Интегрированный урок (география + история) "Физико-географическая характеристика Восточно-Европейской равнины"

Разделы: География, История и обществознание


Форма урока: урок-панорама.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта Русской равнины, слайда, мультимидийная установка.

Цели и задачи урока.

  1. Сформировать знания о природе Русской равнины.
  2. Познакомить с приемом характеристики природного района.
  3. Познакомить учащихся с основными занятиями, бытом крестьян, их приспособленностью к природным условиям.
  4. Развитие логического мышления, памяти.

Проблема: Как природные условия влияли на жизнь, быт и традиции русского крестьянства.

Урок 1. География

Ход урока: Начать с мотивации

Музыка. Видео-зарисовка.

Слово учителя географии:

Край росистых лесов
И глазастых коней,
Россыпь рубленых сел,
Городов изваянья,
И брусничные ночи,
И россыпь огней.
Рассомашьи размашистые расстояния.

Объявить тему, цели проблему.

  • Сегодня мы приступаем к изучению природных районов.
  • Первый район, с которым мы познакомимся это Восточно-Европейская или Русская равнина.
  • Наша задача определить природные условия Русские равнины. Установить ПСС связи между компонентами природы в данном природном районе. Дать оценку природных условий.

Проблема: Какие природные особенности учитывали крестьяне при выборе местопоселения, в жизни и быту?

Вводное слово: На физической карте России ты без труда найдешь Русскую равнину.

Как ты представляешь себе ее? Какой зрительный образ возникает у тебя при первых словах о ней? Мысленно поднялись, над этой равниной и с высоты разгляди всю ее сразу, обратись к ее прошлому. Перед тобой земля, где зарождалось наше государство.

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас остался образ Русской равнины не просто как природного района, а как березы, как Родины!

Сегодня на уроке помогать мне будут мои консультанты. Они познакомят вас природой равнины. По ходу урока на доске мы составим ОК на доске.

Ваша задача составить ОК на контурных картах.

Задание № 1: Перед вами вопросы теста, на которые вы ответите в конце урока.

Русская Р – это ПК.

Задание № 2: Давайте восстановим в памяти план описания ПК.

План:

  1. ГП.
  2. Рельеф.
  3. Климат.
  4. Реки и озера.
  5. Почвы.
  6. Растения и животные.

Согласно этому плану изучим Русскую равнину.

Идут выступления учащихся.

Коррекция – тест

Да:…

Нет:…

На доске контроль и таблица оценок

Блеф-игра по теме “Восточно-Европейская равнина”

  1. Восточно-Европейская равнина сформировалась буквально перед появлением человека.
  2. Она неоднократно была подрежена деятельностью ледника.
  3. Ледник приходил трижды и не далее широты Ленинградской области.
  4. Фундамент равнины состоит из блоков разной высоты, которые и сейчас испытывают медленные вертикальные колебания.
  5. На Восточно-Европейской равнине не существует выхода кристаллического фундамента на поверхность, она вся покрыта осадочным чехлом.
  6. Центральная часть равнины вся полностью была покрыта ледником, что и сказалось на ее рельефе.
  7. Ледник нес в себе камни, песок, глину, и когда он растаял, образовались холмы, называемые моренами.
  8. Ледник выровнял неровности в низких местах, заполнив их песков, образовав зандровые равнины.
  9. Когда ледник отступил, Север Русской равнины приподнялся, и часть его выступила над территорией Северного ледовитого океана.
  10. Ладожское и Онежское озера образовались в углублениях платформы водами растаявшего ледника.
  11. Происхождение Чудского и Псковского озер отличаются от происхождения Ладожского озера.
  12. Среднерусская и Смоленско-Московская возвышенности образовались в результате поднятия фундамента платформы.
  13. Валдайская возвышенность и Северные Увалы образовались ледниковыми отложениями.
  14. Прикаспийская низменность образовалась путем выпахивания территории ледником.
  15. На равнине очень мало рек и текут они в основном в западном направлении.

Домашнее задание:

  • знать основные черты ГП, рельефа, климата;
  • объяснить связь между компонентами ПК;
  • прогноз – как изменилась природа района, если бы ГП было другим.

2 урок. История

I ч. – Слово учителя

II ч. – Доклады

III ч. – Театр

IV ч. – Итог. Решение проблемы

Ход урока: (вступление слово учителя)

Во время Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права 1861 г. Россия была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России.

Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложилась культура, русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал, ее закономерности отразились на быте, традициях, костюме.

Внимание вопрос.

Какие занятия о природе требовались крестьянину для его хозяйственной деятельности?

Практически наблюдая, знания о климате, гидрологии, почвоведении.

Вывод: Природные условия Восточно-Европейской равнины прямым образом влияют на жизнь, быт, традиции крестьян!

Глубже и шире узнать об этом помогут сообщения ребят.

Проблема: Прослушав сообщения, подумайте над вопросом:

Какие природные особенности учитывал крестьянин при выборе места населения, строительства в жизни и в быту?

Дети читают сообщения

Русская баня или мыльня

Необходимая принадлежность всякого порядочного двора была мыльная или баня.

Баня обогревала, давала исцеляющие многие недуги, пар, горячую воду.

Вся семья собиралась в баню как на праздник, крестясь на образа, и спрашивая себе благословление об избавлении от колдуна, от едуна.

Наиболее популярным временем банного мытья была пора с сентября по май. Топили исключительно березой. Детей приучали к бане, с 5 лет парили, массажировали березовым веником. Запаривали в бане крапиву, березовые почки, дубовые корешки, придавшие бани особый аромат. Баня закаливала организм, помогала от многих простудных заболеваний. Непременным ритуалом в быту был праздничный послебанный ужин, с обильным чаепитием.

Посмотрим на крестьянскую избу конца 19 века. Мы вошли в нее и первое, что увидит каждый русский – это красный угол образа, едва освещенные тлеющим огоньком лампадки. Таинственные и вместе с тем влекущие, не всегда понятные в своем верховном значении, святые образа в красном углу полутемной вечерней комнаты деревенского дома. Не зря и нарекли в российских деревнях “красный угол” торжественно и возвышенно: “святой”, “светлый”, “почетный”, “заступнический”, “сторожевой”.

Кушанья

Кушанья были просты и неразнообразны, хотя столы русские отличались огромным количеством блюд. Хлеб если преимущественно ржаной, ему приписывали больше питательности. Из кушаньев, приготовляемых из теста, первое место занимают пироги. Другой вид – паровой. Любимы были курник, оладьи.

Рушник – образец исконно русского творения…

Украшали полотенце, так щедро конечно не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отличая главные моменты его судьбы.

От 40 до 100 полотенцев необходимо было припасти к свадьбе, поэтому уже 8 – 9 летние девочки начинали готовить их. Самое большое, нарядное, “рукобитное” дарила девушка жениху в знак согласии невесты и ее родителей на брак. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд, привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто учувствовал в поездке, также были ими “намечали”: жених, и невеста держали, полотенце в руках дружка повязывал крест – накрест на груди, поезжане свои головные уборы. Во время свадьбы женихи и невесту ставили рядом. Руки молодых связывали полотенцем – это был символ брачных уз. Особым полотенцем отирали новорожденного. На нарядных полотенцах подносили хлеб-соль почетным гостям. Умирал человек – полотенцем покрывали гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение 40 дней после смерти выкладывали полотенце на подоконник, веря, что в нем отдыхает душа умершего. Полотенце вешали в часовнях, украшали праздничные березки, намогильные кресты.

Эту вещь так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали, солдаты дарили в дорогу “полотенышко”, как самое лучшее напутствие. И в будни они рядом “рукотеры”, “утиральники” всегда висят у умывальника.

А самыми нарядными украшали избу. Вешали в красный угол на образа или просто вдоль стен на крючки “настенники” - так называли их восточные славяне.

Крестьянская изба

Посмотрим на крестьянскую изюу конца 19 века. Мы вошли в неё и первое, что увидит каждый русский- это красный угол образа, едва освещённе тлеющим огоньком лампадки. Таинственные и вместе стем влекущие , не всегда пончтные в своём верховном значении, святые образа в красном углу полутёмной вечерней комнаты деревенского дома. Не зря и нарекли в россицских деревнях “ красный угол”, торжественно и возвышенно: “святой”, “почетный”, “заступнический”, “сторожевой”.

Слово учителя географии

Учитель географии: В деревне сложилась своя культура. Общество делилось по возрасту и полу на группы. Каждый знал свою работу и место для отдыха, и место в доме. Очень многие из нас, сегодняшних горожан имеют крестьянские корни. Там на погостах, остались наши деды и прабабушки. Они сумели через столетия пронести особенности нашей славянской и русской культуры, языческие и религиозные праздники, традиции.

С фрагментами некоторых из них мы сейчас и познакомимся.

Готовность! “Выключить в зале свет!”

Выход тетки Марии (учитель истории)

Приход девиц

Приход парней

Игры. Загадки.

Ход “посиделок”

- Здравствуйте, тетка Марья!

- Здравствуйте, девчонки, здравствуйте красавицы! Покудельничать пришли, поиграть. Продрогли, небось! Старики говорили: - И март на нас садится, коли на Евдокей мороз прилучится. Я самоварчик поставлю, а вы садитесь.

- Ходили мы, тетка Марья на Евдокию весну кликать. Девки, бабы, народу было! Да снег- то о пригорков собирали, говорят сила в нем цементная от недугов лечит!

- Ох-ох, девоньки. Спойте мне песню вашу девичью, хороводную. (девочки каноном поют “Со вьюном я хожу”)

- Ну потешили, вы меня, молодость мою напомнили.

- Тетка Марья, никак грачи летят? (прислушиваясь).

- Говорят, если на “грачовники” грачи прилетят прямо на гнездо, то весна дружная будет!

- Твоя, правда!

- А, правда, тетка Марья, что на грачовники кикиморы делаются ручными, да смирными, и что только в этот день можно их уничтожать?

- Тоже верно!

- Расскажи, тетка Марья о кикиморах! (C. 248. сказание русск. нар. Сахаров Ш.Р).

- Что притихли, девоньки? Страшно! Давайте чай пить! (Стук в дверь, входят юноши). Здороваются, девки бросают работу.

- А давайте в игры играть! (Дергачи с 163, сижу – посижу, с. 179)

- А давайте загадки отгадывать?

  1. Под лесом, лесом комсы висят, девиц красят, молодцов пленят (Серьги)
  2. Под полом, полом, ходит барыня с колом (мышь).
  3. Сивая кобыла по торгу ходила, к нам пришла по рукам нашла (Сито)
  4. Четыре четырке. Две растопырки, седьмой вертун, два стеклышка в нем. (Корова)
  5. Чего через избу не перекинешь? (Перо)
  6. Чего к избе не приставить? (Дорогу)

- Ох, ребятушки, поздно уже. Пора и честь знать.

- Тетка Марья, можно мы завтра придем?

- Заходите, соколики, заходите девицы!

(Прощаются).

- Подведение итогов и заключающее слово учителя истории:

Вот так проходили в деревнях центр России. девичьи посиделки, где девушки не только готовились к будущему замужеству, но и развлекались. Вам понравилось?

Что к чему? (дети делятся впечатлениями) что вы узнали для себя нового? Какие чувства вы испытывали от увиденного и услышанного?

Итак, давайте вернемся к вопросу. (Дети сами делают обобщения и выводы)

Домашнее задание разно-уровневое:

БУ (базовый уровень) § ученика;

ПУ (повышенный уровень) § ученика + выписать народные приметы в марте;

УУ (углубленный уровень) § ученика + творческая работа (аппликации, рисунки) к уроку или сочинение.