Цель урока:
1) упражнять в написании буквосочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу;
2) развивать орфографические умения;
3) развивать внимание, слуховую и зрительную
память, быстроту реакции, логическое мышление;
4) расширять словарный запас учащихся.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- магнитофонная запись дождя;
- карточки со словарными словами;
- индивидуальные дадактические карточки.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Cегодня на уроке у нас гости.
– Поздоровайтесь.
– Садитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
– Определите своё настроение (ученики показывают мимические карточки).
II. Разминка
– Начнём урок с разминки.
– Каждый урок мы тренируем свою память, речь, внимание,наблюдательность.
– Договорите слова-антонимы. Что такое антонимы?
– Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы:
- Добро помни, а зло … (забывай).
- Книга содержит вопросы и … (ответы).
- Каково начало, таков и … (конец).
- Лучше знать мало, но хорошо, чем … (много), да … (плохо).
- Какого цвета середина у светофора? (жёлтая)
- Лучший в мире крокодил? (Гена)
- Развиваем слуховую память. Какой звук общий.
БАРБОС, КРАСКИ, СНЕГ, ПОЛЮС
КРИК, МИСКА, ЛИСА,ПАРИК
- В ряду слов:
СОН, КОН, СТОН, СЛОН, ВОН – вторым стоит слово “стон”. Права ли я?
– Молодцы!
– Отвечайте без подсказки: любите путешествия и сказки?
– Приглашаю вас в сказочное путешествие.
– Нам надо навестить колдунью и преодолеть все препятствия, которые будут встречаться на пути.
III. Закрепление изученного материала.
1).Запишем дату и место откуда мы отправляемся в наше путешествие
– 30 апреля.
– Классная работа.
– Ой, посмотрите, что произошло.
Ужасно не повезло.
Колдунья появилась,
На всех-всех разозлилась.
Заданья забрала,
С собой их унесла.
Дома всё перемешала
И потом заколдовала.
Заглянем к колдунье в дом
И разведаем, что почём.
(Иллюстрация колдуньи на экране).
– Сначала идём по извилистой дорожке.
2) Каллиграфическая минутка.
– Прочитайте буквы ж, ш, ч, щ.
– Запишите их.
– Какие звуки они обозначают?
Что это за звуки?
– Чем особенны эти согласные?
(Не имеют пары по мягкости ж, ш. Не имеют пары по твёрдости ч,щ.Требуют к себе особого внимания со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто к себе не подпускают)
– Запишем сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу.
– Работа по карточкам. Найдите все слова с сочетаниями жи-ши и напишите их. Кто быстрее?
– Сколько слов написали? (8 слов на экране для проверки)
3).Словарная работа.
– Теперь прямо идите и в окошко загляните.
– Сидит колдунья дуется
На целый белый свет
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Наколдовала школьникам
Сложное задание.
– Отгадайте, какие словарные слова спрятала колдунья.
– Для этого надо вспомнить поговорки, фразеологические обороты, которые обогащают нашу речь.
Стреляный ______________ (воробей).
Считать ___________ (ворон).
__________ на хвосте принесла (сорока).
Вот где____________ зарыта (собака).
– Когда так говорят?
– Стрелянный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть.
– Считать ворон – глазеть по сторонам, разбойничать.
– Сорока на хвосте принесла– дошла информация от кого-либо.
– Вот где собака зарыта-суть дела, заключается главное, в этом причина.
– Проговорите эти слова.
– Запишите по памяти эти слова. (Проверка слов на экране).
– Чем похожи эти слова? (Отвечают на вопрос кто?, одушевлённые существительные имеют, 3 слога).
– Какое слово лишнее? (собака-животное)
– Ребята справились с заданием, ну что за наказание!
4).Вставить пропущенные слоги.
– У колдуньи живут кошка и мыши. Сейчас мы что-то о них узнаем.
– Но, что это? Колдунья нагнала на небо тучи. Дождь начинается. Спасайте слоги ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА! (Звучит музыка дождя).
(На экране стихотворение, в словах пропущены слоги, вместо них тучки.)
___ли на ___ мы___
За трубой на крыше.
Там ___десное местечко,
Потому что рядом печка.
Су___т печка сухари,
Мы___ и___т крошки.
Знают даже малы___:
И___т мышек кошки.
– Проверяем. Молодцы!
(Тучки перевернулись, открылись пропущенные слоги.)
5). Физминутка.
Бабочка.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела.
И к цветочкам полетела.
6).Самостоятельная работа.
– Рядом с нами живёт крот.
Он подземный роет ход. (Иллюстрация на экране)
– Он хочет проверить ваше внимание.
– Крот записал разговор колдуньи.
– Проверьте, правильно ли, исправьте ошибки.
Вот, что говорит колдунья: (на экране текст, который нужно исправить)
Вчяще леса то ли век, то ли два
Жыла молчяливая птица сава.
Все заданья ей отнесу,
Снова колдовать буду в лесу.
(Проверка на экране правильно написанного текста).
IV. Итог урока.
– Опять колдунья дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Ну что за невезение
Ну что за наказание:
Все выполнили мы задания –
Ошибок больше нет.
А может бять, кто дуется,
Тому и не колдуется?
– Дома превратите колдунью, которая дуется на целый “белый свет” в добрую фею, которая будет всем помогать и вместе с нами изучать русский язык. Нарисуйте.
– Понравился ли вам урок? Какой именно этап понравился?
– Покажите своё настроение. (Показывают мимические карточки).