Цели урока:
- Закрепить знание теоремы Пифагора.
- Совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы Пифагора.
- Показать практическое применение полученных знаний.
- Воспитание интереса к математике через использование исторического материала.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: информационно-сообщающий, проблемный, практический.
Место урока: 5 урок по теме “Теорема Пифагора”
Оборудование урока:
- Ребус,
- карточки для индивидуальной работы,
- 5 чертежей для самостоятельной работы,
- эпиграф урока,
- карточки-задания для работы в парах
Ход урока
I Организационный момент:
Сегодня мы займемся решением задач по теме, которую вы расшифруете из данного ребуса.
II Актуализация знаний:
1. Фронтальная работа с классом. Теоретический опрос.
– Сформулируйте теорему Пифагора;
– Сформулируйте теорему Пифагора для а) треугольника MNK, N=90°,
б) треугольника PQF, Q=90°,
2. Индивидуальная письменная работа.
– Доказать теорему Пифагора (2 ученика);
– Найти гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами 3 и 4 см. Как называют такой треугольник?
3. Работа с учащимися, имеющими слабый уровень обученности (2 ученика).
Предлагается набор карточек с элементами формулировки и формулы теоремы Пифагора, кроме них еще несколько лишних элементов. Задание: собрать на магнитной доске правильную формулу и формулировку теоремы Пифагора.
4. Самостоятельное решение задач по готовым чертежам (5-7 мин).
Решение с последующей проверкой и обсуждением при необходимости.
Рис. 2 АВСD – параллелограмм. Найти: СD
Рис. 3 DЕ || АС. Найти: АС
Рис. 4 АВСD – трапеция. Найти CF
Рис. 5 Найти: ВD
Рис. 6 АВСD – квадрат. Найти: АО
Ответы к задачам:
III. Решение задач
Эпиграф урока:
Уделом истины не может быть забвенье,
Как только мир ее увидит взор.
И теорема та, что дал нам Пифагор,
Верна теперь, как в день ее рожденья.
1. Все задачи сегодняшнего урока являются старинными, их решение найдено уже много лет, а иногда и веков назад. Проверьте себя – учеников 21 века! Знание теоремы Пифагора вам пригодятся.
Предварительно 1 ученик делает небольшое сообщение по теме “Различные единицы измерения длины”
2. Мозговой штурм. Обсуждение коллективное. Оформление на доске 1 учеником.
1 Задача Древнекитайского ученого Цзинь Киу-чау (1250 лет до н. э.)
Бамбуковый ствол, в 9 футов высотой, переломлен бурей так, что если верхнюю часть его нагнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии 3 футов от основания ствола. На какой высоте переломлен ствол?
Решение: (9-а)2 =а2 +32 Ответ: 4 фута (1,22 м.)
Задача №2: Л. Пизанский (XII-XIII вв).
Две башни, одна высотой 40 футов, а другая – 30 футов, расположены на расстоянии 50 футов одна от другой. К расположенному между ними колодцу слетают одновременно с обеих башен две птички и, летя с одинаковой скоростью, одновременно прибывают к колодцу. Найти расстояние от колодца до башен.
Решение: 402 +x2=302+(50-x)2 , x=18. Ответ: 18 и 32 фута. ( 4,88 и 9,75 м,)
Задача №3: Из “ Арифметики” Магницкого (1703 г). Данную задачу, после прочтения, нужно перефразировать более привычным, современным языком.
Случися некоему человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота 117 стоп. И обреете лестницу долготою 125 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Ответ: 44 стопы.
3. Работа в парах.
№ 1. Старинная индийская задача:
Над озером тихим, с полфунта размером,
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Больше цветка над водою.
Нашел же рыбак его ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
Решение: <Рисунок 7>
Ответ: глубина озера 3,75 фута. (1,14 м.)
№ 2. Индусская задача из Бхасхары (1114 г.)
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре фута лишь была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола.
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
Как у тополя велика высота?
Решение: <Рисунок 8>
Ответ: 8 футов. (2,44 м.)
IV. Итоги урока:
Составление алгоритма для решения задач с применением теоремы Пифагора (Фронтальная работа).
- Указать прямоугольный треугольник;
- Записать для него теорему Пифагора;
- Выразить неизвестную сторону через две другие;
- Подставить известные значения, вычислить неизвестную сторону.
V. Домашнее задание:
Общее:
№486(а), №487 (учебник Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева “Геометрия, 7-9 классы”)
Индивидуальное:
№1. Задача древнекитайского ученого Цзынь Киу-Чау (1250 лет до н.э.).
В центре квадратного пруда, имеющего 10 футов в длину и ширину, растет тростник, возвышающийся на один фут над поверхностью воды. Если его пригнуть к берегу, то он достигнет берега своей верхушкой. Какова глубина пруда?
Ответ: 12 футов. (3,66 м.)
№2. Индусская задача из Бхасхары (1114 г.)
Цветок лотоса возвышался над поверхностью пруда на 4 фута, под напором ветра он скрылся под водой на расстоянии 16 футов от того места, где он раньше поднимался над водой. Какой глубины был пруд?
Ответ: 12 футов. (3,66 м.)
Творческое:
1) Найти в дополнительной литературе две старинные задачи по теме урока, с решениями.
2)Приготовить сообщение о первом русском учебнике математики и его авторе.