Цели:
научить применять на практике все способы
работы с пластилином; завершить работу в
интегральной технике “Ветка сакуры”;
познакомить с музыкальным ладом - пентатоникой,
японскими музыкальными инструментами;
Оборудование: картон, пластилин, стеки, скалка, зубочистки; палочки для коктейля; карточки; иллюстрации; презентация; синтезатор.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения.
Универсальные учебные действия
Личностные
- Действие нравственно-этического характера (с помощью учителя формулируют собственную точку зрения на предлагаемый материал).
Регулятивные
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий (самостоятельно формулируют промежуточные цели каждого шага алгоритма).
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (самостоятельно определяют отклонения и отличия от эталона в своей работе).
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные общеучебные
- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (самостоятельно и с помощью учителя контролируют и оценивают процесс своей деятельности и его результаты).
- Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера (самостоятельно определяют и формулируют проблемы, создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера).
Коммуникативные
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка (самостоятельно и с помощью учителя выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют монологической и диалогической речью)
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Распевка “Добрый день”.
- Давайте вспомним правила пения и распоёмся.
II. Постановка цели
- Наверно, все из вас любят путешествовать. Посмотрите на буквы и определите название страны, куда мы совершим путешествие.
Я Н П О Я И
- Сегодня на уроке мы узнаем о весеннем празднике в Японии, завершим выполнение работы в интегральной технике. Поговорим о японской музыке.
III. Актуализация знаний
- Прошу вас занять свои места на борту нашего самолёта. Наш путь лежит на юго- восток в страну Восходящего солнца. (Слайд 1, 2. Презентация)
- Япония по-японски Дай-Ниппон. (Слайд 3, 4)
- Что вы помнитео географическом положении Японии?
- Государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов - Хоккайдо, Консю, Сикоку, Кюсю и 4 тысячи мелких островов, омываемых водами Тихого океана, Японским, Охотским, Восточно- Китайским морем.
(Показ детьми на карте)
(Слайд 5)
- Наш самолёт произвёл посадку в аэропорту столицы Японии. Это город… (Токио)
(Слайд 6)
- Конничива! Здравствуйте!
- Так японцы приветствуют своих гостей.
(Слайд 7, 8)
- Природа Японии очень живописна. Японцы любят природу и заботливо её охраняют.
- Весна приходит во все страны мира. Огромное количество людей в самых разных уголках мира в это время наслаждаются цветущими садами. Но только японцы сумели сделать простые пяти лепестковые цветы местной вишни героями ежегодно повторяющегося общенационального праздника .
- Давайте вспомним название японской вишни.
(Слайд 9, 10, 11, 12)
- Сакура - один из видов вишни. Ветка сакуры- символ Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих тысячелетий.
(Слайд 13, 14)
- Этот праздник называется Ханами (созерцание цветов). Когда зацветает сакура, в Японии наступает волшебное время года. Будто японская фея взмахнула роскошным веером и все деревья превратились в сказочно- воздушные облака. Туристы со всего мира съезжаются сюда, чтобы насладиться моментом, когда вся страна утопает в белых и бледно- розовых цветах.
(Слайд 15, 16, 17)
- Великолепие цветущих деревьев трудно выразить словами, но японские поэты посвящают ей свои стихи - хокку (обращение).
(Слайд 18) (читают дети)
Цветок…и ещё цветок
Так распускается вишня,
Так наступает тепло.
IV. Организация восприятия и осмысления новых знаний. (Слайд 19)
- Восхищение красотой цветущей сакуры отражено не только в литературном творчестве японскими поэтами. Многие музыканты и композиторы обращаются в своих музыкальных произведениях к этой теме.
- А сейчас послушайте японскую мелодию. (Звучит мелодия в записи)
- Что вы представляли, когда слушали?
- Какой характер у этой мелодии?
- Может быть кто-то из вас узнал звучание каких-либо инструментов?
- Во время праздника Ханами проводятся концерты традиционной японской музыки. Место проведения - чайные домики в городских парках. Устраивают сцену - небольшой деревянный настил, а зрители могут сидеть на скамейках вокруг, или просто располагаются на зелёных лужайках. Желающих учат игре на древних японских инструментах сямисэне и кото.
(Слайд 20)
- Кото - японский классический струнный щипковый инструмент. Корпус сделан из дерева, его длина - 180 сантиметров, а ширина 25 сантиметров. Звук извлекается с помощью специальных, изготовленных из слоновой кости или бамбука, плектров - ноготков, надетых на большой, указательный и средние пальцы правой руки.
(Слайд 21)
- Сямисэн - японский щипковый инструмент (типа лютни) (иллюстрация Кираваджо “Юноша с лютней”) . Первые упоминания о лютне относятся к 3 веку нашей эры. Первоначально лютня имела 4 струны, затем увеличилось до 11 струн. В 16-17 веках она впервые появляется в Японии, где она претерпевает изменения и становится 3 струнной.. В буквальном переводе на японский язык “3 струны” - сангэн или сямисэн.
(Слайд 22)
- Сякухати - общее название японских продольных бамбуковых флейт.
- Сравните изображение японской флейты, нашей духовой флейты и флейты Пана.
- Японская сякухати длиной 54,5 сантиметра или 1.8 японских футов. Это определяет название инструмента, так как “Сяку” - фут, “хати” - восемь. Этот инструмент имеет 5 отверстий.
(Слайд 23)
- Есть бамбуковые флейты с 7 отверстиями.
(Слайд 24)
- Тайко - большой барабан, удары которого напоминают раскаты грома и нежное журчание ручейка одновременно.
- О каких японских инструментах вы узнали?
- Предлагаю прослушать ещё одну мелодию и определить её лад. (Звучит японская мелодия “Сакура”)
- В каком ладу написана данная мелодия?
- Вспомните в каком ладу написана 1-я мелодия?
- Все японские мелодии написаны в необычном ладе.
- Посмотрите, сколько различных нот используется в записи 1-ой мелодии?
(Слайд 25, 26)
- Если мы используем 5 нот, то лад называется пентатоника (по-гречески pente - пять).
В отличии от мажора и минора для такой звуковой системы характерно отсутствие полутонов между ступенями. Простейший пример пентатоники - 5 чёрных клавиш фортепиано или синтезатора.
V. Анализ образца
Дыхательная гинастика.
- Давайте вдохнём аромат сакуры и произнесём на выдохе “Ах, какой ароматный цветок”
- А сейчас мы попытаемся передать красоту цветущей сакуры в нашем панно. (Слайд 27)
- Расскажите, какую подготовительную работу мы провели? (Покрыли фон расписным пластилином, т.е. работали в технике “пластилиновая живопись”.
- Какие цвета пластилина мы смешивали?
- Что ещё выполнено в технике “ пластилиновая живопись”? (Рамка, кора, ветка).
- Как выполняли листья (в технике “обрубовка” + фактурная поверхность).
- Что нам предстоит выполнить сегодня?
- Цветки сакуры - “расписной пластилин”, полученный способом раскатывания.
VI. Планирование предстоящих трудовых действий:
(Слайд 28)
- Составим алгоритм выполнения работы.
1) Раскатать розовый пластилин.
2) Вырезать розовые цветы.
3) Нанести на них 5 белых и 1 жёлтую горошины.
4) Раскатать через бумагу.
VII. Пальчиковая разминка
- Подготовим наши пальчики к работе.
“Наши нежные цветки….”
VIII. Самостоятельная работа
IX. Итог
- Куда состоялось наше путешествие?
- С каким ладом познакомились?
- С какими японскими инструментами познакомились?
- Как называется техника, которую мы применяли?
(Слайд 29)
- На какой японский инструмент похоже очертание Японии на карте?
(Слайд 30)
X. Рефлексия
- Если вам понравился урок, то возьмите любой цветок розовый или белый и поместите его на ветку сакуры.
- Мы прощаемся с Японией, но у каждого из нас остались приятные воспоминания и маленький символ Японии, сделанный своими руками.
(Слайд 31)
- Спасибо всем за урок! Аригатоо!
- До свидания! Сайонара!