Цели урока:
- Закрепить умножение и деление многозначных чисел на однозначное. Продолжить знакомство с решением текстовых задач и уравнений.
- Использовать исторические факты для сравнения математических величин.
- Развивать коммуникативное умение, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий.
- Воспитывать нравственные качества: патриотизм, любовь к своей Родине, доброту, умение сопереживать, умение договариваться друг с другом..
Оборудование:
Слайды с заданиями и задачами( презентация), карта, карточки с заданиями, учебник, книги для выставки, письма из архива музея, костюм и фуражка ветерана войны.
Ход урока
1.Организационный момент.
– Сегодня мы проведем необычный урок математики. А урок начнем с улыбки. Подарите улыбки друг другу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей).
– Перед вами план нашей работы.
План:
1.Организационный момент.
2.Устный счет.
– Индивидуальная работа.
3. Решение целей и задач урока.
– Задача.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление пройденного.
– Работа в парах. Уравнения.
6. Работа по учебнику.
– Работа по рядам. Примеры №25 с. 7.
7. Работа в группах.
8. Самостоятельная работа.
– Задача. Выводы.
9. Итог урока.
– Анализ. Оценка своей деятельности. Домашнее задание.
– Ребята, обратите внимание на экран. (На экране видео о войне ).
– Итак, о чем мы будем говорить на уроке?
– Да, на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Как вы думаете, почему? В этом году весь мир отмечает 65-летие Победы над фашизмом (выставка книг, рисунков, плакатов, экспонатов из школьного музея)
2. Итак, устный счет.
– Кто хочет проверить свои знания? (индивидуальная работа по карточкам).
– А все остальные выполним задания вместе.
220:10=22, 1500+ 441=1941, 160: 40= 4.
– Ребята, что вы можете сказать об этих числах? (ответы детей). Верно, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Предлагаю послушать голос Левитана. (Слайд с голосом Левитана).
Фашистская Германия двинулась на нашу страну в трех направлениях (показ на карте):
1 направление – “Север” – чтобы захватить Ленинград и весь север страны.
2 направление – “Центр” – на Москву.
3 направление – “Юг” – чтобы захватить юг нашей страны.
– А мы, ребята, рассмотрим движение “Центр”, которая называлась битвой за Москву.
– (Слайды с изображениями орудий и техники)
а) представьте числа в виде разрядных слагаемых и узнаете количество оружия и техники, которая использовалась в Московском направлении.
995=… | 1700=… |
7635=… | 14024=… (орудий и минометов) |
б)
607+70= 677 1400-10= 1390 (самолетов)
в) назовите эти числа:
1 250 000 1 929 406 (человек). Сравним количество людей и оружия к началу войны между советскими и фашистскими армиями.
– Ребята, что вы заметили?
– Как видите превосходство фашистской армии над советскими было налицо.С такой многочисленной армией напала на Советский Союз фашистская Германия.
3. Решение целей и задач урока.
А теперь перейдем к решению задачи.
Открываем тетради, записываем число, классную работу. Я предлагаю задачу.
Задача.
Все москвичи от мала до велика встали на защиту родного города.(Слайд с задачей).
Из жителей Москвы было сформировано 12 батальонов народного ополчения,56 истребительных батальонов, 25 рабочих. Сколько всего батальонов встали на защиту Москвы? В 1 полку =3 батальона. Сколько всего полков участвовало?
– Что известно в задаче?
– Какой вопрос задачи?
Решите самостоятельно.
4. Физкультминутка (танцевальные упражнения под песню “Катюша”)
5. Закрепление изученного материала.
Работа в парах. Уравнения.
– Решив уравнения, узнаем некоторые данные о войне.
1700-х=923 | 14024-х=13727 | 1929406-х=1774406 |
х = 777 | х = 297 | х = 155000 |
Слайд.
Под Москвой враг потерял ------– танков.
------– орудий
------– людей
Под Москвой враг потерял 777 танков, 297 орудий и минометов, 155000 человек, 1500 самолетов.
6. Работа по учебнику с.7 №25.
Работа по рядам. Примеры. (Решив примеры на доске, заполняем таблицу, получаем слово ПАНФИЛОВЦЫ). Слайд.
– Ребята, может вы слышали, кто такие панфиловцы?
Это солдаты 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал– майора В.И.Панфилова. Их было всего 28 , которые стояли до последнего. Ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки врага, подбили 50 танков. Всем присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд. Именно слова политрука Клочкова остались в памяти людей на все века.
“Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва”
7. Работа в группах.
Победу приближали и женщины, и дети, и старики. Они работали, выращивали хлеб, ковали оружия, строили танки, а главное писали письма. Сегодня перед вами письмо военных лет. В таких треугольных конвертах солдаты отправляли письма домой. Я тоже написала вам письма. Вот они. Только в них задания для работы в группах.
1группа. Решите задачу.
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 000 сел и деревень, 32 000 взорванных заводов и фабрик. Сколько всего ущерба нанесла война?
2 группа. Выразите в метрах.
На войне были взорваны 65 000 километров железнодорожных путей. Сколько это метров?
3 группа. Выразите в минутах.
Война – это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты, которые стояли у станка по 20 часов в день. Сколько это минут?
4 группа. Решите задачу и выразите в метрах.
Война. От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600км. Сколько это всего километров? А сколько метров?
Да, если считать по прямой.
Кажется мало, правда!
Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками, по-пластунски – 4 года -1418 дней. (Слайд)
5 группа. Выразите в часах.
Битва за Москву началась 30 сентября 1941 года и закончилась 20 апреля 1942 года. Длилась 203 дня и ночи, т.е. суток. Сколько это часов?
8. Самостоятельная работа.
Задача.
Жители нашего района тоже не остались в стороне. Из нашего Салаватского района ушли на войну 8500 человек. Из них не вернулись 3000 человек. Сколько всего воинов вернулись домой? (показать героев нашего района).
Трое из них стали Героями Советского Союза:
Гайфуллин А.З.
Головин А.С.
Утягулов З.Т.
Полными кавалерами орденов Славы:
Харисов Ф.Х.
Пепеляев П.К.
Мы должны чтить память тех, кто отдал свою жизнь ради нашего будущего. Светлая им память! Пусть не будет никогда войны!
9. Итог урока.
И вот пришла Победа.
– Когда это произошло? (9 мая Слайд)
Да, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа.
– Что нового вы узнали для себя на уроке?
– Посмотрим, справились ли мы со всеми видами работ? Оцените себя:
– Красные звездочки возьмите те, кто очень доволен своей работой.
– Синие звездочки – кто работал хорошо, но не справился с некоторыми видами работ.
– Желтые звездочки – кто сомневается в оценке своей работ
Домашнее задание №26.с.7. Спасибо за урок.