Цели и задачи урока:
Основная цель – приобщение учащихся к истокам богатейшей, самобытной культуры русского народа, воспитание духовно богатой личности. Программа "Русская традиционная кукла" способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей, многим поможет в социальной адаптации.
Цель достигается решением следующих задач:
- Образовательные задачи дают развитие личности ребенка, через вхождение его в мир русской культуры со знанием истории своего народа. Понятие о народных промыслах как ремесле способствует профориентации старшеклассников.
- Приобщение к народному творчеству и народным традициям формирует в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм…..
Инструменты и материалы для работы: ткани для изготовления куклы, нитки, ножницы.
Межпредметные связи: литература, история, геометрия, искусство.
Ход урока
I.Организационный момент
– Приветствие
– Проверить присутствующих в классе
Проверить готовность учащихся к уроку
II.Сообщение темы урока.III.Физкультминутка (гимнастика для глаз)
IV.Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
- Что Вы знаете о кукле? Когда она появилась, какие материалы используются для изготовления куклы?
- Как Вы думаете, сможем ли мы сейчас на уроке сделать куклу?
Исторический очерк по теме: “Русская кукла”.
КУКЛА — первая среди игрушек. Она
известна с глубокой древности, оставаясь вечно
юной. Ее история прослеживается со времен
строительства египетских пирамид до наших дней.
На нее не влияет время, она по-прежнему находит
свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых
заснеженных арктических просторов до знойных
безводных песков пустынь, кукла — неизменный его
спутник. Она проста, но в этой простоте таится
великая загадка. Кукла не рождается сама: ее
создает человек. Она обретает жизнь при помощи
воображения и воли своего создателя. Являясь
частью культуры всего человечества, кукла
сохраняет в своем образе самобытность и
характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной народной
куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние
корни возникновения куклы. Изначально она
служила и тотемом, и обрядовым символом,
превратившись позднее в детскую игрушку.
Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Кукольное ремесло сохранило знание о том, что человек способен творить волшебные вещи, оживлять и одушевлять простые предметы, делая их своими помощниками, и радовать своих близких. Традиционные куклы соединяют в себе игровое и обережное значение, и то и другое для человека очень важны.
Кукла творится по образу человека и содержит в себе характерные черты культуры создающего ее народа. Русские традиционные куклы передают образ мира наших предков, в котором главным было представление о том, что у человека есть душа, а у души есть потребность звучать, играть и летать. Те события, переходы, обряды и явления мира природы, которые отражены в разных куклах, складываются в именно такой образ мира, в котором эти потребности души могут воплотиться.
Дети, играя с куклами, отыгрывают действительную жизнь, учатся жить в той культуре, которая отражена в игрушке. А взрослые, глядя на играющих детей, вспоминают это счастливое состояние и даже могут в него возвращаться. Не зря нам кажется, что жить играючи – это что-то очень близкое к мечте.
Если в вашем доме поселились куклы, или вы подарили куклу близкому человеку – значит, в мире стало чуть больше места, где может жить душа, и у вас появились помощники, которые делают вашу жизнь лучше и счастливее.
Презентация №1. (Просмотр слайдов)
Формирование знаний и умений. Объяснение + показ практических приемов.
Сегодня на уроке мы изготовим куклу – лошадку. Подробный показ.
Презентация №2. (Просмотр слайдов)
VI. Продолжение формирования знаний и умений.
Практическая работа: “Изготовление русской народной куклы” (по инструкционной карте).
Сейчас мы сделаем куклу. Выполним аккуратно, с любовью! У каждого из вас есть лоскутки, нитки, т.е. все материалы для работы. Из них вы и сделаете эту куклу! Каждый из вас в изготовление своей куклы вложит всю душу. У каждого из вас она получится своя, особенная. Вот по этому, наверное, куклы, выполненные своими руками, индивидуальные, и дороги каждому ребенку. Удачи!
Инструкционная карта “ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ – ЛОШАДКА”– раздается на каждый стол, на экране показ презентации.
VII. Закрепление знаний, умений.
Беседа.
- Что такое кукла – оберег? (Охраняет от дурного глаза, отводит беду)
- Почему играли в самодельные куклы? (Делались из маминой рубахи, хранили мамино тепло)
- Из каких тканей делалась кукла? (Х/б)
- Как подготавливалась ткань к работе (В старину ножницы не применялись, ткань рвалась руками.)
- Какие нитки применялись? (Крепкие)
VIII. Самоанализ урока.
Ребята оценивают выполненную работу