Цели: учить различать буквы п-т.
Коррекционные:
- формирование оптико – пространственной ориентировки;
- выработать умение дифференцировать буквы п – т в словах, в слогах, в предложениях;
- умение соотносить звуки [т] и [п] с соответствующими буквами.
Образовательные:
- развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
- уточнение и развитие пространственной ориентировки;
- выработка умения у учащихся различать буквы “п” и “т” на письме;
- обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- воспитание умения выслушивать друг друга;
- формирование положительной учебной мотивации.
Дидактические средства: наборы индивидуальных карточек, индивидуальные наборы элементов букв “п” и “т” для конструирования, карточки со словами, иллюстрации, карточки со словами, написанными “полубуковками”, индивидуальные цифровые линейки, магнитная доска, сказочный гном.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.
- Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.
- Разминка на пространственную ориентировку.
- У каждого из вас на краю парты лежит карточка, переверните её.
Инструкция: Дорисуйте правую сторону узора. (Задание дано на бумаге в клеточку)
- Кто получился? (Снеговик)
2
II. Основная часть
- Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т. Верно записывать слова и предложения с этими буквами. А выполнив все задания верно, в конце занятия мы прочитаем послание Доброго гномика.
1. Зрительный анализ букв п и т. Определение их сходства и различия.
- Анализ буквы п.
Инструкция: Посмотрите на букву п (письменный вариант, изображенный на карточке) и вспомните, что помогло запомнить написание этой буквы? Какой эпизод из сказки? (У буквы “п” - пара ног). На доске появляется схема – подсказка. (II – 2)
- Работа в тетрадях.
Инструкция: Откройте тетради и пропишите букву “п”.
- Анализ буквы т.
Инструкция: Посмотрите на букву т (письменный вариант изображенный на карточке) и вспомните, какая схема – подсказка помогла запомнить написание буквы. (У буквы “т” - три ноги) (III – 3)
- Работа в тетрадях.
Инструкция: Пропишите букву “т”
Определите сходства и различия.
- Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
- Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)
2. Конструирование букв п и т.
(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).
Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)
3. Физминутка № 1.
Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.
- возьмите правой рукой за левое ухо;
- левой рукой за правый локоть;
- правой рукой закрыть правый глаз;
- левой рукой дотронуться до правой коленки;
- нужно поднять руки вверх, если услышите звук [п] в словах, если услышите звук [т] - присесть. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).
4. Сравнение слов по написанию и смыслу.
- В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)
- Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т”.
Доска: карточка “тачка”.
- Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка”)
- Какое слово получилось? (“Пачка”).
- Объясните значение слова.
Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.
Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т.
5. Запись слов в тетрадь.
Образец:
тачка – пачка
точка – почка
6. Работа с учебником
Была ли трудность в выполнении этого задания? Какая? (В слове встретились одновременно п и т).
- Определение места букв “п” и “т” в словах с помощью цифровой линейки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
- Назовите слова, в которых буква “п” и “т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
п |
т |
портфель |
||||||||
п |
т |
лопата |
(У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами “п” и “т”)
- Работа в тетрадях. (Запись слов портфель, лопата)
7. Игра “Разведчики”
Инструкция: Нужно прочесть зашифрованную запись. Как вы думаете, какую букву обозначает цифра 2? А цифра 3? (Буква “п”, у которой 2 ноги. Буква “т”, у которой 3 ноги).
- Расшифровка звукового сочетания.
3 и 3 |
3 у 2 |
2 а 3 |
т и т |
т у п |
п а т |
- Расшифрованные сочетания букв записать в тетрадь.
- Расшифруйте слова. Читаем шифровку по цепочке у доски. (Слова напечатаны на карточках)
2адае3 |
лежи3 |
хрус3и3 |
скри2и3 |
3ае3 |
(Ученики расшифровывают, логопед под зашифрованным словом ставит карточку с записью слова).
падает |
лежит |
хрустит |
скрипит |
тает |
- С каким явлением природы связаны эти слова?
- Что обозначают эти слова?
Коллективное составление рассказа “Зимние забавы”.
- Что больше всего вы любите делать зимой? (Всем ученикам раздаются картинки).
Инструкция: Составьте предложение по своей картинке.
(Проговаривание составленных предложений).
8. Работа с предложениями.
Инструкция: Прочитайте, вставьте пропущенные буквы (У каждого ученика индивидуальная карточка)
Де…и ле…ят снеговика. |
Ребя…а ка…аются на санках. |
9. Подведение итогов занятия
- Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п] и [т].
- Чему научились сегодня на занятии?
- О чем нужно помнить при написании слов, где встречается буква п и т?
- Прочитайте послание Доброго гномика.
(На доске открывается запись “Умники и умницы!”)