Умножение и деление многозначных чисел на однозначное. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Закрепить умножение и деление многозначных чисел на однозначное. Продолжить знакомство с решением текстовых задач и уравнений.
  • Использовать исторические факты для сравнения математических величин.
  • Развивать коммуникативное умение, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий.
  • Воспитывать нравственные качества: патриотизм, любовь к своей Родине, доброту, умение сопереживать, умение договариваться друг с другом..

Оборудование:

Слайды с заданиями и задачами( презентация), карта, карточки с заданиями, учебник, книги для выставки, письма из архива музея, костюм и фуражка ветерана войны.

Ход урока

1.Организационный момент.

– Сегодня мы проведем необычный урок математики. А урок начнем с улыбки. Подарите улыбки друг другу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей).

– Перед вами план нашей работы.

План:

1.Организационный момент.
2.Устный счет.
– Индивидуальная работа.
3. Решение целей и задач урока.
– Задача.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление пройденного.
– Работа в парах. Уравнения.
6. Работа по учебнику.
– Работа по рядам. Примеры №25 с. 7.
7. Работа в группах.
8. Самостоятельная работа.
– Задача. Выводы.
9. Итог урока.

– Анализ. Оценка своей деятельности. Домашнее задание.

– Ребята, обратите внимание на экран. (На экране видео о войне ).

– Итак, о чем мы будем говорить на уроке?

– Да, на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Как вы думаете, почему? В этом году весь мир отмечает 65-летие Победы над фашизмом (выставка книг, рисунков, плакатов, экспонатов из школьного музея)

2. Итак, устный счет.

– Кто хочет проверить свои знания? (индивидуальная работа по карточкам).

– А все остальные выполним задания вместе.

220:10=22, 1500+ 441=1941, 160: 40= 4.

– Ребята, что вы можете сказать об этих числах? (ответы детей). Верно, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Предлагаю послушать голос Левитана. (Слайд с голосом Левитана).

Фашистская Германия двинулась на нашу страну в трех направлениях (показ на карте):

1 направление – “Север” – чтобы захватить Ленинград и весь север страны.

2 направление – “Центр” – на Москву.

3 направление – “Юг” – чтобы захватить юг нашей страны.

– А мы, ребята, рассмотрим движение “Центр”, которая называлась битвой за Москву.

– (Слайды с изображениями орудий и техники)

а) представьте числа в виде разрядных слагаемых и узнаете количество оружия и техники, которая использовалась в Московском направлении.

995= 1700=
7635=… 14024=… (орудий и минометов)

б)

607+70= 677 1400-10= 1390 (самолетов)

в) назовите эти числа:

1 250 000 1 929 406 (человек). Сравним количество людей и оружия к началу войны между советскими и фашистскими армиями.

– Ребята, что вы заметили?

– Как видите превосходство фашистской армии над советскими было налицо.С такой многочисленной армией напала на Советский Союз фашистская Германия.

3. Решение целей и задач урока.

А теперь перейдем к решению задачи.

Открываем тетради, записываем число, классную работу. Я предлагаю задачу.

Задача.

Все москвичи от мала до велика встали на защиту родного города.(Слайд с задачей).

Из жителей Москвы было сформировано 12 батальонов народного ополчения,56 истребительных батальонов, 25 рабочих. Сколько всего батальонов встали на защиту Москвы? В 1 полку =3 батальона. Сколько всего полков участвовало?

– Что известно в задаче?

– Какой вопрос задачи?

Решите самостоятельно.

4. Физкультминутка (танцевальные упражнения под песню “Катюша”)

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах. Уравнения.

Решив уравнения, узнаем некоторые данные о войне.

1700-х=923 14024-х=13727 1929406-х=1774406
х = 777 х = 297 х = 155000

Слайд.

Под Москвой враг потерял ------– танков.

------– орудий

------– людей

Под Москвой враг потерял 777 танков, 297 орудий и минометов, 155000 человек, 1500 самолетов.

6. Работа по учебнику с.7 №25.

Работа по рядам. Примеры. (Решив примеры на доске, заполняем таблицу, получаем слово ПАНФИЛОВЦЫ). Слайд.

– Ребята, может вы слышали, кто такие панфиловцы?

Это солдаты 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал– майора В.И.Панфилова. Их было всего 28 , которые стояли до последнего. Ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки врага, подбили 50 танков. Всем присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд. Именно слова политрука Клочкова остались в памяти людей на все века.

“Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва”

7. Работа в группах.

Победу приближали и женщины, и дети, и старики. Они работали, выращивали хлеб, ковали оружия, строили танки, а главное писали письма. Сегодня перед вами письмо военных лет. В таких треугольных конвертах солдаты отправляли письма домой. Я тоже написала вам письма. Вот они. Только в них задания для работы в группах.

1группа. Решите задачу.

Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 000 сел и деревень, 32 000 взорванных заводов и фабрик. Сколько всего ущерба нанесла война?

2 группа. Выразите в метрах.

На войне были взорваны 65 000 километров железнодорожных путей. Сколько это метров?

3 группа. Выразите в минутах.

Война – это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты, которые стояли у станка по 20 часов в день. Сколько это минут?

4 группа. Решите задачу и выразите в метрах.

Война. От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600км. Сколько это всего километров? А сколько метров?

Да, если считать по прямой.

Кажется мало, правда!

Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками, по-пластунски – 4 года -1418 дней. (Слайд)

5 группа. Выразите в часах.

Битва за Москву началась 30 сентября 1941 года и закончилась 20 апреля 1942 года. Длилась 203 дня и ночи, т.е. суток. Сколько это часов?

8. Самостоятельная работа.

Задача.

Жители нашего района тоже не остались в стороне. Из нашего Салаватского района ушли на войну 8500 человек. Из них не вернулись 3000 человек. Сколько всего воинов вернулись домой? (показать героев нашего района).

Трое из них стали Героями Советского Союза:

Гайфуллин А.З.
Головин А.С.
Утягулов З.Т.

Полными кавалерами орденов Славы:

Харисов Ф.Х.
Пепеляев П.К.

Мы должны чтить память тех, кто отдал свою жизнь ради нашего будущего. Светлая им память! Пусть не будет никогда войны!

9. Итог урока.

И вот пришла Победа.

– Когда это произошло? (9 мая Слайд)

Да, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа.

– Что нового вы узнали для себя на уроке?

– Посмотрим, справились ли мы со всеми видами работ? Оцените себя:

– Красные звездочки возьмите те, кто очень доволен своей работой.

– Синие звездочки – кто работал хорошо, но не справился с некоторыми видами работ.

– Желтые звездочки – кто сомневается в оценке своей работ

Домашнее задание №26.с.7. Спасибо за урок.

Презентация