Для создания положительной эмоциональной обстановки, для поддержания и развития интереса к предмету на уроках такой строгой науки, как математика, возможно введением в их структуру занимательных моментов. Занимательность, по мнению Н.И.Лобачевского – необходимое средство возбуждения и поддержания внимания.
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Творческий труд позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость. Вместо изучения опыта прошлого и усвоения давно известных догм нужно позволить учащимся творить собственные знания в изучаемой области. Для воспитания творческой личности на уроках закрепления и систематизации изучаемого материала можно предложить учащимся целый ряд творческих заданий. Обучение учащихся умению их выполнять является основной частью умения применять математические знания.
- Составить задачу по теме “Десятичные дроби”, “Нахождение дроби от числа”, “Нахождение числа, по заданному значению его дроби”, “Признаки параллельности двух прямых”;
- Написать сказку или стихотворение;
- Составить кроссворд;
- Построить фигуру по теме “Координатная плоскость”;
- Составить объявление о розыске функции по теме “График функции”;
- Составить графический портрет сказочного героя по теме “График функции”.
Такие задания лучше всего давать детям на дом. А последующие уроки можно начать с представления наиболее интересных работ, что позволит разнообразить способ организации начала урока. Такие задания заинтересовывают и развивают детей, особенно в младшей и средней школе. Знания учащихся отличаются прочностью усвоения, лучше запоминаются культурно-исторические сведения. Кроме того, в кабинете можно организовать выставку творческих работ ребят.
Учебная занимательность дает разные результаты в зависимости от места и времени, которые она занимает в процессе обучения. Поэтому, готовясь к уроку, следует четко определить для себя, с какой целью привносится в урок тот или иной занимательный элемент.
Если предстоит урок, на котором требуется выполнить много однотипных упражнений, надо предусмотреть введение занимательных элементов в тот момент, когда мыслительный процесс пойдет на спад. В этом случае целесообразно планировать использование на уроке занимательных элементов не связанных напрямую с изучаемой темой. Здесь могут идти “в ход” задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, логические задачи, старинные задачи, различные игры. Таких задач можно найти великое множество в любой книге по занимательной математике.
Например, учащимся 5-6 классов очень нравится игра “Ай, да я”. К доске выходит несколько учеников и выстраивается в шеренгу. По очереди ребята начинают счет (когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает ученик стоящий первым). Числа кратные “7” и содержащие в записи цифру “7” произносить нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, произносит фразу: “ай, да я”. Тот из учащихся кто произнесет запрещенное число или скажет не вовремя фразу, выходит из игры, а счет начинается снова.
Занимательные моменты на уроках математики могут быть также непосредственно связанными с программным материалом.
Например, банальное задание из школьного учебника можно подать как игру при изучении функции. Учитель приглашает к доске ученика, дает ему карточку, на которой написана формула функции. На доске заготовлена таблица значений переменных х и у. Ученик из класса называет какое-нибудь значение переменной х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу, вычисляет соответствующее ему значение переменной у и вписывает его в таблицу. Другой ученик из класса называет значение переменной х. А ученик у доски вписывает в таблицу соответствующее значение у. Задача ребят в классе угадать формула заданной функции. Первый кто назовет формулу – выигрывает.
Скажем, на уроке по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” (5 класс), заметив, что дети утомились, выполняя однотипные упражнения, учитель предлагает ответить на тестовые вопросы. Записывает на доске число, например, 2,35 и просит ученика ответить на ряд вопросов.
- Назовите число, большее 2,35;
- Назовите число, меньшее 2,35;
- Представьте число 2,35 в виде суммы двух слагаемых;
- Представьте число 2,35 в виде суммы целой и дробной части;
- Назовите дополнение числа 2,35 до 3;
- Назовите дополнение числа 2,35 до 10;
- Назовите число, которое получится, если в данном числе 2,35 перенести запятую влево на один знак;
- Сравните получившееся число с 1.
Остальные учащиеся класса тоже принимают участие в тесте: они поднимают вверх оби руки, если задание выполнено правильно. Такая деятельность учащихся будет выполнять роль физ минутки.
А можно просто предложить детям задачу с интересной фабулой. Например, Баба – Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100г растертых волчьих когтей, 100г дегтя и 300г слез кикиморы. Какую часть волшебного зелья составляют слезы кикиморы? Или, сколько килограмм зелья получится?
Игра “Эстафета”
Эта форма работы очень эффективна в начале урока, когда надо быстро перестроить мысли ребят на рабочий лад, или повторить определенную тему, или занять ребят, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску ключевые моменты домашней работы.
Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причем самого разного уровня сложности, а также включать вопросы не математического характера (это делает эстафету более привлекательной для ребят). Задания следует подбирать с увеличением уровня сложности, чтобы создать ситуацию успеха для слабых учащихся.
Чтобы провести игру учитель предлагает ученикам комплект заданий, записав их на доске. Выполнять задания нужно не по порядку, а следующим образом: сначала всегда выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает учителю.
Первым трем учащимся, показавшим правильные ответы, можно поставить оценку “5”. После этого к доске пригласить ученика, успешно справившегося с эстафетой, который объяснит решение заданий. Прием ответов следует прекратить, если возникает подозрение в списывании друг у друга.
5-й класс
- Решите уравнение: х -3 =0.
- Вычислите: 8 -6: 2.
- Сколько распилов нужно сделать, чтобы бревно длиной 5 м распилить на куски по 1 м каждый?
- Найдите число, половина которого равна 1.
- Вычислите: (759 + 597) – 659.
5-й класс
- Найдите от 6.
- Найдите часа.
- Было 2 килограмма конфет. На Новый год съели этих конфет. Сколько осталось?
- При каких значениях a выполняется неравенство 1.
- Найдите мин.
7-й класс
- Вычислите: 0,4•3,75 + 0,4•6,25.
- Решите уравнение: ¦х-1¦=7.
- Укажите положительный корень уравнения: (х+5)(х+4)(х-2).
- Найдите натуральный корень: ¦х¦=5.
- Сколько человек тянули репку в сказке “Репка”.
Какой бы прием занимательности мы не использовали на уроке, важно соблюсти разумный баланс между развлекательными моментами и кропотливым трудом, так как дети, привыкшие слишком много играть на уроке, могут оказаться не готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом. Для формирования интереса к математике у учеников 5 – 6 классов занимательные элементы того или иного типа могут присутствовать на каждом уроке. В среднем звене школы процесс формирования вкуса к занятиям математикой должен завершаться. А старшеклассники должны понимать красоту этой науки без прикрас, получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, нестандартного подхода к стандартной задаче.
Литература:
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006.
- Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.
- Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1988.
- Математика. Учебно – методическое приложение к газете “1 сентября”. № 41, 2000.