Конспект логопедического занятия в 3-м классе по теме "Дифференциация П–Т"

Разделы: Логопедия


Цели: учить различать буквы п-т.

Коррекционные:

  • формирование оптико – пространственной ориентировки;
  • выработать умение дифференцировать буквы п – т в словах, в слогах, в предложениях;
  • умение соотносить звуки [т] и [п] с соответствующими буквами.

Образовательные:

  • развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • уточнение и развитие пространственной ориентировки;
  • выработка умения у учащихся различать буквы “п” и “т” на письме;
  • обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  • воспитание умения выслушивать друг друга;
  • формирование положительной учебной мотивации.

Дидактические средства: наборы индивидуальных карточек, индивидуальные наборы элементов букв “п” и “т” для конструирования, карточки со словами, иллюстрации, карточки со словами, написанными “полубуковками”, индивидуальные цифровые линейки, магнитная доска, сказочный гном.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

- Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

- Разминка на пространственную ориентировку.

- У каждого из вас на краю парты лежит карточка, переверните её.

Инструкция: Дорисуйте правую сторону узора. (Задание дано на бумаге в клеточку)

- Кто получился? (Снеговик)

2

II. Основная часть

- Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т. Верно записывать слова и предложения с этими буквами. А выполнив все задания верно, в конце занятия мы прочитаем послание Доброго гномика.

1. Зрительный анализ букв п и т. Определение их сходства и различия.

  • Анализ буквы п.

Инструкция: Посмотрите на букву п (письменный вариант, изображенный на карточке) и вспомните, что помогло запомнить написание этой буквы? Какой эпизод из сказки? (У буквы “п” - пара ног). На доске появляется схема – подсказка. (II – 2)

  • Работа в тетрадях.

Инструкция: Откройте тетради и пропишите букву “п”.

  • Анализ буквы т.

Инструкция: Посмотрите на букву т (письменный вариант изображенный на карточке) и вспомните, какая схема – подсказка помогла запомнить написание буквы. (У буквы “т” - три ноги) (III – 3)

  • Работа в тетрадях.

Инструкция: Пропишите букву “т

Определите сходства и различия.

- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

- Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

2. Конструирование букв п и т.

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)

3. Физминутка № 1.

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.

  • возьмите правой рукой за левое ухо;
  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;
  • нужно поднять руки вверх, если услышите звук [п] в словах, если услышите звук [т] - присесть. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).

4. Сравнение слов по написанию и смыслу.

- В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)

- Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.

Доска: карточка “тачка”.

- Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)

- Какое слово получилось? (“Пачка”).

- Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.

5. Запись слов в тетрадь.

Образец:

тачка – пачка

точка – почка

6. Работа с учебником

Была ли трудность в выполнении этого задания? Какая? (В слове встретились одновременно п и т).

- Определение места букв “п” и “т” в словах с помощью цифровой линейки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

- Назовите слова, в которых буква “п” и “т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

п

   

т

           

портфель

   

п

 

т

         

лопата

(У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами “п” и “т”)

- Работа в тетрадях. (Запись слов портфель, лопата)

7. Игра “Разведчики”

Инструкция: Нужно прочесть зашифрованную запись. Как вы думаете, какую букву обозначает цифра 2? А цифра 3? (Буква “п”, у которой 2 ноги. Буква “т”, у которой 3 ноги).

- Расшифровка звукового сочетания.

3 и 3

3 у 2

2 а 3

т и т

т у п

п а т

- Расшифрованные сочетания букв записать в тетрадь.

- Расшифруйте слова. Читаем шифровку по цепочке у доски. (Слова напечатаны на карточках)

2адае3

лежи3

хрус3и3

скри2и3

3ае3

(Ученики расшифровывают, логопед под зашифрованным словом ставит карточку с записью слова).

падает

лежит

хрустит

скрипит

тает

- С каким явлением природы связаны эти слова?

- Что обозначают эти слова?

Коллективное составление рассказа “Зимние забавы”.

- Что больше всего вы любите делать зимой? (Всем ученикам раздаются картинки).

Инструкция: Составьте предложение по своей картинке.

(Проговаривание составленных предложений).

8. Работа с предложениями.

Инструкция: Прочитайте, вставьте пропущенные буквы (У каждого ученика индивидуальная карточка)

Де…и ле…ят снеговика.

 

Ребя…а ка…аются на санках.

9. Подведение итогов занятия

  • Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п] и [т].
  • Чему научились сегодня на занятии?
  • О чем нужно помнить при написании слов, где встречается буква п и т?
  • Прочитайте послание Доброго гномика.

(На доске открывается запись “Умники и умницы!”)