С 1 января 2009 года в нашем городе начал работать Новый образовательный центр 0– Школа для старшеклассников.
В условиях появления нового образовательного учреждения (НОЦ) в образовательном пространстве города, когда выпускники основной школы неизбежно будут уходить из школы, школе необходимо выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить качественную подготовку выпускников основной школы, во-вторых, сделать школу привлекательной для учащихся.
Кроме того, для обеспечения эффективности работы НОЦ особую важность приобретает решение задачи самоопределения и обоснованного осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории выпускников основной школы.
Поэтому для школы в настоящий момент весьма актуально решение проблемы повышения мотивации и качества образования на основной ступени, формирование системы обучения, способствующей осознанному выбору выпускниками образовательных маршрутов.
Тема экспериментальной деятельности:
Повышение мотивации и уровня обученности у учащихся основной школы.
Цель:
- Создание условий для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение выпускников основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
- Формирование образованной личности, стремящейся в течение всей жизни приобретать знания.
Задачи:
– отработка предметно-поточной организации
обучения учащихся основной школы;
– разработка системы педагогического,
психолого-педагогического и административного
мониторинга;
– повышение компетентности педагогов по
вопросам учебной мотивации, трудностей обучения
учащихся основной школы, самоопределения;
– изучение и внедрение адекватных и наиболее
эффективных педагогических технологий,
способствующих повышению качества
образовательного процесса;
– развитие системы дополнительного образования.
Модель предметно-поточной организации образовательного процесса.
Обучение всех детей в классах по единым программам не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне своих интеллектуальных возможностей. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки.
Для реализации ППОО (предметно-поточной организации обучения) необходимо:
- Изучить теоретические основы ППОО;
- Разработать необходимые нормативно-правовые акты;
- Разработать необходимо организационное и методическое обеспечение.
- К числу задач, для решения которых в классах основной школы планируется внедрение ППОО относятся:
- Обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней (межгрупповой) уровневой дифференциации;
- Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся;
- Формирование личностных качеств учащихся: самостоятельность, ответственность за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки;
- Подготовка учащихся к профильному образованию на старшей ступени обучения.
Общие принципы, на которых строится ППОО:
- Обучение в удобном для учащихся темпе, на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала.
- Учет особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных интересов.
- Предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.
Все без исключения учащиеся могут учиться, однако, они оказываются неспособными учиться так, как предписано определенной программой, учебником или учителем.
Опыт других территорий, внедряющих ППОО, в том числе и собственный опыт школы, позволяет утверждать, что для многих учащихся одной из важных причин снижения мотивации являются сложившиеся в школе общие для всех условия обучения: работа учителя с целым классом, на среднестатистического ученика, родители, незнающие как помочь своим детям, сверстники, отвечающие более быстро… однако, если использовать ППОО, то учебные возможности учащихся будут реализовываться более эффективно.
Важной проблемой дифференциации образования является обоснование уровней обучения. В практической деятельности уровень содержание образования определяется следующим: уровень учебного плана, уровень учебной программы, уровень учебного материала. Среди используемых в школе программ можно выделить программы базового уровня и программы расширенного (повышенного уровня сложности). Программы базового уровня включают в себя основное теоретическое содержание изучаемой науки. Повышенный уровень отличается ориентацией на более глубокое овладение способами продуктивной деятельности учащихся (большая доля практических занятий) и знакомство с методологическими знаниями.
Предлагаемая для реализации модель представляет собой объединение двух видов дифференциации обучения по уровню развития и сформированности учебных навыков. При изучении ряда учебных дисциплин (математика, русский язык, литература) вся классная параллель перегруппируется. Образуется три временные сводные группы, три потока “А”, “В” и “С”.
Для параллели разрабатываются три варианта учебных программ разного уровня: для поток “А” – базовый уровень обучения, для потока “В” – расширенный, для потока “С” предусмотрен базовый уровень обучения с учетом недостаточного уровня обученности, и ликвидация пробелов в знаниях.
Каждый ученик, опираясь на свои склонности, интересы, ценностные ориентации до начала обучения в 8-м классе выбирает уровень обучения и объем программы, по которой он хотел бы изучать предмет (для этого в 7ом классе вводится факультатив для учащихся, желающих испытать свои возможности для обучения на повышенном уровне). Занятия в группах одновременно ведут три разных учителя по разноуровневым программам базового стандарта. Программы утверждаются на экспертно-методическом совете ГУО или методическом совете школы. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стандарта в своем коллективе.
Реализация данной модели позволит, не нарушая классных коллективов:
- Эффективнее организовать образовательный процесс для учащихся с разными способностями и потребностями в образовании,
- Учащимся определить уровень готовности к обучению в профильном физико-математическом классе,
- Родители смогут более четко представить возможности и склонности своего ребёнка перед выбором профиля.
- Позволит школьникам более успешно заниматься в дальнейшем в профильном классе.
Внедрение ППОО поставит перед школой некоторые нетрадиционные задачи, которые касаются составления расписания уроков и формирования потоков разноуровневого обучения. Для их успешного разрешения необходимо будет разработать нормативно-правовую базу. Кроме того повысится ответственность и требования к педагогам, осуществляющих ППОО.
В 2009 -2010 учебном году по такой модели в нашей школе начали обучение учащиеся 8-х классов, (в 2010-2011 году – 9 классы). Вся параллель была разделена на 4 группы по математике (алгебра и геометрия) и четыре группы по русскому языку и литературе. На параллели работает 4 учителя математики и 4 учителя русского языка и литературы. Урок в расписании ставится одновременно всем классам. Первые две недели учебного года даются учащимся на возможность перехода из группы в группу. Следующий переход возможен только по окончании четверти и на основании решения педагогического консилиума. Для урегулирования таких переходов на Методическом совете школы было принято Положение о группах при предметно – поточном обучении. Для формирования групп при ППО в 7 классах (2009-2010 уч. год – 8 классы) был организован мониторинг обученности учащихся 7 классов по русскому языку и математике (т.к. по этим предметам произойдет переход на ППО), учитывались результаты мониторинговых обследований учащихся с 2006 года, которые проводятся ежегодно в Пермском каре. В течение учебного года администрацией проводились срезовые работы по русскому языку и математике, с целью выявления уровня обученности учащихся и формирования рейтинга. Результаты мониторинга показали, что учащиеся одного и того же класса имеют различный уровень подготовки по предмету. Для рекомендации распределения по группам был составлен рейтинг обученности.
По результатам рейтинга было принято решение о формировании групп трех видов:
Группа углубленного изучения предмета;
Группа расширенного изучения предмета;
Группа базового изучения предмета.
По итогам обученности учащихся получился следующий количественный состав групп:
Группа | Русский язык | Математика |
Углубленная (1 группа) | 28 | 28 |
Расширенная (2 группа) | 26 | 26 |
Расширенная (3 группа) | 26 | 24 |
Базовая (4 группа) | 21 | 23 |
Для разъяснения целей и задач ППО было проведено 2 родительских собрания в каждом классе, классные часы и индивидуальные собеседования с родителями и учащимися. На данных встречах до родителей были доведены сведения об итогах мониторинговых обследований учащихся с 2006 по 2008 годы, а также результаты срезовых работ по математике и русскому языку, промежуточный и итоговый рейтинг учащихся, рекомендации распределения по группам.
На родительских собраниях были представлены учителя, которые будут работать в каждой из групп. Родителей ознакомили с особенностями каждой группы и требованиями к обучению.
Для решения спорных вопросов разработано и утверждено на Методическом совете школы “Положение о группах при предметно-поточном обучении”.
Такая форма организации учебной деятельности требует обязательного психолого -педагогического сопровождения.
Для отслеживания результатов влияния организации учебного процесса на функциональное состояние и здоровье детей использовались:
- Анкетные методы, рекомендованные ПКИПКРО, авторы: Лядова Н.В., Пастухова О.М., Гарсия Э.Н. (Пермь 2008)
- ШТУР – 2 (школьный тест умственного развития – версия 2.0), авторы: Гуревич К.М., Акимова М.К., Борисова Е.И., Захарин В.Г, Козлова В.Т., Логинова Г.П., Раевский А.М.
- Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модификация опросника Ч.Д. Спилберга).
- Адаптировнный вариант опросника С.Айзенк для детей и подростков – EPI(c).
Определение состояния утомления и работоспособности проводилось с целью оценки функционального состояния ЦНС учащихся, выявления учеников, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других и которые могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающемуся невротическими расстройствами, для оценивания рациональной организации уроков и расписания.
Анализ первого года обучения по такой форме показал:
- Все учащиеся параллели имеют 100% успеваемость по математике и русскому языку
- Качество знаний учащихся группа углубленного и расширенного уровня остается стабильным, а качество знаний учащихся группы базового уровня имеет небольшой рост.
- По мнению учащихся – обучение в группе своего уровня дает им возможность более глубоко изучить предмет или наоборот тем работы вполне позволяет изучить предмет на базовом уровне.
- В течение учебного осуществлялся переход учащихся из группы в группу, т.к. результат работы учащихся, их стремлении и желание позволяет им заниматься в группе более высокого уровня.
Результаты психолого-педагогического сопровождения показали:
- Большинству учащихся 8-х классов характерно состояние эмоционального благополучия, что позволяет им успешно справляться с учебными нагрузками без вреда психическому здоровью;
- Большинство учащихся в течение учебного года успешно адаптировались к новым учебным условиям, и испытывают уровень тревожности свойственный для нормальной познавательной деятельности;
- В течение всего учебного года уровень мотивации к обучению в школе у учащихся 8-х классов изменился в положительную сторону.
Но при этом в течение учебного года и возникал ряд проблем:
- Смена учителя, изменение требований, стиля преподавания, смена ученического коллектива (на математике – одна группа, на русском и литературе – другая группа) – как следствие увеличение периода адаптации учащихся к новой форме обучения.
- дополнительная нагрузка учителя при работе с классными журналами – для каждый группы заведен отдельный журнал – информацию из которого необходимо перенести в журнал класса.
В 2010 -2011 учебном году работа в этой параллели классов по такой форме обучения продолжена. Первая половина этого учебного года показывает, что учащиеся стали более серьезно относиться к учебной деятельности.