Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Необходимо создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.
Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается много. Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, необходимо было выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности обучающихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В нашей общеобразовательной школе есть творческие учителя и способные обучающиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов. Реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.
После изучения и обобщения опыта педагогов разных школ было принято решение организовать научно-исследовательскую деятельность через создание школьного научного общества.
Создание ШНО включало 2 этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы обучающихся с историей создания и деятельностью подобных обществ. Несколько месяцев было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура ШНО. На заседании педагогического совета и Совета старшеклассников школы были приняты Положения о ШНО и школьной научно-практической конференции. Согласно Положению, ШНО является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством педагогов.
Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности обучающихся. К ним относятся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- добровольность выбора темы учащимся;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности обучающихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.
В нашей школе ШНО “Умники и умницы” было создано в 2006 году. На сегодняшний день в обществе состоит 36 обучающихся 5-11 классов и 10 учителей. Его задачами являются:
- выявление наиболее одаренных школьников в различных областях науки;
- развитие их творческих способностей;
- активное включение школьников в процессы самообразования и саморазвития;
- совершенствование у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы;
- повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.
Нами были определены содержание и формы работы ШНО:
- составление программ, разработка проектов и тем исследований;
- удовлетворение персонального спроса участников ШНО на изучение интересующих их проблем;
- участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
- проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
- выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
- подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.
ШНО “Умники и умницы” состоит из 5 секций: краеведческой, историко-филологической, естественнонаучной, музыкально-художественной, начальных классов. Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы, рекомендованный МО учителей и представитель из числа обучающихся.
Возглавляет ШНО Совет общества, куда входят руководители секций. Совет общества планирует, координирует и осуществляет контроль деятельности предметных секций, принимаемые решения являются обязательными для всех членов ШНО. Для руководства текущей работой Совет собирается 1 раз в месяц.
Работа ШНО проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х направлениях: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам, изготовление наглядных пособий и др.); б) работа с обучающимися по отдельной программе (подготовка к олимпиадам и конкурсам, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей);
III направление – массовая работа (встречи с интересными людьми, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных недель, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях).
Создание научного общества позволило развить и реализовать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня. Проектные работы, выставляемые на школьные, районные и республиканские конференции затрагивают учебные и социальные проблемы, проблемы здоровья и пути его сохранения, проблемы культуры. Проекты ребят носят исследовательский, образовательный, творческий характер, разрабатываются коллективно и индивидуально, бывают как краткосрочными, так и долгосрочными.
За четыре года обучающимися создано более 40 проектов различных направленностей, которые были представлены на школьных научно-практических конференциях “Шаг в будущее”. Лучшие работы представляли школу на районных, республиканских и всероссийских конференциях и конкурсах.
Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.
Анализ деятельности ШНО свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания ученика. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников, реализовать их жизненные цели.