Поиск путей взаимодействия профессионального лицея № 31 и социальных партнеров с целью улучшения качества образования

Разделы: Администрирование школы


Проблема качества кадрового потенциала становится все более острой для большинства предприятий России. Осознание этого факта подтверждается принятием на государственном уровне программы модернизации российского образования.

Сегодня в нашей стране существует современная, востребованная экономикой и притягательная для молодежи, система начального профессионального образования. Образовательные учреждения НПО нашего города готовят достойное пополнение для предприятий города и области по самым востребованным на рынке труда профессиям.

С каждым днем растет потребность в молодых образованных специалистах рабочих профессий. Нужны не просто рабочие руки, а думающие, целеустремленные молодые люди, готовые активно трудиться на благо родного города и страны. Все, что сделано в городе, на селе, – сделано руками рабочего человека.

Сегодня главной целью начального профессионального образования является развитие творчески активной, конкурентоспособной личности. Пока современная российская система профессионального образования не обеспечивает конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда. Чтобы решить данную проблему, необходимо организовать систему социального партнерства, чтобы она, действительно, заработала.

Говоря сегодня о социальном партнерстве в масштабах России, регионов или муниципального образования, сразу сталкиваемся с проблемой в законодательной базе. Люди, проработавшие в данной системе не один десяток лет, понимают, что это, прежде всего положения о базовом предприятии, наставничестве, адаптационном периоде выпускников НПО и так далее.

В современной России реальность такова, что все хотят роста экономики. Эта цель благая и никто кроме нас, россиян – истинных патриотов, решать ее не будет. Поднять экономику с колен на ноги без высококвалифицированного специалиста – утопия.

Считаю, что решать подготовку квалифицированных специалистов в УНПО в рамках социального партнерства можно, но для этого необходимо начать со школы. Приведу такой пример. Проведение классных часов, посвященных встрече с интересными людьми: врачами, космонавтами, руководителями высокого ранга – это гордость для школы. А теперь давайте вспомним, кто из нас, сидя за партой, встречался с людьми рабочей профессии? Вряд ли кто вспомнит, за исключением разве что героев Социалистического труда, а их единицы. Современная школа шагнула дальше, она стала целенаправленно готовить выпускников для поступления в Вузы. Человек же рабочей профессии, который ходит в грязной спецовке, обделен достойным вниманием. Пригласить его в школу в таком виде не престижно. Мы не формируем у подрастающего поколения уважительного отношения к людям труда, не работаем на их авторитет, отодвигаем рабочие профессии на задний план, оставляя их как бы в запасе.

Королев С.П. не смог бы создать космическую ракету без людей рабочих профессий, многие открытия и свершения научно-технического прогресса были бы не реализованы и остались лишь на бумаге. Таким образом, быть рабочим человеком не менее важно и почетно.

При проведении социологических исследований в школах, не стоит забывать профориентационную работу, которая должна вестись как с учащимися, так и с родителями. Когда человек будет понимать свое предназначение, четко знать свои способности и возможности, тогда у него появится интерес к учебе и исчезнет та страшная опасность: “…– безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека. В.А. Сухомлинский”.

Общество должно понять, что надо поднимать престиж рабочего, иначе это общество бесперспективно. У родителей не должно быть интереса приобретения образования любой ценой для своих детей. Именно решая эти проблемы, мы сможем сократить число безработных на рынке труда. Человек должен заниматься тем, чем он может и хочет, а поможем ему в этом мы – педагоги совместно с родителями.

Проводя на протяжении нескольких лет социологические исследования, мы пришли к выводу, что основными причинами прихода учащихся в профессиональный лицей являются:

  1. Желание получить хорошую профессиональную подготовку;
  2. Стремление стать самостоятельным и материально независимым;
  3. Желание в будущем иметь хороший материальный заработок.

Исходя из этого, можно сделать заключение, что личность обучаемого и его семья должны выступать в качестве равноправных социальных партнеров образовательного учреждения.

Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для перехода к открытой системе профессионального образования, основанной на эффективно действующем механизме социального партнерства, согласующем интересы общества, экономике, образования личности.

Взаимодействие профессионального лицея и его социальных партнеров будет устойчивым лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Качество образовательного процесса в условиях социального партнерства должно соответствовать следующим критериям:

  • эффективности (были ли достигнуты поставленные цели);

  • актуальности (соответствует ли потребностям системы образования и рынка труда);

  • рациональности (были ли оправданы затраты и правильно ли были использованы средства);

  • устойчивости развития.

Переходя к основной теме социального партнерства, хочется начать с того, что ГОУ НПО ТО “ПЛ №31” на протяжении многих лет готовит специалистов только по договорам с Московской железной дорогой. У нас нет проблем с прохождением практики на предприятиях Московской железной дороги. Но существует такая проблема как оплата производственной практики, оплата за конкретно выполненный объем работ. Здесь возникает вопрос: как все это оплачивать, если согласно всем постановлениям правительства учебных отраслей расширение штатов быть не должно? Но ведь мы прекрасно понимаем, что без оплаты работы быть не может.

Работодатели предпочитают принимать на работу выпускников техникумов, лицеев и училищ, но считают, что на предприятиях существует потребность в дополнительных навыках рабочих. Важно, чтобы рабочий владел смежными специальностями, знал основы экономики, владел компьютером. Поэтому наше учреждение готовит группы с углубленным изучением информатики по специальностям “Дежурный по железнодорожной станции” и “Коммерсант на железнодорожном транспорте”, так как во всех отраслях производства идет внедрение компьютерной техники. Обучающиеся по профессиям “Помощник машиниста локомотива”, “Слесарь по ремонту подвижного состава”, “Электромонтер устройств СЦБ” с большим интересом изучают предмет “Автоматизация производства”. На современном этапе выпускники должны владеть новейшими информационными технологиями.

Лицей напрямую заключает договоры с Узловским центром занятости населения. Хотелось бы отдельно остановиться на работе центра занятости. Здесь на сегодняшний день осуществляется переподготовка незанятого населения, которая сводится к получению какой-либо специальности. После обучения человек теряет статус безработного, а какую профессию он получил и зачем никто не знает. Распространенным недостатком программ профессионального обучения является узкая специализация, неудовлетворяющая потребности развивающегося рынка труда. Развитием материальной базы для переквалификации или переобучения никто не занимается. Не лучше ли подготовить специалиста, вложив в него столько средств, сколько необходимо, чтобы он стал высококвалифицированным работником и за короткий срок окупил те затраты, которые были вложены в его обучение.

Опыт работы с незанятым населением также показывает, что граждане за приобретение престижной, востребованной профессии готовы платить лично. Здесь необходимо поставить вопрос о совместном финансировании при получении профессии, привлекая и третью сторону – работодателя или предприятие в целом.

Новое время требует новых подходов, и время дает нам шанс. Его нельзя упустить, не только потому, что от этого зависит благополучие учреждений системы профессионального образования, но в первую очередь потому, что формирование нового типа социального взаимодействия – залог получения учащимися тех профессий, которые будут востребованы на рынке труда, которые смогут обеспечить им достойную жизнь, работу, положение в обществе. А в этом и заключается одно из важнейших социальных предназначений системы профессионального образования.

Использованная литература:

  1. Сахаров В.И., Захаров Е.В. Взаимодействие образовательных учреждений с предприятиями// Журнал “Профессиональное образование. Столица”. – М.: 2009.– №7.
  2. Профтех не потерялся в первом образовательном цикле.// Журнал “Профессиональное образование. Столица”. – М.: 2009.– №9.
  3. Развивать социальное партнерство: по материалам Второго Всероссийского собрания социальных партнеров в области профессионального образования // Приложение к журналу “Профессиональное образование”.– М.: Институт развития проф.образования, 2002.-№7.