Развитие словесно-логического мышления у учащихся 9–10-х классов на уроках информатики

Разделы: Информатика


На современном этапе развития общества информация меняется и распространяется достаточно быстро, и учащиеся должны иметь способность не только запоминать ее, но и уметь анализировать, сравнивать, абстрагировать, делать правильные выводы и т.д. В связи с этим, особую значимость приобрела проблема развития словесно-логического мышления школьников на уроках информатики.

В связи с тем, что отсутствует целостная система критериев оценки развития словесно-логического мышления школьников на уроках информатики и существует социальный запрос общества, требующий наличия высококультурных людей, способных четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, я считаю, что данная тема актуальна.

Я предположила, что развитие словесно-логического мышления в процессе обучения школьников на уроках информатики в 9-10-х классах будет эффективным, если:

  • использовать систему заданий, способствующих формированию способностей к синтезу, анализу, классификации, сравнению;
  • разработать комплекс упражнений, формирующих алгоритмические и эвристические приёмы умственной деятельности;
  • использовать различные приёмы обучения, способствующие развитию словесно-логического мышления;
  • учитывать возрастные особенности учащихся;
  • работа по развитию словесно-логического мышления будет проводиться целенаправленно и систематически.

Определений понятия мышление в литературе много, но смысл их сводится к тому, что мышление – это функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Основными мыслительными операциями являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

Можно выделить три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе онтогенеза:

  1. Наглядно-действенное;
  2. Наглядно-образное;
  3. Словесно-логическое.

Остановимся более подробно на последнем, словесно-логическом мышлении. Данный вид мышления является пиком развития мышления у человека, он осуществляется при помощи понятий и логических операций, существует и функционирует на базе языковых средств человека.

Ребенок рождается, не обладая мышлением. В раннем детстве он начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Мыслительные действия в дошкольном возрасте предполагают установление связей между предметами для достижения цели.

Одна из основных линий развития мышления дошкольника, связанная с усвоением речи – формирование обобщений, которые первоначально возникают в процессе действия, а затем выражаются в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета (свойства, функции), что знаменует начало сложной логической переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира. Первые слова ребенка – это своего рода обобщения целого класса предметов или явлений на основании единичных признаков.

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления.

К семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. На данном этапе ребенок уже умеет оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

За первые три-четыре года обучения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

Ученики четвертого класса способны к высокому уровню обобщения, связанному с установлением соподчинения понятий: дети вычленяют более широкие и более узкие понятия, устанавливают связи между родовыми и видовыми понятиями.

Усваивая знания, школьник учится процессу образования понятий, т.е. овладевает умением строить обобщения не по сходными (какой бы мерой общности они ни обладали), а на основе абстрагирования существенных связей и отношений. Таким образом, овладевая понятием, школьник овладевает не только “абстрактной всеобщностью”, но и тем “сгустком утверждающих суждений”, который в нем заключен. Он овладевает умением развернуть эти суждения, переходить от понятия к понятию, т.е. рассуждать в собственно теоретическом плане.

В подростковом возрасте интеллектуальные процессы активно совершенствуются, происходит переход к формально-логическим операциям.

Постепенно перестраиваются процессы мышления, оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое (дискурсивное) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому.

В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между наглядно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

В подростковом возрасте вырабатывается словесно-логическое мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией.

Объектом моего исследования стали подростки, учащиеся 9-10-х классов, двух 9 и двух 10. Для определения уровня развития словесно-логического мышления из множества методик мной были выбраны две: тест Айзенка, состоящий из двух субтестов числового и словесного, каждый из которых рассчитан на 30 минут, и методика “Количественные отношения”, состоящая из 18 логических посылок, рассчитанная на 5 минут.

Проведение диагностического исследования в 9-10-х классах показало, что на начало 2009-2010 учебного года низкий уровень словесно-логического мышления имеют 19 человек из 52, средний – 22 учащихся и высокий – 11 человек.

Рис. 1

Исходя из полученных результатов, я приняла решение составить систему упражнений для развития словесно-логического мышления учащихся 9-10-х классов и продолжить обучение с применением данной системы упражнений (в трех классах с применением, в одном без применения).

Составленная мной система содержит 24 упражнения, которые возможно применять на различных этапах урока при изучении информатики на протяжении всего учебного года.

Одно из упражнений моей системы называется “Прямоугольники”, его суть состоит в том, что следует:

Нарисовать 6 прямоугольников, пронумеровать их.

  • разделить одной линией так, чтобы получилось 3 прямоугольника,

  • разделить двумя линиями так, чтобы получилось 5 прямоугольников,

  • разделить двумя линиями так, чтобы получилось 3 прямоугольника,

  • разделить одной линией на 2 треугольника,

  • разделить двумя линиями на 3 треугольника,

  • разделить двумя линиями на 4 треугольника.

Данное упражнение можно применять на различных этапах урока в 9-10-х классах: Приложение 1.

В конце 2009-2010 учебного года было проведено итоговое исследование, в результате были получены следующие данные.

Класс

Уровень развития словесно-логического мышления

Высокий

Средний

Низкий

4

5

2

7

6

1

10А

8

4

2

10Б

2

7

5

Рис.2

Проведение итогового диагностического исследования в 9-10-х классах показало, что уровень развития словесно-логического мышления учащихся возрос. Можно отметить, что низкий уровень словесно-логического мышления имеют только 10 человек из 52, средний – 22 учащихся и высокий – 21.

Рис.3

Для проведения более подробного анализа результатов исследования я представила полученные данные в виде графиков по каждому классу.

Рис.4

Из графиков видно, что уровень развития словесно-логического мышления повысился и в том классе, где занятия проводились без применения системы упражнений, но по сравнению с другими классами незначительно.

Таким образом, чтобы развивать словесно-логическое мышления учащихся на уроках информатики, следует:

  1. Выявить индивидуальные особенности каждого ученика;
  2. Использовать на уроке дифференцированные задания;
  3. Применять различные формы урока, а также использовать соревновательный момент;
  4. Создавать на уроке проблемные ситуации;
  5. Разработать систему упражнений для развития словесно-логического мышления;
  6. Применять различные комплексы нетиповых упражнений: ребусы, анаграммы, кроссворды;
  7. Использовать на уроках различные виды проверки знаний, умений, навыков учащихся;
  8. Проводить фронтальный опрос;
  9. Ставить в основу практических заданий на компьютере упражнения из разработанной системы.

Данных рекомендаций я стараюсь придерживаться на своих уроках, это позволяет мне развивать мышление учащихся и повышать успеваемость. Так как в 10-х классах изучение информатики началось с 2009-2010 учебного года, мониторинг успеваемости я там провести не могла.

Рис.5

Рис.6

Литература:

  1. Программы для образовательных учреждений. 2-11 классы. – М.: БИНОМ, 2006 с. 219-230.
  2. Угринович Н.Д. Программа курса информатики и информационных технологий для 10 – 11 классов на базовом уровне (переходный вариант) в общеобразовательных классах.
  3. Угринович Н. Д.. Информатика.: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2007 г.
  4. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д., – М.,: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 549 с.
  6. Базанова О.В. Урок-игра “В поисках клада” // Информатика и образование. – 2005 – №10.– С. 30 – 31.
  7. Бродская Е.В. Учимся играя // Информатика в школе. – 2008.– №4 .– С.17–22.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинений. – М.: Мир, 1982. – 312с.
  9. Голованова А.Н. Увлекательные задания // Информатика в школе . – 2006.– №8 .– С.3–5.
  10. Журова С.В. Занимательные задания по информатике // Информатика и образование. – 2008 – №6.– С. 44 – 45.
  11. Затапольский Д.М. Информатика в увлекательных задачках. –М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  12. Полякова Д.М. Урок с пользой // Информатика в школе.– 2007.– №8. – С.4–7.
  13. Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления // ИНФО. –1996.– 31.– С. 81-86.
  14. Костина М.М. Развиваем мышление // Информатика в школе. – 2006.– №4 .– С.21–25.
  15. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
  16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –Ярославль: ТОО Гринго,1995. – 240 с.