- Великолепие цветущих деревьев трудно выразить словами, но японские поэты посвящают ей свои стихи - хокку (обращение).

(Слайд 18) (читают дети)

Цветок…и ещё цветок
Так распускается вишня,
Так наступает тепло.

IV. Организация восприятия и осмысления новых знаний. (Слайд 19)

- Восхищение красотой цветущей сакуры отражено не только в литературном творчестве японскими поэтами. Многие музыканты и композиторы обращаются в своих музыкальных произведениях к этой теме.

- А сейчас послушайте японскую мелодию. (Звучит мелодия в записи)

- Что вы представляли, когда слушали?

- Какой характер у этой мелодии?

- Может быть кто-то из вас узнал звучание каких-либо инструментов?

- Во время праздника Ханами проводятся концерты традиционной японской музыки. Место проведения - чайные домики в городских парках. Устраивают сцену - небольшой деревянный настил, а зрители могут сидеть на скамейках вокруг, или просто располагаются на зелёных лужайках. Желающих учат игре на древних японских инструментах сямисэне и кото.

(Слайд 20)

- Кото - японский классический струнный щипковый инструмент. Корпус сделан из дерева, его длина - 180 сантиметров, а ширина 25 сантиметров. Звук извлекается с помощью специальных, изготовленных из слоновой кости или бамбука, плектров - ноготков, надетых на большой, указательный и средние пальцы правой руки.

(Слайд 21)

- Сямисэн - японский щипковый инструмент (типа лютни) (иллюстрация Кираваджо “Юноша с лютней”) . Первые упоминания о лютне относятся к 3 веку нашей эры. Первоначально лютня имела 4 струны, затем увеличилось до 11 струн. В 16-17 веках она впервые появляется в Японии, где она претерпевает изменения и становится 3 струнной.. В буквальном переводе на японский язык “3 струны” - сангэн или сямисэн.

(Слайд 22)

- Сякухати - общее название японских продольных бамбуковых флейт.

- Сравните изображение японской флейты, нашей духовой флейты и флейты Пана.

- Японская сякухати длиной 54,5 сантиметра или 1.8 японских футов. Это определяет название инструмента, так как “Сяку” - фут, “хати” - восемь. Этот инструмент имеет 5 отверстий.

(Слайд 23)

- Есть бамбуковые флейты с 7 отверстиями.

(Слайд 24)

- Тайко - большой барабан, удары которого напоминают раскаты грома и нежное журчание ручейка одновременно.

- О каких японских инструментах вы узнали?

- Предлагаю прослушать ещё одну мелодию и определить её лад. (Звучит японская мелодия “Сакура”)

- В каком ладу написана данная мелодия?

- Вспомните в каком ладу написана 1-я мелодия?

- Все японские мелодии написаны в необычном ладе.

- Посмотрите, сколько различных нот используется в записи 1-ой мелодии?

(Слайд 25, 26)

- Если мы используем 5 нот, то лад называется пентатоника (по-гречески pente - пять).

В отличии от мажора и минора для такой звуковой системы характерно отсутствие полутонов между ступенями. Простейший пример пентатоники - 5 чёрных клавиш фортепиано или синтезатора.

V. Анализ образца

Дыхательная гинастика.

- Давайте вдохнём аромат сакуры и произнесём на выдохе “Ах, какой ароматный цветок”

- А сейчас мы попытаемся передать красоту цветущей сакуры в нашем панно. (Слайд 27)

- Расскажите, какую подготовительную работу мы провели? (Покрыли фон расписным пластилином, т.е. работали в технике “пластилиновая живопись”.

- Какие цвета пластилина мы смешивали?

- Что ещё выполнено в технике “ пластилиновая живопись”? (Рамка, кора, ветка).

- Как выполняли листья (в технике “обрубовка” + фактурная поверхность).

- Что нам предстоит выполнить сегодня?

- Цветки сакуры - “расписной пластилин”, полученный способом раскатывания.

VI. Планирование предстоящих трудовых действий:

(Слайд 28)

- Составим алгоритм выполнения работы.

1) Раскатать розовый пластилин.

2) Вырезать розовые цветы.

3) Нанести на них 5 белых и 1 жёлтую горошины.

4) Раскатать через бумагу.

VII. Пальчиковая разминка

- Подготовим наши пальчики к работе.

“Наши нежные цветки….”

VIII. Самостоятельная работа

IX. Итог

- Куда состоялось наше путешествие?

- С каким ладом познакомились?

- С какими японскими инструментами познакомились?

- Как называется техника, которую мы применяли?

(Слайд 29)

- На какой японский инструмент похоже очертание Японии на карте?

(Слайд 30)

X. Рефлексия

- Если вам понравился урок, то возьмите любой цветок розовый или белый и поместите его на ветку сакуры.

- Мы прощаемся с Японией, но у каждого из нас остались приятные воспоминания и маленький символ Японии, сделанный своими руками.

(Слайд 31)

- Спасибо всем за урок! Аригатоо!

- До свидания! Сайонара!